Первоклассник и детские занятия в школе полного дня

Назад
Первоклассник и детские занятия в школе полного дня
- {{rating.rating | number}} +

Если родители не имеют возможности забрать маленького первоклашку домой сразу после окончания уроков, стоит ознакомиться с плюсами и минусами «школы полного дня». Какие детские занятия и кружки ждут ребенка на продленке? О системе воспитания и развития ребенка в ШПД расскажет психолог Родион Чепалов.

 

Главные отличия

Нам хочется, и чтобы школа была недалеко, и чтобы ребенку там было комфортно, и чтобы его не обижали, и чтобы поменьше задавали на дом, но при этом давали хорошие знания. А еще нужна хорошая продленка, чтобы первоклассник, оставаясь в школе, не уставал и не скучал, занимался в кружках и приходил домой со сделанными уроками.
Сейчас в Москве стали появляться так называемые школы полного дня (ШПД). Подобные школы давно существуют на Западе. Для России же это новый опыт, результат которого зависит, наверное, не только от того, насколько хороша и полезна сама идея ШПД, но и от того, каким образом она будет воплощаться в отечественных школах. Поэтому, если вы решите выбрать для своего ребенка школу полного дня, обязательно проверьте, соответствует ли помещение, оборудование школы заявленным требованиям, оцените, сможет ли ваш ребенок чувствовать себя здесь хорошо и уютно в течении всего дня - примерно с девяти утра до пяти - шести часов вечера. Присмотритесь к учителям: насколько они, на ваш взгляд, симпатичные и доброжелательные люди - ведь вашему ребенку предстоит проводить с ними много времени.

ШПД отличается от обычной школы с продленкой тем, что она соединяет в себе в какой-то мере обычную школу и школу-интернат. Имеется в виду, что школа берет на себя ответственность не только за обучение вашего ребенка, но и за его воспитание. Причем предполагается, что большая часть воспитательной работы будет осуществляться за счет школьного самоуправления, а задача педагогов - создание «воспитывающего коллектива».

Учителя в школе полного дня тоже не ограничивают свое влияние на детей учебным процессом. Не секрет, что в обычных школах дети вне урока в основном предоставлены сами себе, и мамы первоклассников в первые же недели учебы приходят в ужас от того, насколько расширился (не в лучшую сторону) словарный запас малышей и сколько синяков и ссадин они получили в драках. Хоть и считается, что вы оставляете ребенка на попечение его учительницы или воспитателей продленки, все отношения в школе построены так, что чуть учитель отвернулся - все переворачивается вверх дном. В ШПД учительским вниманием охвачена и учеба, и свободное время школьника. Причем в некоторых ШПД стараются изменить и сами отношения «ребенок - учитель», существующее в привычной нам школе.
Многие родители сталкиваются с тем, что, начав ходить в школу, ребенок выходит из-под их контроля, и отношения в семье резко портятся. Это связано с тем, что школьная система отношений усугубляет и так существующее в нашем обществе противостояние «взрослые - дети», которое предполагает, что только строгий контроль обеспечивает нормальное поведение и учебу ребенка. А дети, со своей стороны, считают обязательным этому контролю противиться и безобразничать в те моменты, когда контроль ослабевает. Попав же в коллектив «единомышленников», находящихся при этом под школьным давлением, ребенок охотно включается в «сражение» со взрослыми по всем фронтам, включая собственную семью.
В ШПД могут предложить другую систему отношений, при которой в учебе и хорошем поведении заинтересован сам ребенок, а не родители и педагоги. Урок тоже может быть построен иначе, чем в обычной школе: больше внимания учитель уделяет тому, чтобы вызвать у ученика интерес к предмету, к самостоятельному обучению, которым ему предстоит заниматься, в общем-то, всю жизнь, а не бесполезному вдалбливанию очередного материала. Материал тоже может подаваться не авторитарно, а в форме обсуждения.

Детей нужно отвлечь «от влияния улицы», и в этом смысле школа полного дня не дает ребенку выбора - «развлекаться» в школе или пойти домой спать. Покинуть школу он сможет только с ведома родителей.

Кружки -дело добровольное

  • Обязательность посещения разнообразных дополнительных занятий (эстетических, технических, спортивных) каждая школа тоже определяет по-своему. Речь идет об интеграции основного и дополнительного образования, что, по мнению организаторов этих школ, дает лучшие условия для самовыражения и самоопределения ребенка, чем в обычной школе. Спортивным занятиям в большинстве таких школ уделяется большое внимание.
  • Каждая из ШПД декларирует правильный гигиенический режим для школьника: горячее питание, прогулка, отдых, физическая нагрузка. Но в одних школах питание - двухразовое, как в обычной школе с продленкой, в других - трехразовое. Многие ШПД предлагают родителям гибкий график посещений послеобеденных занятий для их ребенка, связанный с графиком работы родителей и посещением ребенком музыкальной, спортивной или художественной школ. В некоторых даже обсуждается возможность, что вашего ребенка будут провожать на внешкольные занятия сотрудники школы.
  • В общем, если все заявленные школой условия выполняются, ШПД вполне способна заинтересовать многих родителей, тем более, что все эти школы - бюджетные, то есть их посещение - бесплатное. Однако, учитывая особенности отечественного бюджета, родителям, выбравшим для своего первоклассника школу полного дня, все-таки стоит заранее оговорить с директором степень этой самой бесплатности. Видимо, бесплатность все же может быть только частичной: в обычных бюджетных школах на продленке тоже существуют как бесплатные, так и платные кружки, а бюджетное питание включает бесплатные завтраки для всех, за обеды же детям, не имеющим льгот, приходится платить. Но главное - у вас есть выбор!

Система воспитания в школе полного дня предполагает более тесную связь с семьей ребенка, чем это принято в обычной. Кстати, некоторые ШПД работают и летом, что очень удобно для тех, кто остается в городе.

Голосуем «за»

Кому из родителей стоит подумать о том, чтобы отправить своего ребенка в школу полного дня?

  • Родителям детей, чьи бабушки-дедушки работают или живут далеко, и тем, которые не хотят или не могут тратиться на няню. При этом они знают, что обычная продленка не по силам и не по здоровью их малышу.
  • Тем родителям, которые чувствуют, что в воспитании ребенка им нужна помощь. Нередко бывает, хотя родители не всегда это признают, что по тем или иным причинам ребенок «отбивается от рук» и они перестают с ним справляться. ШПД может оказать вашей семье педагогическую помощь. Она берется предотвращать возможность конфликтов в детском коллективе и возможность школьного стресса. Поэтому, если у вашего ребенка есть какие-то проблемы в общении со сверстниками, такая школа может стать для вас спасением.
  • Родителям, которые очень беспокоятся о ребенке, когда его нет перед глазами, тем, для кого безопасность малыша - предмет постоянных переживаний.

Голосуем «против»

Кому из родителей не стоит отправлять ребенка в школу полного дня?

  • Если ваш ребенок наотрез отказывался ходить в садик или вам после советского детства претит словосочетание «воспитывающий коллектив», к ШПД вам нужно отнестись с осторожностью. Но вполне возможно, что посетив такую школу и поговорив с педагогами, вы избавитесь от своих предубеждений.
  • Сложно принять школу полного дня и в том случае, если вам тяжело свыкнуться с мыслью, что вашего ребенка большую часть дня будет воспитывать кто-то другой, кроме вас. Но тут тоже стоит учесть, что и в обычной школе его будут воспитывать и на него влиять, кроме учителей, все те же 25 детей (класс), но «воспитывать» будут гораздо более безалаберно и бессистемно, чем это происходит в ШПД.
  • Автор: Родион Чепалов
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Школа полного дня, по моему мнению - это бомба замедленного действия. Ребенок реально воспитывается не в семье, а какими-то посторонними дядями и тетями, которые не известно какую идеалогию ребятишкам потихонечку навязывают, за деньги, которые им платят. Вместо того, чтобы сделать все возможное, чтобы женщина имела возможность сама воспитывать своего ребенка (гуляля с ним, играла, водила его на какие считает нужными секции и кружки, кормила в соответствии с особенностями здоровья конкретного ребенка), государство тратит бешенные деньги, чтобы окончательно оторвать ребенка от семьи и свести функцию родителей к воспроизведению, кормлению и одеванию своих чад. У меня трое детей, снимаем очень скромную квартиру, по закону нам положена земля, но уже пять лет меня гоняют из кабинета в кабинет и кормят "завтраками" или предлагают районы где нет ни электричества, ни школы. То есть заботятся о многодетной семье по полной программе, и вдруг: "Ах как вам тяжело! Государство вам желает

помочь, давайте мы ваших детей повоспитываем!" Нашли дураков! Мой муж раотает. работаю и я. Я специально выбрала работу по ночам, чтобы днем быть с детьми. И я не за какие коврижки не отдам своих детей на воспитание чужим людям!

А существует ли какая-то возможность отказаться от ШПД? В нашей школе и близлежащих, где введена ШПД, официально заявляют, что это обязательная программа, и забрать ребенка как бы в середине процесса из школы мы не можем.

Мы только собираемся в первый класс в след году, сейчас ходим на подготовку в выбранную школу. Своими глазами вижу, что дети делают на ШПД - абсолютно предоставлены себе, учительница сидит за своим столом и занимается своими делами (тетрадки, учебники и проч.), а дети носятся, слоняются без дела, играют в бакуганов-псп и всякую запрещенную в нормальных семьях дребедень. Качество выполненных домашних заданий оставляет желать лучшее. Большинство родителей говорят, что потом уже практически в ночи приходится все заново переделывать дома.