Ребенок 6 лет и развивающие детские игры

Назад
Ребенок 6 лет и развивающие детские игры
- {{rating.rating | number}} +

Ребенок 6 лет не может в одночасье превратиться из дошколенка в ответственного ученика. Но родители могут ему помочь пройти этот период адаптации. Педагог Ася Штейн расскажет, какие развивающие детские игры следует взять на вооружение.

 

Мне теперь не до игрушек

Недаром первокласснице, героине известного стихотворения Агнии Барто, так и не удалось заставить себя расстаться с любимыми игрушками. Ведь, переступив порог первого класса, малыш не может в одночасье превратиться из беззаботного дошколенка в суперответственного ученика, все мысли которого заняты уроками да отметками.

К тому же не будем забывать, что сегодняшние первоклассники заметно «помолодели»: ребенок 6 лет в первом классе давно уже стали нормой, да и ребенок 5 лет за школьной партой – далеко не редкость.

Но именно пять–шесть лет – это своего рода золотая пора детства.
Возраст, когда ребенок только-только по-настоящему входит во вкус ролевой игры. И было бы абсурдно лишать его возможности наслаждаться радостями общения с любимыми куклами, мишками, рыцарями и солдатиками лишь потому, что часть дня он проводит за школьной партой. Более того, именно игрушки могут помочь малышу адаптироваться к новой жизни: заново пережить впечатления школьного дня и научиться правильно строить отношения с учителями и другими школьными обитателями, справиться с неурядицами школьных будней и расслабиться после напряженного учебного дня.
Не затрагивая проблемы развивающих игр, которые помогут вашему первокласснику в учебе, остановимся на играх и игрушках, способствующих скорейшей адаптации маленького ученика в школе.

А мы проходили!

В первые недели малыш, вернувшись из школы, вновь и вновь возвращается к мельчайшим подробностям прожитого дня. Каждая деталь школьного быта, которая спустя некоторое время станет обыденной, пока что вызывает бурю эмоций.
Давно известно, что для ребенка ролевая игра – это способ осознать новые впечатления, справиться с эмоциями, «проработать» возникающие проблемы. Лучшим подарком в этот период станет все, что поможет малышу смоделировать в игре детали его новой жизни.
Достаточно небольшой доски для рисования мелом, чтобы превратить детскую в класс, где будут обучаться куклы и игрушки-зверюшки вашего чада. А сам он, вне всякого сомнения, выступит в роли учителя. Можно приобрести небольшую настольную доску, которую легко спрятать после игры. Если позволяет место, а малыш всерьез увлекся игрой в школу, подарите ему полноценную доску-мольберт для письма маркерами с необходимыми аксессуарами (линейками, трафаретами и т. д.).

  • Если вы не хотите, чтобы годовой запас школьных тетрадей извели на прописи для медведей и зайцев, заготовьте для игры для детей несколько недорогих блокнотов или просто тетрадных листов.
  • Девочкам, вне всякого сомнения, понравится набор, в который входят куклы-школьницы и все необходимое для организации урока (две парты, школьная доска, учительский стол, очки для учительницы, тетрадки, журнал). Однако для мальчиков такой набор – это, пожалуй, уж слишком. Если вашему сынишке нравится разыгрывать сцены из школьной жизни, подарите ему хороший тематический конструктор с элементами для ролевых игр.

Играйте с ребенком в школу – это поможет ему быстрее адаптироваться в новой незнакомой обстановке

Как бы это сказать…

В первые же дни в школе ребенок сталкивается с массой взрослых, незнакомых людей, которые ждут от него совсем не того, чего ждали окружавшие его взрослые до сих пор. Конечно, со временем ваш первоклассник сам разберется в хитросплетениях школьного этикета. Но чтобы на первых порах он не смутился и не испугался, оказавшись в непривычной ситуации, стоит проиграть типичные модели поведения в ролевой игре.
Как рассказать о своих проблемах, если:

  • забыл, как зовут учительницу;
  • не понял или не расслышал объяснения учительницы;
  • потерял или забыл дома что-то из необходимого на уроке;
  • хочется поделиться с учительницей своими переживаниями;
  • срочно нужно в туалет.

Естественно, будущего первоклассника нужно заблаговременно научить стандартному школьному эвфемизму: «Можно выйти?» Однако иногда возникают и неординарные ситуации.

Продумайте с ребенком, как поступить, если:

  • «выйти» нужно срочно, а учительница не замечает поднятой руки;
  • требуется туалетная бумага;
  • первоклассник не помнит, куда, собственно, нужно идти.

Стоит проиграть и неординарные ситуации, в которых малышу придется вступать в контакт не только с уже знакомой учительницей, но и с другими представителями школьной администрации.

  • Потерялась сменная обувь (или другое имущество) – малышу придется обратиться к уборщице в раздевалке или к дежурному учителю.
  • Потерялся сам незадачливый первоклассник – с непривычки малыш может перепутать и этаж, и класс, и учительницу. Поиграйте, как он должен вести себя в этом случае: не рыдать в ужасе, а извиниться, представиться и попросить показать дорогу в нужный класс.
  • У малыша болит голова (нога, живот) – научите его, как объяснить учительнице свое состояние, как вести себя в медицинском кабинете.

Если ребенку противопоказаны какие-то лекарства или медицинские манипуляции, внушите ему, что он не должен позволять школьному врачу ничего с собой делать до прихода родителей.

  • Очень важно, чтобы ребенок учился видеть ту или иную ситуацию с разных точек зрения. Для этого предложите ему в каждой сценке примерить на себя разные роли:
    пусть побудет растерянным первоклассником и уверенным в себе отличником, хулиганом и ябедой, строгой учительницей и веселым физруком, сердитым охранником и добродушной буфетчицей.
  • Для этой цели идеально подходят куклы-перчатки. Когда ребенок надевает куклу на руку, ему проще играть роль. Найти персонажей из школьной действительности вам вряд ли удастся. Но в этом и нет никакой необходимости. С тем же успехом можно устроить звериную школу, где будут учиться мышки и собачки, или волшебную, где ученицей может стать принцесса или Красная Шапочка, учительницей – Царевна-лягушка. В этом случае малышу будет проще дистанцироваться от конкретной школьной ситуации и проиграть ее в метафорической, обобщенной форме.
  • Личностям креативным можно предложить смастерить подходящих наручных кукол или марионеток своими руками, воспользовавшись специальным набором заготовок, куда входит все необходимое для изготовления домашнего театра.

Очень часто именно куклы-перчатки, вроде бы напрямую не связанные со школьной жизнью, помогают малышу выразить то, о чем он не решается или не умеет рассказать родителям напрямую. Поэтому, если вам кажется, что вашего первоклассника что-то тревожит, помогите ему развить игровую ситуацию таким образом, чтобы проблемы стали очевидными. А затем в игровой форме постарайтесь вместе найти пути их решения.

Адаптироваться к школе малышу помогут и настольные развивающие детские игры. Например, игра «Готов к школе» научит правильно распределять время в течение дня.

А игра «Правила школьной жизни», кстати, вполне увлекательная, несмотря на скучноватое название, подскажет первокласснику, как не попасть впросак в хитросплетениях школьной жизни.
В школе у ребенка появляется гораздо больше, чем прежде, возможностей вступать в спонтанные, не регламентированные взрослыми отношения со сверстниками. Однако наладить контакт на первых порах бывает не так-то просто.
Разыграйте разнообразные варианты отношений в детском коллективе:

  • как вписаться в уже сложившуюся компанию (например, приятелей по двору или детскому саду;
  • как защитить свое имущество, не рискуя прослыть жадиной;
  • что делать в случае прямой агрессии со стороны одноклассника или ученика старшего класса.

Расслабляемся!

  • Начало школьной жизни, даже если все обстоит благополучно, – это тяжелейший стресс для детского организма, как физиологический, так и эмоциональный. Высидеть за партой четыре раза по сорок минут, научиться активно взаимодействовать с учительницей и одноклассниками, подолгу концентрироваться на каком-то одном, часто далеко не слишком приятном деле, быстро переключаться в процессе урока с одного вида деятельности на другой, – все это колоссальная нагрузка для ребенка 6 лет. И после трудного школьного дня вашему первокласснику необходимо дать возможность где-то уединиться и расслабиться.
  • Для этого стоит организовать в детской или в уютном уголке общей комнаты особую релакс-зону.
  • Идеальный вариант – детская палатка или уютное гнездышко высоко под потолком, где малыш будет чувствовать себя спокойно и комфортно. Для полной релаксации постелите в «домике» массажный коврик.
  • Также очень полезно расслабляться, лежа на гимнастическом мяче. Восполнить дефицит движения помогут батут и качели. Если вы до сих пор не приобрели ребенку спорткомплекс, сейчас это обязательно нужно сделать. Чтобы избежать сколиоза, первокласснику особенно полезно висеть на трапеции, раскачиваться на кольцах, подтягиваться на турнике.
  • И, конечно же, для полноценной релаксации просто необходима большая и уютная мягкая игрушка. Ведь кому же еще поведать о горестях и радостях школьной жизни, как не огромной лохматой собаке или пушистому длинноухому ангорскому кролику?

Важно! Чтобы малыш не чувствовал себя в школе одиноко, можно предложить ему положить в свой портфель игрушку-талисман.

  • Ребенок еще не привык так долго работать ручкой и карандашом. Чтобы дать отдых уставшим от прописей пальчикам, полезно вернуться к давно забытым, но от этого не менее полезным занятиям: рисованию пальчиковыми красками и лепке из мягкого пластилинового теста.
  • Для этой же цели крайне полезны и развивающие детские игры с песком. Если ваш первоклассник чувствует себя слишком взрослым для возни в дворовой песочнице, приобретите специальный столик для игр с песком в домашних условиях. Кстати, чтобы облегчить уборку, песок можно заменить обычной поваренной солью.
  • Автор: Ася Штейн
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Данька у нас в школу пошел без проблем, друзья были, так как вместе в садик ходили!