«Творческое развитие – это единственно возможный путь в будущее»

Назад
«Творческое развитие – это единственно возможный путь в будущее»
- {{rating.rating | number}} +

Елена Зеленцова – известный российский эксперт по культурной политике, кандидат культурологии, директор Агентства «Творческие индустрии», руководитель специализации «Креативная экономика» Московской высшей школы социальных и экономических наук, автор многих статей и нескольких книг.

Елена закончила отделение истории и теории изобразительного искусства исторического факультета МГУ в 1993 году. В 1990–2000-х – менеджер и куратор культурных проектов, организатор нескольких международных выставок, конференций и семинаров. Руководитель рабочей группы по подготовке концепции культурной политики Пермского края (2010). С февраля 2012 года – директор Культурного центра ЗИЛ.

 

Кроха: Елена Валентиновна, расскажите, что представлял собой Культурный центр ЗИЛ до 2012 года?

Елена Зеленцова: Это первый советский дворец культуры и самый крупный ДК в Москве (площадью в 23 тыс. кв. км). Он создавался в 1930–1937 годах по проекту братьев Л. А. и А. А. Весниных, известных представителей конструктивизма, и здание является самым крупным памятником этого направления в архитектуре Москвы. Строилось оно на месте древнего Симонова монастыря – часть построек была разобрана на рабочих субботниках, а часть сохранилась, и в таком соседстве XIV век и архитектурный авангард живут до сих пор.

До 2008 года он относился к Заводу имени И. А. Лихачева, а в 2008 был передан городу. Некоторые народные коллективы существуют здесь больше 60 лет – Народный Драматический театр (с этого года он носит имя своего основателя С. Л. Штейна), Хор русской песни, Детский хореографический ансамбль «Юный Зиловец».

С февраля 2012 года Культурный центр

ЗИЛ действует как экспериментальная площадка Департамента культуры Москвы по модернизации клубных учреждений культуры столицы.

 

К:Почему Вы решили работать именно на этой площадке?

ЕЗ: В Москве 84 городских ДК и в большинстве из них законсервировалась обстановка и система досуга времен 50-х – 70-х годов. Жизнь в них еле теплится – эту ситуацию пора менять, нужно реагировать на запросы людей, быть созвучным окружающей реальности и современным форматам городской жизни.

 

К: Творческое развитие – что это?

ЕЗ: Если говорить в общем, творческое развитие – это единственно возможный путь в будущее.

Концепция Культурного центра состоит в том, что дети не просто приходят на занятия и проводят несколько часов своего ежедневного времени, приобретая навык петь, танцевать или лепить – не только это. Но и учатся думать, понимать себя, свое тело, свои мысли, рефлексировать, проектировать, видеть ситуацию в целом и находить нестандартные выходы, развивать в себе интерес к жизни и всем ее проявлениям, музыкальный вкус, художественный вкус. То есть это в большей степени история про то, «как», а не «чем» заниматься. 

 

К: Насколько важно на сегодняшний день помогать детям развиваться? Кто должен участвовать в этом?

ЕЗ: Помогать в развитии могут информационные технологии, актуальные программы, интересные и доступные детям. Участвовать в процессе познания и освоения может весь окружающий ребенка мир – важно создать среду, дружелюбную, качественно новую. Если говорить о людях, это родители, преподаватели, причем здесь важны не только и не столько профессиональные знания, сколько качества личности: открытость, харизма, энергетика, реализованность в жизни, интерес и желание заниматься с детьми.

В современном мире школа и традиционная система образования во многом потеряли свое исключительное место; школьникам зачастую хочется сменить обстановку, получить другой, не школьный опыт, реализоваться в другой компании и другой сфере. Как для взрослых огромное значение сегодня имеют «третьи места» – не дом и не работа, а место свободного выбора, так и для школьников такие места – не дом и не школа, а может быть, место дополнительного образования, творчества, общения, игры. Сейчас подросткам некуда пойти, в Москве нет таких бесплатных публичных мест, где им было бы комфортно и приятно находиться. Мы хотим создать в Культурном центре такое «место  притяжения», где много всего разного и интересного.

 

К: Кто посещает кружки и мероприятия в ЗИЛе? Дети каких возрастов? Если можно, приведите примеры какой-то секции или лекций. Расскажите  о них.

ЕЗ: Наши традиционные аудитории – дошкольники и младшие школьники, которых приводят родители,  и люди старшего поколения. С последними мы сейчас придумываем волонтерские программы – как подключить их энергию к деятельности Культурного центра, затеяли для них специальных курс лектория и будем думать над общедоступными программами компьютерной грамотности.

Подростков нам тоже очень хочется привлечь – для них запустили программы по современному искусству в Мастерских художественного проектирования, курсы творческих профессий (архитектор, иллюстратор, фотограф, веб-программист, режиссер и т. д. вплоть до иллюзиониста). Зрелищными играми – йо-йо, фитбегом и контактным жонглированием можно заниматься в Skilltoy Академии. Есть музыкально-образовательные курсы СемиНотка; идет набор в школу-студию Драматического театра им. С. Л. Штейна, где преподают педагоги из Щуки и РАТИ Гиттис; современному танцу учат в Театре танца ЗИЛ.

С 1 по 5 ноября, в дни школьных каникул, мы проводим большой фестиваль «День Открытых миров», где будет свободный вход и игры-реконструкции, комиксы, большой фестиваль мультфильмов и турниры по настольным играм.

В Москве такой климат, что подростку после занятий в школе некуда пойти – нет таких мест, где он мог бы бесплатно провести время со сверстниками. У нас появится такое место – ракетки для настольного тенниса и настольные игры, записавшись, можно получить у администратора в любое время с 10 до 22 часов. Каждую субботу у нас проходит клуб любителей йо-йо – ребята тренируются в зимнем саду, общаются, все это под присмотром охраны и администраторов.

Будем думать в следующем году над полноценной программой на школьные каникулы и о летнем городском лагере нового типа.

 

К: Чего, по Вашему мнению, не хватает крохам сегодня? Внимания родителей, школы, государства или чего-то другого?

ЕЗ: Мне кажется, сегодня крохам не хватает уважительного отношения со стороны родителей и их поддержки: часто приходится наблюдать, как мамы и папы одергивают детей во время занятий, то есть вместо того чтобы поощрить, поддержать, похвалить ребенка, его критикуют и подавляют. А еще хотелось бы, чтобы родители погружались глубже в те занятия, которыми увлечен ребенок, – будь то постановки семейного театра в «Городе мастеров», совместные занятия по керамике или сопереживание подросткам на показательных выступлениях по йо-йо.

 

К: Каким Вы видите идеальное участие культурных центров в развитии ребенка, начиная с 3 лет?

ЕЗ: Культурный центр – это то место, которое работает на принцип life long learning (обучение в течение всей жизни). Наша культурная программа позволяет с самого раннего возраста,  а то и с перинатального периода (никто ведь не запрещает будущим мамам посещать оперные постановки, заниматься вокалом или ходить на балет) заниматься своим творческим развитием.

Сейчас мы открыли очень успешное направление «Мама + Малыш», когда дети от 1 года вместе с мамами делают первые шаги в изобразительном искусстве и тактильном освоении мира.

Для самых маленьких в Мастерских художественного проектирования работает программа «Дары», где в компании с профессиональными художниками и искусствоведами дети знакомятся с  цветом и  формами.

Есть программы раннего развития, направленные на познание окружающего мира и взаимодействие с другими детьми, комплексная программа состоит из занятий рисованием, хореографией, ритмикой и пением. На занятиях ребенок обязательно обнаружит, чем ему интереснее заниматься дальше, и пойдет уже по этим направлениям. Развивать логику можно с трех лет на занятиях шахматами. С четырех лет работает подготовительная группа в детском музыкальном театре «Город мастеров», открыты почти все танцевальные направления.

 

К: Как Вы относитесь к влиянию СМИ и интернета на юные умы? Нужно ли ограничивать детей при просмотре ТВ?

ЕЗ: Вопрос в том, какую именно информацию черпать из этих источников. Сейчас существует масса высококлассных приложений для детей, такими разработками занимаются все, начиная от Google, MIT и Смитсоновского института, до развивающих мини-программ для всех возрастов. Важно всё, чем интересуются дети, делать вместе – не включать ТВ и давать iPad, чтобы ребенок не мешал, а вместе читать, смотреть мультфильмы, научно-познавательные программы, и потом обсуждать.

 

К: Как лучше влиять на образование и творческое развитие ребенка?

ЕЗ: Родители всегда хотят помочь и повлиять на выбор ребенка и нередко переусердствуют. Вот пример, у нас есть курсы профессиональной ориентации в творческих профессиях для подростков; часто за детей выбирают родители, причем только престижные профессии – архитектора или программиста. При этом не менее захватывающие курсы зоолога или иллюзиониста, которые, быть может, помогут молодому человеку чувствовать себя увереннее в жизни, пока не набрали полную группу,

чтобы начать занятия. Родитель может советовать ребенку, может обсуждать с ним, куда лучше пойти, но самое мудрое влияние – предоставить ему принять собственное решение.

 

К: Как Вы представляете себе идеальных родителей?

ЕЗ: Это родители, которые всегда поддержат естественные потребности ребенка в общении, движении, фантазии и любопытстве. Активные люди, которым самим интересен этот мир, собственное развитие, творчество.

 

К: Что бы Вы пожелали читателям сайта Кроха?

ЕЗ: Быть открытыми и думать, как реализовать творческий потенциал не только своих детей, но и свой личный. Семейный формат многих занятий вполне позволяет получать удовольствие от процесса не только детям, но и их родителям.

 

  • Автор: Александра Хмурковская

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

:yes:

:)