Особенности воспитания: учим детей созидать

Назад
Особенности воспитания: учим детей созидать
- {{rating.rating | number}} +

Страсть к потреблению – явление непростое и пагубное: крайняя ее степень вызывает негативные изменения личности. При воспитании детей уделите внимание и тому, к чему больше склонен малыш: потреблять или создавать?

Общество потребления – это словосочетание несколько лет назад было весьма популярным и широко обсуждалось в прессе. Термин (как и явление) быстро, с легкостью и прочно вошел в наш лексикон. Что греха таить, постепенно все мы стали именно таким обществом. И в этом нет ничего плохого и предосудительного. Однако теперь пришло время пожинать плоды потребительского отношения к жизни. В атмосфере, так сказать, ненасытного потребления товаров и услуг подросли и настойчиво требуют «своей доли» маленькие члены нашего общества.

Мама-рукодельница сейчас становится все большей редкостью. А ведь личный пример – лучший способ воспитания!

Созидать или потреблять?

Человек, создавший нечто, получает не только пользу и удовлетворение от результатов своего труда, но и признание, похвалу окружающих. Он еще долго может с удовольствием вспоминать удачно выполненную работу. (К сожалению, как среди женщин, так и среди мужчин, все меньше остается домашних умельцев.)

Человек, нечто употребивший, переживает короткий период радости, после чего вновь ощущает беспокойство, «зуд покупателя» из-за отсутствия очередной новинки. Ориентация на потребление, в отличие от здоровой ориентации на созидание, сегодня лежит в основе многих серьезных психологических проблем.

«Потребитель» не чувствует себя ценным сам по себе, он нуждается в постоянном подтверждении своих достоинств в виде окружающей его собственности – одежды, автомобиля, мебели, аппаратуры и т. д. Они являются овеществлением его достоинства. Беда в том, что у кого-то всегда есть вещи лучше, вещей иногда можно лишиться. Потеря работы, уменьшение дохода становятся катастрофой – это все равно, что отрезать часть своей плоти.

Тот, кто нуждается в непрерывном подтверждении своей ценности, оказывается легко уязвим и для манипуляций, и для «внутренних врагов». «Творец» же гораздо спокойнее переживает даже уничтожение своих созданий, поскольку способность к созиданию, творческий потенциал личности всегда остаются при нем.

Еще одно негативное проявление потребительской ориентации – «потребитель» начинает относиться к людям, как к товару. Жена, дети – такая же часть хозяйства, как телевизор или кухонный комбайн. Разве что процедура приобретения несколько иная. «Потребитель» всегда одинок, хотя и выглядит обычно вполне благополучным человеком.
Разумеется, в семье, где муж и/или жена страдают потребительским комплексом, трудно ожидать нормальных отношений между взрослыми, между родителями и детьми.

Сложить аккуратную поленницу, помочь деревцу, рассказать историю про жизнь маленьких машин – этому можно научиться.


Чем кумушек считать…

Психология потребления – проблема достаточно ясная для обсуждения, но слишком серьезная для того, чтобы для разрешения ее можно было предложить простой и формальный рецепт. Нет смысла искать проявления потребительского отношения к жизни в окружающих, во всяком случае, не обязательно говорить об этом своей маме или свекрови, мужу или детям. Кроме скандала и взаимных обвинений ничего не получится. А вот критически присмотреться к себе стоит каждому из нас.

Возможно, вы страдаете «синдромом моды» и тратите большую часть своего времени и средств в бессмысленной погоне за нескончаемым потоком ее «последних писков».

Что для вас предпочтительнее: провести время с ребенком в музее национального костюма или оказаться в новомодном магазине на распродаже очередной коллекции? В какой степени вы подвержены «синдрому новинки» или «синдрому последней модели»? Раздражает ли вас еще работающий бытовой прибор только потому, что появилась более продвинутая версия?

Безусловно, продукты современных технологий вызывают восхищение. Но не заслоняет ли этот восторг здравого смысла? Не является ли для вас очередная покупка, прежде всего, игрушкой? Действительно ли вам нужны эти суперфункции, или вам просто нравится, «как оно это делает»?

Вы приходите домой и включаете музыкальный центр. Что вы слушаете – как работает дорогая техника или музыку? Что для вас важнее – приобщить ребенка к важнейшему пласту культуры, созданному талантливыми людьми, или купить совершенную машину, воспроизводящую звуки?

В Библии сказано, что человек создан Богом по его образу и подобию. Некоторые богословы считают, что подобие это как раз и состоит в способности человека быть творцом.

Искренне интересуйтесь нетленными творениями разума и рук человеческих, активно приобщайте малыша к познанию дивных творений искусства и непостижимых высот науки, творите сами, творите вместе с ребенком, создавайте условия для атмосферы творчества в собственном доме. Тогда ваш наследник вырастет не потребителем (в худшем смысле этого слова), а личностью – человеком всесторонне развитым, умеющим думать головой и работать руками, радостно созидающим и разумно потребляющим блага цивилизации, уважающим себя и окружающих, способным отличить преходящее от вечного.

Мы не призываем вас немедленно начать писать картины маслом или сочинять романы в стихах. Творческий подход может сделать захватывающе интересным любое простое дело – от умения приготовить вкусную еду и красиво накрыть на стол до выращивания цветов на садовом участке. Если родители – люди увлеченные, дети исподволь усваивают их систему ценностей.

Только попробовав себя в самых разных видах творчества, ребенок сможет понять, к чему у него лежит душа.

  • Автор: Татьяна Горивалова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться