Особенности воспитания пассивных и замкнутых детей

Назад
Особенности воспитания пассивных и замкнутых детей
- {{rating.rating | number}} +

Незаметный, послушный малыш для взрослых, конечно, очень удобен: делает, что велели, сидит, где усадили… Но не торопитесь умиляться и радоваться такому поведению детей – ребенок, возможно, нуждается в особом внимании и участии. Узнаем об особенностях воспитания и психологии тихих и замкнутых детей.

Вялые дети – не редкость. С другими малышами у родителей ни минуты покоя: один постоянно чего-то требует, второй бегает как заведенный, третий постоянно мучает вопросами. А с тихоней как будто никаких проблем. Это не так. К сожалению, эти дети – сами по себе проблема!

«Дочка у нас очень тихая. Смотрю на других детей и завидую: поют, танцуют, стихи на праздниках читают. По моим наблюдениям, на «тихонь» в детских садах воспитатели не обращают внимания. Как помочь дочери? Скоро ей в школу, а там надо активность проявлять. Как она будет общаться с ребятами, у доски отвечать?..»

Конечно, лишь по письму, не зная и не видя девочки, нельзя со всей определенностью сказать: да, здесь есть основания для тревоги. Возможно, девочка стесняется только в детском саду, а дома или во время игр во дворе способна проявить инициативу. Может быть, у нее слишком строгая воспитательница или не сложились отношения с другими детьми в группе. Или девочка однажды испытала неудачу в публичном выступлении. Это обычно проходит с первым успехом, который заставит поверить в себя и который, разумеется, маме нужно готовить. Но если ребенок скован и пассивен всегда и во всем, если его единственное желание – чтобы оставили в покое и не замечали, если он никак не хочет проявить себя, есть повод встревожиться.

Приглядитесь...

Знать, чего хочешь, стремиться осуществить свои желания – без этого нет полноценной личности. Уже в год и раньше можно понять, все ли благополучно в личностном развитии. Одни дети любознательны и доверчивы, настойчивы и подвижны, чутко откликаются на происходящее вокруг. Другие большую часть времени проводят в бездействии, глядя куда-то в пространство, не отвечая на попытки окружающих «разговорить» их. Идет месяц за месяцем, у ребенка все больше возможностей обнаружить свою активность – в игре, в бесконечных «почему?», в общении с ровесниками, в сочинении сказок, чтении стихов, рисовании. Если малыш ничего этого не хочет, если постоянно избегает возможности хоть как-то проявить себя, если он абсолютно лишен творческого начала – это серьезная проблема. И что же: ничего не поделаешь – таким, видно, родился?

Личность ребенка складывается в общении с близкими. В пустоте малыш не может почувствовать и выказать себя, получив от этого удовольствие. Нужна опора. Ясно выраженное отношение близких порождает уверенность в себе, «чувство себя». Бесполезно уговаривать ребенка не бояться, скажем, «выступать».


Если он уже подрос

Прежде всего ребенок должен понять и поверить, что его активность даст ощутимый и приятный ему самому результат. Выберите занятие, которое по-настоящему увлекательно для вашего «тихони». Нет такого? Значит, его надо найти. Неважно, что именно будет делать ребенок: строить город из кубиков, рисовать, вырезать фигурки или пришивать пуговицы.

Важно, чтобы дело делалось с душой, чтобы занятие стало значимым для него и любимым. Но получится это только в случае, если взрослый искренне и увлеченно включится в его деятельность. В совместных делах, да еще облеченных в игровую форму, любое действие может стать желанным. Испытав приятное чувство успеха, малыш наверняка захочет повторения – а это уже знак активности («Я хочу и буду это делать!»). Постепенно уверенность в себе перейдет и на другие занятия (даже на публичные выступления).
Не стоит долго объяснять или показывать готовые образцы. Скажем, вы занялись аппликацией. Надо обыграть это действие, внести некоторую таинственность.

апример, так: «Берем большой белый лист (интонация должна заинтриговать) – и сейчас он будет непохож на себя. Смотри (ваш тон должен побудить ребенка смотреть только на листок), сейчас что-то произойдет... Вот я беру два уголка... смотри, они скользят по бумаге навстречу двум другим. Вот они встретились! Углы совпали! (Вы рады!) Попробуй, у тебя тоже получится. Давай посмотрим!» Скорее всего, ребенку сразу захочется сделать все самому. А вы обрадуетесь и подивитесь его умелости.

Любящий, внимательный взрослый способен пробудить у ребенка интерес к занятию, вызвать желание что-то делать самому, стимулируя его активность.

Жизнь «артиста» нелегка...

  • Некоторые дети, вполне бойкие дома, боятся оказаться в центре внимания. Действуйте постепенно.
  • Вспомните и подскажите детские игры, где нужно что-то показать, говорить за кого-то, играть какую-то роль.
  • Когда дома собираются гости, можно устраивать маленькие представления. Например, малыши что-то изображают, и все отгадывают, «кто к нам пришел». Пусть ребенок окажется в центре круга, прося повторять его движения (заранее отрепетированные с вами). Похвала ему будет гарантирована.
  • Автор: Татьяна Мягкова
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Мне кажется, если ребенок настолько тихий, что это бросается в глаза родителям, то пора обращаться к хорошему психологу и вообще подумать об аутизме.