Ребенок не хочет учиться

Назад
Ребенок не хочет учиться
- {{rating.rating | number}} +

Как обучить ребенка развитию речи, привить желание учиться и познавать мир? Психолог Светлана Забегайлова расскажет, какие психологические особенности ребенка дошкольного возраста надо учитывать при его обучении.

 

У Джона Холта, писателя и педагога, есть такая фраза: «Птицы летают, рыбы плавают, а человек мыслит и познает». Хотелось бы вам, чтобы вы и ваши дети улучшили способность учиться и познавать мир? Попробуем понять, как можно это сделать и рассмотрим основные факторы развития.

Языковая среда

Доказано, что у детей, с которыми много разговаривали (особенно в течение трех первых лет их жизни), коэффициент интеллекта был намного выше, чем у детей, с которыми общались мало. Любящие родители постоянно разговаривают с детьми, хвалят за достижения, отвечают на их вопросы, дают руководство, а не приказы. Естественно, что словарный запас маленького ребенка в основном формируют родители. Если они в своей речи используют множество разных слов в различных сочетаниях, если их речь эмоционально окрашена, то и речь ребенка будет богатой по содержанию и правильной по форме. Беседы с родителями, чтение вслух – это тот минимум, который необходим ребенку ежедневно.

Индивидуальные способности и интересы

Конечно же, родители не должны проявлять к ребенку меньше любви из-за того, что он не отличается особыми талантами. У малыша не должно создаваться впечатления, что его достоинство определяется тем, насколько он превзойдет других. Из-за такого настроя дети не только болезненно переживают неудачи, но и испытывают чрезмерное волнение и стресс. Дети, которых называют «глупыми» или «бестолковыми», скорее, потеряют всякое желание учиться, чем захотят повысить свою успеваемость.

Тяга к познанию

Основное качество маленького ребенка – неудержимое стремление все познавать и исследовать. Любознательность проявляется уже с рождения. Мир ребенка наполнен исследованиями. Для этого он использует все возможное, все свои чувства. По словам Джона Холта, «потребность детей познавать окружающий мир и приобретать жизненные навыки столь же сильна, как и потребность в пище, отдыхе и сне. А порой даже еще сильнее».
Сохранить в детях такую тягу к познанию на протяжении всей жизни, включая школьные годы, непросто. И хотя универсального рецепта не существует, есть все же испытанные методы и средства, которыми мы, родители, вполне можем воспользоваться.

Ребенок очень нуждается в искренней родительской любви. Она дает ребенку чувство защищенности, побуждает общаться, задавать вопросы и исследовать окружающий мир.

Поощрение к учебе

Мы знаем, что сорняки вырастают сами, а для хорошего плода нужны усилия. Но контролируя действия ребенка, мы ни в коем случае не должны унижать его или внушать ему страх.

Правильная расстановка приоритетов

Чтобы привить ребенку желание учиться, нужно четко для себя решить, что важнее – светское образование или нравственные ориентиры. Конечно, детям необходимо хорошее образование, но учеба не должна поглощать все их время. Требуется оно и на другие полезные дела, особенно те, которые развивают духовные качества.

Способности и темперамент

Если ребенок раним и мнителен, ему не подойдут занятия в группе. Если он не справляется с требованиями, которые предъявляются в группе, он не должен чувствовать, что подводит остальных. Попробуйте для начала позаниматься индивидуально. Для непосед не подойдут кружки, где требуется усидчивость. Дома понаблюдайте, в течение какого времени ребенок может сохранять внимание. Увеличивайте это время постепенно, с учетом возраста. Максимальное время концентрации для четырехлетнего малыша должно составлять 15 минут, для пятилетнего – 20 минут, а для шестилетнего – не более получаса. Подавайте материал маленькими порциями, в разной обстановке – дома, на улице, в гостях, в магазине и даже во время визита к врачу.

Скромность

Это достаточно полезное для общества (хотя и не очень популярное сейчас) качество личности, она помогает человеку быть последовательным в своих желаниях. Скромные дети охотно учатся, признают авторитет родителей и учителей, у них более устойчивая самооценка. Такие люди не становятся жертвой собственных амбиций и жестокой конкуренции.

Четкие цели

Учите ребенка планировать свои дела и обязательно доводить начатое до конца. Помогайте ему правильно распределять время, необходимое для работы и отдыха. Хвалите его, если он это заслужил, и вместе работайте над тем, в чем необходимо совершенствоваться. Не ставьте перед ребенком заведомо невыполнимых задач – неудачи деморализуют маленьких учеников.

Как вести себя родителям, чтобы развить у крохи желание учиться.

  • Будьте доброжелательны, снисходительны и не очень настойчивы в своих требованиях. Поддерживайте ребенка психологически.
  • Не сравнивайте ребенка с другими: учеба не должна вызывать стресс.
  • Не забывайте о том, что у каждого ребенка свои способности. Будьте реалистичны в своих ожиданиях. Не давайте воли своему тщеславию.
  • В нагрузках найдите золотую середину: лучше немного завысить планку, чем ее занизить. Но не перегружайте малыша – обучение не должно вызывать у него негативых эмоций.
  • Обязательно учитывайте интересы ребенка и его темперамент. Ребенку пойдут на пользу только те занятия, которые ему интересны.
  • Прививайте любовь к чтению. Читайте сами и читайте ребенку. Поощряйте его самостоятельно находить ответы на свои вопросы.

Самооценка

Если ребенок страдает низкой самооценкой и вообще боится за что-либо браться, боясь неудач, ему требуется помощь. Понаблюдайте за ним дома. В чем он хорошо разбирается, какие передачи смотрит с увлечением, чем живо интересуется? Определите, в какой области он может достигнуть хороших результатов. Когда он почувствует успех, похвалите его, поощряя добиваться большего. Тщательно выбирайте педагога для такого малыша. Педагог должен быть терпеливым, проницательным и очень деликатным. Он не должен быть слишком строгим и требовательным.

Умение читать и писать

Это основа любого образования. Родители могут прививать детям любовь к книгам, читая им вслух с самого раннего возраста. Подбирайте книги, интересные как вам, так и ребенку. Многие дети любят книги, которые им читали не один раз. Проявите терпение, спокойно читайте любимую книгу малыша несколько раз подряд.

Очень важно создать обстановку, способствующую успешному обучению. Независимо от того, какой у нас малыш, мы должны помнить, что взрослые – это посредники между ребенком и внешним миром. На нас лежит львиная доля ответственности за успешность ребенка.

 

Ответственность и надежность

Для развития этих качеств недостаточно одного светского образования. Важен личный пример всех взрослых членов семьи. Никогда не обманывайте ребенка.
Каждый познает мир по-своему, поэтому вам придется испробовать разные методы обучения. Так, чтобы лучше запомнить какую-то информацию, нужно как-то ее видоизменить. Если это картинка, опишите ее словами, если это фраза, представьте ее в виде схемы или рисунка.

Систематичность и последовательность

Это самое важное для успешного развития ребенка. Если малыш с рождения спокоен и задумчив, ему вряд ли понравится куда-то бежать и с кем-то соревноваться. Позвольте ему выбрать такое занятие, где бы он мог лицезреть и размышлять. Но не позволяйте подолгу сидеть в одной позе – у компьютера или за книгой. Берегите его зрение и осанку. Больше времени проводите на свежем воздухе.

Пища для ума

Возможности мозга зависят от того, насколько активно он задействован. Вы можете сами задавать вопросы ребенку, ненавязчиво «подкидывать» ему разные идеи, но при этом нужно и по-ощрять его самостоятельность.

Роль семьи очень важна

Вам потребуется много терпения, но все усилия стоят того, ведь дети – это благодатная почва, и мы за них в ответе. Во многом от нас зависит их будущее.

  • Ласково внушайте ребенку, что к нему предъявляются хотя и высокие, но посильные требования. Личным примером показывайте, что залог успеха – усердный труд.
  • Забудьте на время о спешке и заботах Понаблюдайте за птичками – какие они бывают, как играют, купаются, пьют и летают. Послушайте их пение и попытайтесь воспроизвести эти звуки. Поищите в травке маленьких насекомых, познакомьтесь с муравьем, кузнечиком, бабочкой. Где живет паучок? А сколько у него ножек? Какое насекомое ползает? Какое летает? Возьмите с собой коробочку для веточек, шишек, красивых камешков, листиков, цветочков, желудей. Можно сделать дома поделки, можно проверить, что плавает, а что тонет... Так вы разовьете в малыше наблюдательность и любознательность. И самое главное – поможете ребенку найти свое место в этом прекрасном и огромном мире.
  • Создайте «семейный совет» Установите ясные правила для всех членов семьи и четко соблюдайте их. В конце недели вы вместе с ребенком можете подводить итоги. Естественно, на семейном совете ребенок тоже должен иметь право голоса.
  • Поддерживайте контакт с учителями, сотрудничайте с ними. Ни в коем случае не критикуйте действия учителя в присутствии ребенка. Принимайте активное участие в общественной жизни школы, помогайте организовывать экскурсии и т. д.
  • Исследуйте огромный мир Помогите малышу понять, что все во Вселенной имеет свое место и значение, что каждый из нас – часть огромного мира. Для наблюдений за природой используйте все погожие деньки. Обращайте внимание ребенка на облака: одно облако похоже на слона, другое – на кита, а вон плывет «кораблик». По вечерам рассматривайте луну и звезды. Расскажите, что луна превращается в месяц, звезды собираются в созвездия. Потрогайте ствол дерева – он шершавый, а листик гладкий. Камешек тяжелый, а перышко легкое. У елки короткие иголочки, а у сосны длинные. Каждое высокое дерево вырастает из маленького семечка, и у каждого дерева свое семечко. В лесу растут грибы, их любят не только люди, но и некоторые животные, например белочки и ежи. Под корой, под камешком, на веточках – везде кипит жизнь. Много разных звуков можно услышать на улице, и, конечно, никогда не устанешь слушать лес: весной – веселое пенье птиц, осенью – шелест опавших листьев под ногами.

Гораздо успешнее ребенок обучается в той области, которая по-настоящему его интересует. Вот простые правила для облегчения учебы.

  • Связывайте то, что изучает ребенок, с жизнью. Тогда способность понимать материал активизируется. Урок истории станет интереснее, если малышу рассказать какой-нибудь случай из жизни его родных. Математика станет понятней, когда малыш поймет, что пять конфет лучше, чем одна.
  • Учите ребенка сосредотачиваться. Эту способность можно развить, начиная с коротких занятий и увеличивая их продолжительность.
  • Просите малыша пересказывать тексты своими словами. Разбивайте информацию на мелкие части, которые легче перефразировать и запомнить. Сначала пользуйтесь картинками. Задавайте наводящие вопросы – они помогут построить рассказ.
  • Пользуйтесь методом ассоциаций. Когда мы говорим, что цифра «2» похожа на лебедя, что желтый цвет – «как лимон», а круг похож на циферблат, мы облегчаем малышу путь к запоминанию.
  • Создавайте зрительные образы. Они надолго запоминаются. Рисунки, схемы, любой наглядный материал помогут ребенку усвоить информацию. Например, матрешки дадут представление о размере: «большой – маленький», а счетные палочки – о количестве: «много – мало».
  • Повторяйте пройденное. Вспоминайте изученный материал через день, неделю, месяц. Убедитесь, что механическое заучивание переросло в понимание.
  • Автор: Светлана Забегайлова
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться