Проявление агрессии в поведении детей

Назад
Проявление агрессии в поведении детей
- {{rating.rating | number}} +

На определенном этапе развития ребенка у него может проявляться чрезмерная агрессия. В поведении детей появляется вспыльчивость, гнев и ярость. Как родители могут повлиять на чрезмерную агрессивность своих детей? Делится психолог Вера Поветкина.

Если ваш ребенок вдруг стал драчливым, причиняет боль другим детям или взрослым, угрожает, грубит, не торопитесь делать выводы по поводу его агрессивности, не спешите «принимать меры».

Кто победит в «сражении»?

В обществе злость и агрессия являются осуждаемыми чувствами. Поэтому многие взрослые привыкают подавлять свою агрессию, а также приучают детей к тому, что злиться – плохо. Но не спешите принимать жесткие меры, вначале понаблюдайте за ребенком, попытайтесь понять, что стоит за его агрессией. Может, малыш чем-то расстроен? Или ему чего-то хочется, но он не может это получить? Доставляет ли ему удовольствие обижать кого-то или таким способом он вынужден защищаться?

Вам не стоит бояться детской агрессивности. Нет ничего ужасного, когда она проявляется как реакция на какие-то внешние события. Любой из нас в ответ на конфликтную ситуацию, несправедливое отношение, опасность, обиду и нескрываемую враждебность может стать агрессивным. Разница заключается лишь в том, что взрослый может управлять своими эмоциями и конструктивно их выражать. Дети же еще не могут регулировать свое поведение социальными нормами и волевыми усилиями.

Ребенок бурно выразит свое недовольство, не заботясь о том, как он при этом будет выглядеть в глазах окружающих. Он начинает визжать, кричать, кидаться на пол… Родителям бывает стыдно за такое поведение чада, они пытаются «сражаться», чтобы добиться победы: упрашивают, ругают, кричат, шлепают… Результат этого «сражения» – еще большая агрессия малыша.

Елки-палки, или Пропади все пропадом
После двух лет, когда речь становится для ребенка средством общения, появляются и другие средства, помимо физических действий, для выражения обиды, гнева, беспомощности. Это так называемая вербальная агрессия: дети могут использовать бранные слова, дразнилки. Обычно дети повторяют ругательства вслед за взрослыми, не всегда понимая их значение, но, улавливая эмоциональную нагрузку, которую они несут. Вербализация агрессии хорошая альтернатива драке, сломанным игрушкам и прочим разрушениям. Но нужно найти замену бранным и обидным для окружающих словам. В качестве разрядки можно предложить ребенку с чувством произнести: «Елки-палки!» или «Ух как я злюсь!» В отличие от физической, вербальную агрессию невозможно предотвратить, но можно попробовать превратить ругань в комическую перепалку, что позволит снять напряжение.

Возрастные особенности

  • В 6–9 месяцев уже можно наблюдать у младенца самые первые, еще не осознаваемые проявления агрессии – он начинает кусать мамину грудь во время кормления. В этот же период и чуть позже малыши могут бить взрослых по лицу, активно кусаться, до боли сжимать маму в объятиях, при этом они могут мило улыбаться. Это очень важный этап в развитии ребенка, когда он пробует взаимодействовать с другими людьми. Родителям следует, с одной стороны, не ругать и не наказывать ребенка за это, с другой стороны, не позволять делать себе больно. Например, малютка кусает мамин палец, но как только маме становится больно, она должна сказать спокойным, твердым голосом: «Ты кусаешь меня так сильно, что делаешь мне больно. Не кусай меня, пожалуйста».
  • В 1,5–2 года малыш может ударить другого ребенка, отобрать у него игрушку. Таким способом он пытается отстоять свои границы. В этот период важно научить ребенка по-другому защищать себя, не ругая за проявленную агрессию.
  • В 3 года агрессивное поведение ребенка – это скорее всего его протест против власти взрослых, попытка проявить свою самостоятельность. После наказания агрессия лишь возрастает. Теперь ребенок будет делать все «назло». Если вы не выдержите и сдадитесь, то ваше чадо быстро поймет, каким способом у него получилось добиться желаемого результата, и стиль такого поведения закрепится у него надолго. Например, достаточно частая ситуация в магазине: ребенок требует купить игрушку, мама не соглашается, так как в ее планы это не входило. Расстроенный малыш начинает громко плакать, настаивать на своем, топать ногами и в конце концов падает на пол. Конечно же, маме неловко, да и окружающие косо смотрят, делают замечания. Продавец торопит: «Так вам пробивать или нет? Вы очередь задерживаете». Окончательно сбитая с толку мама уже готова на все, только чтобы прекратить этот кошмар. А довольный своей победой малыш возвращается домой с игрушкой. Теперь он точно знает, как добиться своего, – погромче покричать, привлечь внимание, и мама скажет «да».
  • К 4–5 годам ребенок уже способен следовать общепринятым правилам и контролировать свои эмоции, учитывая социальные нормы. Он понимает, как можно себя вести, а как нельзя. Например, если у ребенка взяли его игрушку без спроса, то он уже не будет сразу накидываться с кулаками, а может сказать: «Это моя игрушка. Положи ее на место. Мне не нравится, когда мои вещи берут без разрешения».
  • После 5–6 лет агрессивное поведение ребенка – это уже специфическая форма его взаимоотношений с другими людьми либо реакция на какую- то травмирующую ситуацию, например семейные конфликты, конфликты с учителем или одноклассниками. 

Причины детской агрессии

Борьба за внимание

Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может проверять искренность родительской любви. Он хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. А родительская любовь нередко носит оценочный характер: «Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю» или «Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя».

Обида на родителей

Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины могут быть разными: появление младшего ребенка в семье, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, невыполненное обещание, несправедливое наказание и прочее).

Чувство вины

Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и чрезмерно совестливые дети. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел? Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобится наша помощь. А главное – наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, им будет легче пройти эти уроки.
Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в закономерное поведение или исчезнет, не оставив следа.

Что провоцирует агрессию

В раннем детстве один из главных путей познания окружающего мира – подражание. Малыш стремится во всем подражать родителям. Если вы кричите на него, он ответит тем же, считая, что такое поведение дозволено. Строгие наказания, конечно, вынуждают ребенка скрывать свой гнев в вашем присутствии, но он может проявлять жестокость в других ситуациях. Например, обижая малышей в песочнице.

Кстати, беспомощность родителей, уступчивость при воспитании также способствуют возникновению неконтролируемой агрессии ребенка. Вы должны быть тверды в своих требованиях и запретах, иначе ребенок будет манипулировать вашими слабостями. Устанавливая какой-либо запрет или ограничение, стоит сказать ребенку: «Я тебя люблю, но я не разрешаю тебе брать спички».

Часто родители замечают, что ребенок начинает вести себя агрессивно в период болезни или сразу после нее, при повышении температуры, после госпитализации. Нельзя забывать, что дети далеко не всегда могут объяснить, что их беспокоит. И с помощью агрессивного поведения они сообщают нам, что им очень плохо и что нужна наша помощь.
Дети могут реагировать агрессией и капризами на долгие отлучки родителей, перелет и отпуск в непривычном климате, поступление в детский сад или школу и др. В этих случаях важно набраться терпения, с пониманием отнестись к капризам и вспышкам гнева вашего чада.

В каждом человеке имеют ценность все его чувства и эмоции, в том числе и агрессия. Поэтому важно не подавлять ее в ребенке, а учить конструктивно проявлять.

Родительские университеты

  • Прежде всего попробуйте выяснить, что же является истинной причиной агрессивного поведения вашего ребенка.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, и чаще говорите, что любите его.
  • Обсудите с ребенком его эмоции. Расскажите, что все люди иногда злятся. Это нормально. Научите, как можно выразить гнев, не причиняя вреда другому человеку и даже предметам.

Попробуйте использовать следующие приемы, чтобы ребенок смог «выпустить пар».

  • «Подушка злости» Можно взять подушку, боксерскую грушу. Объясните ребенку, что когда он очень сердит и ему хочется подраться, он может побить эту подушку, «отдав» ей всю свою злость.
  • «Бумажка в кармане» Если ребенок постоянно грубит, дерется, то можно договориться с ним, что в следующий раз, как только ему захочется на перемене с кем-то подраться, он порвет на мелкие кусочки или скомкает бумагу, которая всегда лежит у него в кармане.
  • «Нарисуй свой гнев» Можно предложить ребенку нарисовать его злость и придумать, на что она похожа. Пусть спросит эту злость, почему она так злится, чем ей помочь.

А как быть, если всплеск агрессии произошел на улице, в магазине, в транспорте и под рукой нет «подушки злости»? Как быстро успокоить ребенка?

  • Прежде всего вспомните о том, что всем детям иногда свойственно кричать, капризничать и некрасиво себя вести. Поэтому вам нечего стыдиться и не стоит обращать внимания на едкие замечания прохожих.
  • В момент сильной эмоциональной реакции прекратить какое- то нежелательное действие ребенка лучше словом «СТОП!», а не «Нельзя! Прекрати!»
  • Если это возможно, отведите ребенка в сторону, чтобы не ругать его при посторонних людях.
  • Будьте тверды и последовательны в своих требованиях, не сдавайтесь под напором детской агрессии. Например, вы можете сказать: «Ты кричишь, потому что не хочешь уходить домой. Но мы все равно сейчас пойдем домой. Ты можешь кричать, сколько тебе хочется. Когда ты перестанешь, то мы сможем спокойно поговорить».
  • Если ребенок начинает делать что-то, что угрожает его безопасности (бежать через дорогу, биться головой, расчесывать себя до крови), возьмите его за руки, не выпускайте до тех пор, пока он не успокоится. Твердо скажите: «Я держу тебя, чтобы ты не причинил себе вреда. Я защищаю тебя».
  • Автор: Вера Поветкина
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться