Подготовка к школе и возрастные особенности дошкольника

Назад
Подготовка к школе и возрастные особенности дошкольника
- {{rating.rating | number}} +

«Начинаются суровые будни!» – так обычно думают мамы и папы, когда их чадо собирается стать первоклассником. Но успехи ребенка дошкольного возраста во многом зависят от того, как пройдет знакомство со школой. Узнаем о том, как подготовить ребенка к новому этапу в его жизни и как минимизировать свои переживания.

 

Ожидания взрослых

Какой бы заразительной ни была радость ребенка, предвкушающего первый день в школе, родители встречают новый этап жизни со смешанными чувствами. Если мысли первоклашки вертятся, как правило, вокруг нового школьного ранца, карандашей, тетрадок и прочих занимательных школьных принадлежностей, то родителей занимают более серьезные вопросы.
Сохранит ли ребенок эту радость и желание учиться и после начала учебного года? А если первый школьный день пройдет не так, как он ожидал? Что если он не справится с множеством новых задач? Достаточно ли он подготовлен, чтобы соответствовать школьным требованиям?

Размышления подобного рода часто порождают у взрослых завышенные ожидания. Вместе с тем у них появляется чувство неуверенности, что интуитивно ощущает ребенок. К сожалению, эти сомнения в психологической готовности к школе могут быстро погасить его восторги по поводу предстоящей учебы.

Начало легким не бывает

Чем спокойнее ведут себя родители, чем больше разделяют радость ученика, поощряют его желание идти в школу, тем лучше они смогут поддержать его в начале нового периода жизни. Первокласснику действительно предстоит столкнуться с трудностями. Хорошо, если и он сам, и родители ожидают начала учебы с известным любопытством. Любопытство помогает, укрепляет мотивацию и готовность прилагать усилия, в то время как страх парализует и ослабляет. Хорошо, что от первоклашек в первое время не требуется никаких выдающихся достижений: необходимо дать им время привыкнуть к школе, постепенно врасти в учебу.

Очень важна и хорошая школьная атмосфера, которая укрепляет у детей чувство собственной значимости и способствует успехам. Если у ребенка есть основополагающие предпосылки для успешной учебы, ничто не помешает его позитивному восприятию школы и благоприятному развитию процесса обучения. Эти предпосылки ребенок может приобрести задолго до поступления в первый класс, причем «играючи».

Для подготовки к школе важно не знакомство ребенка с содержанием программы, а помощь в развитии чувственного восприятия, моторики, координации и концентрации.

В наше время с его суетой и обилием разной (не всегда нужной детям) информации необходимо искать и использовать любые возможности для подготовки начинающих учеников к школе.
Каким же образом родители смогут подготовить ребенка к новому этапу жизни?

Предварительная встреча

Сегодня многие школы дают детям возможность еще до начала занятий посетить свое будущее «место работы». Часто будущие школьники заранее знакомятся с учительницей.
В некоторых школах к первоклассникам прикрепляют шефов из старших классов, которые помогают малышам в первые недели.

Для детей и родителей (и для учителей!) первое сентября – важный день. Хорошо, если малышам многое уже знакомо: это внушает определенную уверенность, помогает не растеряться, не тратить на привыкание силы и внимание.

Первый раз...

Начало нового этапа в жизни человека, тем более первый школьный день, заслуживает того, чтобы быть по-особому отмеченным. Важно, однако, ориентироваться при этом на потребности детей и не превращать первое сентября в какое-то «суперсобытие». После столь долгого, часто казавшегося бесконечным, ожидания детям хочется скорее начать учиться читать, считать, писать. Если же все сводится лишь к празднованию, это может вызвать у начинающих разочарование.

Прекрасно, если первый школьный день получился удачным. Если же сложилось не так, как представлялось ребенку, это, конечно, огорчительно, но вовсе не повод для сильных переживаний. Сможет ли ребенок действительно хорошо чувствовать себя в школе, освоиться в ней и успешно учиться, это выяснится позднее, когда школьные дни станут буднями.

Хорошо, если в первые дни занятий первокласснику будет задано пусть небольшое, но конкретное домашнее задание: это его первая домашняя работа и выполнить ее он должен самостоятельно. Ни в коем случае нельзя критиковать сделанное и тем более категорично, без комментариев исправлять ошибки, иначе ребенок будет постоянно чувствовать завышенные требования (от него ждут только безупречно выполненной работы и только отличной учебы).

Естественно, что в первые недели в школе ребенок постоянно нуждается в поддержке родителей. Но их задача вовсе не в том, чтобы дома изображать из себя учителя. От них требуется гораздо большее: суметь стать для ребенка опорой, его «провожатыми» в учебе, поддерживать, ободрять и успокаивать.

Если у взрослых это получится, то начало школьных занятий обязательно будет удачным (причем для всей семьи), радость от процесса учебы закрепится, и ребенок со временем превратится в серьезного человека, который хорошо знает свои сильные стороны, видит отдельные слабости и способен самостоятельно браться за решение новых задач.

Родителям надо усвоить: в жизни ребенка начался новый, очень важный и нелегкий этап. Он теперь многое должен... Нельзя ругать первоклассника и требовать успехов – нужно помогать и поддерживать.

  • Принимайте ребенка всерьез – со всеми его вопросами и новыми интересами, с тревогами и страхами.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Каждый ребенок развивается по-своему. У одного лучше получается одно, у другого – другое, кому-то требуется больше времени на усвоение материала. Только отмечая сильные стороны ребенка, его собственные успехи в учебе, можно укрепить уверенность школьника в собственных силах.
  • Дайте ребенку возможность больше бывать на свежем воздухе, активно двигаться. А вот время, проведенное у телевизора, стоит ограничить: переживания должны быть подлинными, а не навязанными.
  • Воспитывайте самостоятельность, чувство ответственности: человек, которому доверяют, учится верить в себя. Проявляйте интерес к тому, чем ученик занимается в школе и что делает дома, но не берите на себя ответственность за его домашние задания.
  • Показывайте дома на собственном примере как нужно разрешать конфликты между родными, не прибегая к насилию.
  • Соблюдайте режим дня: четкость внушает детям чувство покоя и безопасности, развивает способность сосредоточиваться.

Играть никогда не рано и никогда не поздно – и всегда полезно. Когда родители участвуют в словесных играх или предлагают своим чадам какое-то интересное занятие, пользу в итоге получают все. Семейные узы и взаимное доверие укрепляются, а интеллект ребенка развивается просто «играючи».

  • Ощущение собственного тела

Ребенок расслабленно лежит на полу, а мама или папа прокатывают по его телу мяч (с резиновыми иголками) или поглаживают перышком одну часть тела за другой. Где малыш ощущает прикосновение? Воспринимается оно как твердое или мягкое?

  • Проверка чувств

Во время похода на рынок можно устроить «праздник чувств»: ребенок закрывает глаза и говорит, в какой стороне чем пахнет, что и откуда слышно. Потом открывает глаза и проверяет: что находится справа, что слева, что прямо? Сколько здесь сортов яблок? Какие овощи? Как выглядит пряная зелень и как цветы?

  • Ловкость рук

Чем чаще ребенок разминает пластилин, режет, мастерит что-либо, сам застегивает пуговицы и молнии на одежде, чем чаще ему позволяется помогать на кухне (отличное занятие – перебирать крупу), тем лучше развивается мелкая моторика – значит, его руки будут хорошо подготовлены к письму.

  • Координация

Глаза и руки должны учиться действовать согласованно. Этому помогают нанизывание, вышивание, вязание, вырезание, разрисовывание, сгибание и складывание (оригами), игры с мячом, даже просто завязывание шнурков.
Балансировать, лазать, прыгать – лишь некоторые формы движений, стимулирующих взаимодействие глаз и ног и одновременно развивающих чувство равновесия.

  • Способность сосредоточиваться

Такие игры, как «найди отличия», задания на запоминание или головоломки, требуют внимания и детального рассмотрения. Похожее занятие можно организовать с помощью подручных природных материалов и интересных находок на прогулке. «Подслушивание» звуков» на кухне, в папиной мастерской или в любом другом месте тоже доставляет много удовольствия и развивает у ребенка способность сосредоточенно слушать.

  • Автор: Наталья Гилева
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться