Азбучные истины начала учебного года: стиль учения и стилистика учёбы

Азбучные истины начала учебного года: стиль учения и стилистика учёбы

  Воспитание в картинках  

Alina_Sergeevna Alina_Sergeevna 15 сентября 2014

Сентябрь. Что же всё-таки делать взрослым? Не нервничать самим и не ругать детей. А ещё – принимать, понимать, прощать растущие личности. А также помогать, воодушевлять и вдохновлять.

0
- {{rating.rating | number}} +
Поймите (после вдумчивого анализа и наблюдений) черты личности вашего ребёнка. Всегда опирайтесь на сильные черты личности подрастающего человека. У нас же почему-то принято делать как раз наоборот. Ведь мы нанимаем ребёнку репетитора по тому предмету, который ему даётся труднее всего.
Ещё важно понять стиль учения маленького человека. Кстати сказать, свой собственный стиль учения не плохо бы понять тоже, уважаемые взрослые!

Я уже писала о разных стилях учения в статье «КАК ПОНЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА»


Вот основные различия людей в их стилях учения:
· Ученик может быть визуальным (лучше всего учится с текстовой опорой), аудиторным (лучше всего учится, слушая) или кинестетическим (лучше всего учится, делая).
· Ученики бывают детальниками (изучают все подробно, в деталях) и глобальниками (воспринимают все в общем и целом).
· Ученики и дети вообще могут быть шустрики (очень быстрые) и мямлики (замедленные).
· Ученики бывают бегуны (учатся быстро, схватывая все на лету), пешеходы (учатся медленно, не спеша) и прыгуны (казалось бы засиживаются на старте, но потом рывками догоняют и перегоняют остальных).
· У каждого человека какое-то из полушарий мозга является ведущим. Соответственно и ученики бывают правополушарными (правое полушарие мозга ведущее) и левополушарными (левое полушарие мозга ведущее). Для каждого характерны свои особенности.
· Люди бывают экстравертами и интровертами.

Источник: http://www.krokha.ru/razvitie-detey/podgotovka-k-shkole/kak-ponyat-pervoklassnika-13-sovetov


Как-то раз, вспоминая со старшей дочерью её школьные годы и зная, что физика и история были её НЕ самыми любимыми предметами, я спросила дочь, что ей больше всего запомнилось из школьного курса физики и истории. Дочь ответила, что больше всего ей запомнились по истории два мероприятия. Одно – «выборы президента», это у них такая деловая общешкольная игра была, организованная учителями истории школы, а ещё «дебаты» по теме «Я смотрю в 21 век …» одна команда защищала позицию «Я смотрю в 21 век с оптимизмом», другая «Я смотрю в 21 век с пессимизмом».

Дочь призналась, что только после этих мероприятий она начала что-то путное смыслить в современной истории, сделав при этом для себя два открытия: 1) как сложно, чтобы тебя выбрали президентом и 2) как трудно вести цивилизованные дебаты, выслушивая разные точки зрения.

Что касается физики, то дочери больше всего запомнились и понравились лабораторные работы по оптике, когда она сама «преломляла лучи». На вопрос о её стиле учения дочь не задумываясь ответила, что лучше всего она учиться в деловой игре и в какой-то деятельности, т.е. что-то реально делая руками.

А теперь, уважаемые взрослые, задумаемся, много ли у нас ТАКОЙ деятельности в предлагаемых детям разных учебных курсах? Скажем честно, не много! Может быть, поэтому не всегда легко и просто определить лучший стиль учения человека.

Расскажу о себе. Когда мы с мужем заканчивали университет (мы учились на одном курсе), то у нас выработался такой стиль подготовки к устным экзаменам: я читаю, а он слушает. И я всегда полагала, что мой лучший стиль учения – визуальный, мне непременно нужна текстовая опора. Каково же было моё удивление, когда, проработав после окончания университета пять лет в школе, я вдруг обнаружила свой самый сильный стиль учения. И он оказался не просто чтением вслух.

Мы с одной моей коллегой готовились к учительским квалификационным экзаменам, чтобы сдать на более высокий профессиональный разряд. А готовились мы так: сначала молча прочитывали кусок необходимой информации, а затем тут же начинали с ней обсуждать только что прочитанное. И ещё я поняла одну простую вещь – я не могу долго сидеть на одном месте. Обсуждая информацию с коллегой, мне надо было постоянно как-то двигаться, ходить по комнате, то и дело вставать, подходить то к окну, то к письменному столу, кипятить и разливать, а потом прихлёбывать из чашки чай, и т.п.

Какое это было для меня открытие! Информация усваивалась мной легко и просто, а те квалификационные испытания я выдержала с блеском. Причём подготовилась я к ним довольно быстро. Это было для меня поразительно, т.к. я всегда считала, что не очень хорошо умею учиться, долго всё усваиваю, да и в школьные годы была лишь средней «хорошисткой», т.е. никогда не блистала в учёбе. Так и понятно, меня ведь заставляли сидеть, молчать и слушать учителя. Но, как оказалось, ТАК я не учусь. Или, по крайней мере, учусь трудно и малоэффективно.

Удивительное дело, только окончив университет и проработав после этого пять лет, я нашла, наконец, самый лучший, сильный и эффективный стиль учения. Я нашла СВОЙ стиль! Тогда же я поняла, что не блистала ранее во время учёбы именно потому, что училась НЕ своим самым лучшим стилем.

Мы, взрослые, часто ругаем детей за то, что они не хотят учиться или учатся недостаточно хорошо. Мы, взрослые, мечтаем, чтобы наши дети хорошо учились и в итоге чему-то путному научились. При этом мы мало задумываемся о том, в какой стилистике происходит учёба, обучение, учение маленького человека.

Слушайте, уважаемые взрослые, а что если открыть ребёнку ЕГО стиль учения пораньше, чем через пять лет после окончания высшего учебного заведения?! Только сразу хочу вас предупредить, ни детский сад, ни школа этим заниматься не будут. Там идёт общий поток детей, и учат всех «под одну гребёнку». Поэтому, увы!, на современном этапе это остаётся делом родителей и семьи – найти самый эффективный стиль учения подрастающего человека и, главное!, предоставить ему возможность учиться именно таким стилем, хотя бы иногда, т.к. я понимаю, что расхаживать по классу, попивать чаёк и обсуждать с одноклассниками слова учителя ученикам вряд ли позволительно.
Нет, разумеется, я ничего не имею против того, если ваш ребёнок может сидеть несколько часов подряд, не шевелясь и не разговаривая, при этом смотреть в рот учителю, слушать и ТАКИМ образом чему-то научиться. А именно такова стилистика учёбы в нашей школе: сиди, молчи, слушай, повторяй за учителем, делай задания по образцу. Да, ещё забыла – заучивай большой объём неактуальной информации на память. Речь о том, что вдруг это не его стиль учения.
А если не заучивается? А если трудно усидеть? Что делать? Для начала, попытаться понять маленького человека. Что он чувствует, испытывает, ощущает? Кстати сказать, попытаться понять не плохо бы и больших человеков, находящихся рядом – причём не только в смысле учёбы, да и себя, любимого, не забыть.

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

Читайте в других блогах