Первый кризис в поведении и воспитании ребенка

Назад
Первый кризис в поведении и воспитании ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Ребенку один год, в его психологии произошли существенные изменения. Капризы, слезы, упрямство – явные сигналы кризиса одного года. Как теперь воспитывать и какие игры помогут пережить сложный период? Рассказывает психолог Татьяна Поляк.

Это серьезное испытание для родителей. Малыш, который недавно был таким послушным, становится капризным и упрямым. Он начинает активно проявлять себя и упорно отстаивать свое «Я».

Как проявляется

Кризис может начаться и в десять месяцев, и в год, и после года. Вы замечаете, что малыш становится более самостоятельным: после того как он научился ходить, его невозможно остановить. Он начинает ходить сразу после пробуждения и продолжает делать это, кажется, даже во сне. Ему нужно срочно осваивать неизведанные территории, в том числе и такие, куда мама ходить не разрешает. Теперь на запреты ребенок реагирует возмущением – криком, капризами, плачем, упрямством. Если это не помогает, в ход идет тяжелая артиллерия – истерика и падение на землю с художественным дрыганьем ногами.

Поведение ребенка меняется и становится крайне непоследовательным.

  • Малыш противится вашему желанию приласкать его, но в то же время совершенно не может без вашего внимания – требует его именно тогда, когда вы заняты или собираетесь уходить.
  • Ребенок становится маминым хвостом в буквальном смысле слова – цепляется за ее одежду, не дает маме покинуть дом хотя бы на полчаса.
  • Появляются проблемы со сном: время сна сокращается, а процедура укладывания удлиняется.
  • Взаимоотношения с едой тоже переживают не лучшие времена: некоторые малыши становятся гурманами и требуют исключительных блюд (например, макароны с вареньем), другие просто охладевают к еде, третьи едят «периодами».

Страхи и капризы

Умение ходить дает малышу чувство физической независимости. У него появляются собственные желания, и он понимает, что может удовлетворить их самостоятельно. И как следствие – у него начинает зарождаться воля («я хочу – дай мне») и целеполагание («я хочу – значит, надо добиться»). В этот ответственный период ребенок должен быть уверен, что его не бросят, и мама всегда будет рядом. Если вам нужно уйти – не делайте этого внезапно или, хуже того – «потихоньку», пока он не видит. Предупредите малыша, скажите, куда идете, когда вернетесь, приласкайте его. Если ребенок боится отпускать вас даже в ванную, не стыдите его и не оставляйте насильно в комнате одного – посадите в ванной комнате на табуретку и дайте ему поиграть с мочалкой, пока моетесь.

Аффективные реакции (плач, истерики) могут быть вызваны не только запретами и непониманием, но и скукой, желанием добиться отмены запрета или усталостью. Способы борьбы со скукой известны: игры, разговоры, чтение стихов или пение. В случае капризов по поводу запрета стоит занять жесткую позицию, иначе малыш привыкнет, что всего можно добиться – стоит лишь поплакать. Будьте тверды, но не агрессивны.

Рассказывают родители

мама Лариса:
«Если моя годовалая дочь начинала кусаться, царапаться, то я сажала ее к себе на колени и говорила спокойно: «Соня, маме больно! Мама будет плакать! Ты хочешь этого?» Она отвечала «Нет!» И потом я сразу пыталась переключить на что-нибудь ее внимание – на интересный предмет, на игрушку, на книжку...»

папа Игорь:
«Если уговоры не помогают, поступайте с ребенком так же, как и он с вами. Если он укусил вас, сделайте то же самое, если ущипнул – ущипните его тоже. Ребенок же не знает, как вам больно, а на словах объяснить ему еще очень сложно».

Познаем мир в игре

Игры – незаменимый помощник во всех вопросах воспитания. Так, одеть ребенка на улицу гораздо легче, когда он слушает знакомые стихи. Есть суп ему интереснее, когда каждая ложка – «грузовик», а рот – «ворота», куда «грузовик заезжает». И спать малышу лучше ложиться не в кровать, а в «норку» – ведь вы играете в лисят!

Основное занятие малыша сейчас – исследования. А вы – волшебник, помогающий ему. Постарайтесь, чтобы испуг по поводу разбившейся чашки или боль от упавшего на ногу половника не отбили у малыша охоту осваивать мир. Лучше не запрещать, а помогать – поддерживать что-то тяжелое, поднимать выше к предмету, который вызвал его любопытство. Малыш понимает гораздо больше, чем вам кажется. Рассказывайте ему обо всем вокруг. Называйте предметы и явления, объясняйте, куда поехала машина, куда пошел тот человек, какое сейчас время суток. Проговаривайте вслух его «просьбы» и желания: «Ты хочешь этот мячик?», «Предлагаешь пойти на горку?» Показывайте малышу, для чего предназначены те или иные предметы, учите разным способам использования одной вещи. И не забывайте, у детей – свой ритм, гораздо более медленный, чем наш, взрослый. Дайте ребенку возможность насытиться впечатлением от чего-то, его заинтересовавшего, не дергайте, принуждая куда-то идти или переключаться на что-то новое, даже, по вашему мнению, более любопытное. Кризис одного года не обязательно проявляется слезами и криками, многие родители и не замечают каких-то особенностей в поведении ребенка в этот период. Если вам не повезло, не стоит винить себя в плохом воспитании или бросаться «переделывать» ребенка. Помните – это всего лишь переходный этап, и из него, как из любого кризиса, вы и ваш малыш выйдете более сильными, более умелыми и лучше понимающими друг друга. По крайней мере, к этому надо стремиться.

Ведите себя правильно

Сейчас родителям очень важно понять, что негативизм малыша – нормальное поведение (кстати, кризис может протекать без истерик и слез). Ребенок учится утверждать себя. Ваша задача – поддержать его, перестроив свое поведение и способ взаимодействия с малышом. Теперь вы – не всесильное существо, предвосхищающее потребности, а товарищ по игре, помощник и... пример для подражания. Стиль общения – не руководство, а сотрудничество. И не забывайте постоянно показывать малышу свою любовь!

Запреты Часто вспышки детского негативизма обусловлены большим количеством запретов. Чтобы меньше запрещать что-нибудь ребенку, попробуйте создать для него максимально безопасную среду. Все ценное, опасное и хрупкое уберите, важные ящики заприте на ключ. А для прогулок вместо опасных улиц и магазинов, в которых постоянно будет звучать слово «нельзя», лучше выбирать скверы. Когда будете убирать все ценное, подумайте – точно ли это нужно прятать от ребенка. Почему, к примеру, малышу нельзя поиграть на папиной гитаре? Еще раз продумайте и систему запретов. Почему нельзя стоять в песочнице на коленках и брать песок руками? Если вдуматься, многие «нельзя» лишены здравого смысла и вызваны лишь родительским нежеланием (стирать грязные штаны, подсаживать тысячный раз на дерево) или боязнью осуждения окружающих («что это он у вас по земле ползает?»). Малыши очень чутки к тону – забудьте «назидательные» интонации или крик. Запрещая, спокойно объясните, почему вы это сделали. И попробуйте найти альтернативу: можно рвать не книжку, а старую газету, валяться не на холодной земле, а на лавочке, бросаться не песком, а осенними листьями.

Непонимание Вторая распространенная причина детского негативизма – непонимание родителями своего чада, его только формирующейся речи. Остается одно – внимательно наблюдать за своим ребенком и учиться понимать его. Если вы будете прислушиваться к тому, что лепечет кроха, пытаясь понять, что именно он имеет в виду, поводов для недовольства будет меньше.

Рассказывают родители

мама Елизавета:
«Дочке год, и она сейчас переживает кризис. Если ей что-то не нравится, начинается крик, плач, истерика, катание по полу. Я говорю ей: «Когда успокоишься, приходи», – и удаляюсь в другую комнату. Истерика почти сразу прекращается. Так же я поступала и с двумя старшими сыновьями – метод срабатывал!»

папа Илья:
«У взрослых в семье должны быть одинаковые требования к ребенку. Неправильно, если один что-то запрещает, а другой – разрешает. Ребенок может запутаться в правилах, и это будет только приводить его к раздражению и истерикам».

  • Автор: Татьяна Поляк
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

7 комментариев к записи

Да, в этой статье все очень точно подмечено. Моему сыну 1 год и 1мес. и у нас тот период, когда ему нужно все осваивать и если что-то запрещаешь, то слезы и капризы не прекращаются. А слово нельзя он повторяет вслед за нами, родителями - "ниня-ниня", грозит пальцем, и продолжает делать, то что хочется ему. Конечно истерик с заваливанием на пол у нас нет, но он четко добивается своей цели. Я заметила, что если я говорю "нельзя" повышеным тоном, то он не всегда обращает на меня внимание, а если я ласково, по доброму зову его и говорю :Сынулечка-лапулечка, ты же хороший мальчик, не трогай, пожалуйста это", то он подходит, обнимает меня и переключается на другие предметы. И считаю, что чем ласковей с ребенком разговариваешь, тем он спокойней и уверенней себячувствует, и нет разницы - мальчик это, или девочка, самое главное, что они самое дорогое и ценное в нашей жизни.

Анна Викторовна, Вы такая молодец! Я с Вами согласна! Нашему Малышу только предстоит нас испытать, но очень хочется, чтобы он понимал ласковый тон)

Да, это все точно про нас. Детеныш после года стал просто невыносимым. Бесконечные капризы и требования и именно с "художественным дрыганьем ногами" и даже драками и кусанием вредных родителей. Драку сразу пресекаем ответными шлепками по попе. На это вообще табу строгое, больше ни за что не шлепаем. Слово "нельзя", если сказать обычным тоном, не воспринимается как запрет, а наоборот, как руководство к действию, а именно опять полезть туда, куда нельзя, при этом следить с хитрой рожицей за моей реакцией. и потом с веселым визгом убегать от меня.Просто чистое озорство! "Нельзя" как запрет воспринимается, если говорю строго, жестко, с "металлом" в голосе, тогда слушается. То есть интонация важное значение у нас имеет. Но есть места, на которые все равно лазит, хоть тресни, н-р на обеденный стол с табуретки и в конфетницу с ногами. Тут уже просто устали реагировать, если не успели убрать табуретки, просто снимаем без комментариев, что называется. Вобще, пацан сам по себе очень активный, просто ураган, так что то ли еще будет!

Спасибо. Статья для меня очень своевременная. именно сегодня расстраивалась по поводу капризов дочечки. Только была такая послушная и вот несколько дней не могу сладить. Слово "нельзя" вообще никаким тоном не воспринимается. Хочется договориться с ребенком. Будем пробовать )))

Детки взрослеют на глазаХ, это так мило))

Ой, у нас тот самый возраст, и пинается и игрушками кидается и кричит, на всё своё мнение, и всё ему надо - особенно то что нельзя )) прям караул :D

Егорка у нас тоже очень активный, всё то ему везде нужно, бывает тяжело справиться и бывает слово нельзя только ещё больше раззадоривает :(