«Ты не можешь чувствовать то, что ты чувствуешь!»

«Ты не можешь чувствовать то, что ты чувствуешь!»

  Воспитание в картинках  

Alina_Sergeevna Alina_Sergeevna 21 сентября 2014

Общаясь с ребёнком, взрослые часто отрицают чувства и эмоции подрастающей личности. Они тем самым показывают, что и за личность-то его не считают.

1
- {{rating.rating | number}} +
Хочу привести один из самых неприятных диалогов моего детства. Он часто звучал между мной и одной самой строгой родственницей женского пола. Я, делая что-то, иногда говорила: «Я устала!» Она мне на это неизменно отвечала: «Нет, ты ещё не устала. Я сообщу тебе дополнительно, когда ты устанешь. Это будет позже, значительно позже, а не сейчас». Очень не любила я этот короткий диалог.
А одна наша учительница в школе на жалобы учеников: «Мы устали!», всегда строго отвечала нам: «Вы – такие молоденькие, такие здоровые! Усталость вы начнёте чувствовать только лет через 30-40. А сейчас даже и думать забудьте об усталости! И чтобы я больше ТАКИХ жалоб не слышала!» Уж не знаю, могли или не могли чувствовать усталость младшие школьники, но слышать такие фразы от учительницы почему-то было обидно. Да и после обсуждения с одноклассниками мы всё же приходили к выводу, что усталость – это было именно то, что мы ощущали после 5 уроков сидения в классе за партами.
Уважаемые взрослые, задумаемся, очень часто общение с ребёнком срывается, едва начавшись, из-за того, что мы, услышав о проблеме маленького человека, сразу её начинаем отрицать или давать своё (весьма вольное!) её толкование и видение. А, может быть, просто мы уходим от проблемы, тут же её отвергая?

Примеры:

Диалог №1

Ребёнок: Никто не хочет со мной дружить!
Взрослый: Ну, что ты такое говоришь! Просто друзей найти трудно. Не все люди умеют дружить. Но всё-таки я думаю, некоторые ребята хотят с тобой дружить.

Но ведь ребёнок только что сказал нам обратное! Значит, у него проблема, у него что-то не ладится, не складывается, не получается. Мы же отрицаем это, да ещё приводим к этому своему отрицанию разные доводы. А, может быть, мы, взрослые, ТАКИМ образом успокаиваем себя? А ребёнок, не понятый и не принятый нами (ведь он именно так это ощущает!), закрывается от общения со взрослым, погружаясь в собственные переживания.
Да и вообще, уважаемые взрослые, эти темы (трудно или легко общаться, умеют это делать дети или нет) ребёнок, кажется, и не собирался с нами обсуждать. Но он абсолютно точно и ясно ощущает, что «С НИМ НИКТО ДРУЖИТЬ НЕ ХОЧЕТ». Маленький человек хотел и ожидал от нас, взрослых, помощи, поддержки, совета в решении этой его проблемы. Но, мы, взрослые, увы!, не поняли растущего человека и не приняли его переживаний. Вместо этого он получил отрицание своих чувств и эмоций, а также наше взрослое утверждение как раз обратного тому, что высказал.
Сколько таких непонимания и отрицаний чувств ребёнка случается каждый день?


Диалог №2

Дочь: Мам, я, кажется, влюбилась!
Мама: Ещё чего выдумала!!! Рано тебе! Об учёбе надо думать!

Дочь не знает наверняка, рано это случилось или не рано. Также, как этого не знала Джульетта, влюбившаяся в Ромео в 13 лет. Дочь не уверена, что самое важное дело её жизни сейчас – учёба. Но, она точно чувствует, ощущает, переживает новые, ещё не ведомые ей чувства. Можно так или нельзя, должно так быть в этом возрасте или нет? Во-первых, ребёнок с нами ЭТИ вопросы не обсуждает. А, во-вторых, даже если ТАК, на наш взгляд, быть не должно – тем не менее, это именно то, что произошло и то, что чувствует маленький человек в настоящий момент, о чём переживает и чем готов был с нами поделиться.
Мы, взрослые, порой грубо обрываем общение, сами того не заметив и не оценив душевного порыва ребёнка – быть с нами откровенным. Кстати сказать, мы точно также порой поступаем и друг с другом!
Такой своей реакцией мы всё равно не решим проблему доверившегося нам человека, будь то взрослого или ребёнка – ведь мы отрицаем, отменяем его чувства, эмоции и искренние переживания.
А ведь можно было бы прореагировать по-другому. Как? Это как раз самый главный и сложный вопрос, ответ на который должен постоянно искать каждый любящий и думающий взрослый.
Из моего родительского опыта могу сказать, очень неплохой реакцией на откровения доверившегося вам человека (любого возраста!) является: во-первых, его внимательное выслушивание, а, во-вторых, рассказ о том, что и с вами такое случалось, с описанием деталей и нюансов, что именно и как вы чувствовали в такой же ситуации.

Домашнее задание любящим и думающим взрослым:

Попробуйте переписать приведённые выше диалоги по-другому, а главное построить общение с дорогими вам людьми более терпимо и мудро.

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

не знаю, у нас почему-то таких ситуаций не бывает. Общаюсь с ребенком на равных.

Читайте в других блогах