Особенности детей: учим понятиям «свое» и «чужое»

Назад
Особенности детей: учим понятиям «свое» и «чужое»
- {{rating.rating | number}} +

Порой дети бывают недостаточно добры и вежливы к окружающим. А возрастные особенности детей таковы, что заставить малыша научиться навыкам нормального общения невозможно. Что делать и как не вырастить жадину? Прислушаемся к советам психологов.

 

Становление личности

Если ребенок не дает другим детям игрушки, это вовсе не означает, что он жадный. Представьте себе: годовалый малыш выходит на детскую площадку. В этом возрасте свои игрушки ему особенно не нужны, его привлекает то, что он не видел раньше. Его как магнитом тянет к игрушкам других детей – к «чужим». Родители говорят ему: «Не трогай, лопатка – чужая». Ребенок еще маленький, но уже начал понимать, что существуют не его игрушки. Для него является открытием и то, что существуют его личные игрушки, так же как существует мамина помада (ее нельзя трогать) или бабушкины очки (если с ними поиграть, они могут разбиться), или папин портфель, в котором могут лежать важные бумаги (на них нельзя рисовать). Для ребенка понять «мое – чужое», как открыть Америку для Колумба. Это знание делает его личностью, а всякая личность, кстати, требует к себе уважения. Ребенок рад, что, оказывается, есть вещи только его и ничьи больше, и он сам решает, что с ними делать. Он должен сполна насладиться обладанием – это этап становления личности.
Вы ведь имеете право сказать «это мое!», не давая распоряжаться вашими личными вещи. Так же и ребенок имеет полное право не давать вам или другим людям свою игрушку.
В слове «мое» нет негатива. Не стоит этого слова бояться. Признайте право на его существование – как и на существование личной собственности. И постепенно приучать ребенка к уважению чужой собственности...

Личный пример и не только

Учиться делиться игрушками можно, когда ребенок осознал само понятие: мое – это ничье больше. Ни в коем случае не заставляйте делиться – он сам научится делать это чуть позже. Отдать другому мальчику свою игрушку для малыша то же самое, что для взрослого дать кому-то поносить личные вещи. Детей нужно научить (не заставлять, а именно учить!) делиться.
Пример: чужой малыш подходит к вашему и хочет взять его любимый трактор. Вы говорите: «Нужно делиться. Дай ему трактор, а он даст тебе свою машинку».
Дети учатся от нас не тому, что мы им говорим, а тому, как мы поступаем. Так, извинениям тоже нет смысла их учить. Разве что, на собственном примере. Вы можете попросить прощения у кого-то на глазах у ребенка, чтобы он это видел. И тогда – через повторение, через родительский урок – он научится извиняться. Извинения имеют смысл только тогда, когда малыш на самом деле ощущает вину перед кем-то и жалеет о случившемся.
В двухлетнем возрасте ребенок не состоянии соответствовать социальным нормам, просить его извиниться практически бессмысленно. Слово «извини» он поймет со временем, как и многие другие слова, которые пока сам не использует. Для него«извини» – просто новое слово, о значении которого он не задумывается. Но придет время, и он научится всему: извиняться, делиться игрушками, говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Мы дергаем детей лишь потому, что у самих у нас куча недостатков, которые мы почему-то хотим исправить не в себе, а в детях. Заранее. Многим родителям важно, чтобы ребенок был образцовым. А это неестественно.
Мы хотим, чтобы дети были ангелами, но иногда даже самым примерным нужно пошалить (в разумных пределах, конечно) и побаловаться. Даже образцовые мальчишки и девчонки временами врут. И в этом нет ничего плохого. Невозможно быть в постоянном «плюсе» – это родителям стоит понять в первую очередь. А из «хороших детей», скроенных по родительской мерке, получаются безынициативные, скучные взрослые.

Дети умны и наблюдательны
Предположим, малыш видит, что к маме пришла соседка попросить сахара. Сахар дома есть, и ребенок это знает, но мама говорит: нет, только что закончился. Плохой пример для малыша! Во-первых, он видит, что мама обманывает. Во-вторых, начинает думать, что обманывать и быть жадным не так уж и плохо.

Психологи советуют

  • Откажитесь от резких оценок и категоричных характеристик. Помните, что характер маленького человека находится в стадии становления: не навредите!
  • Психологи не советуют
  • Называть ребенка жадным, грубым и агрессивным.
  • Все идет нормально: чем острее борьба за границы территории, тем сильнее он будет сопротивляться.
  • Если волевым решением лишить его этих ненужных, на первый взгляд, игрушек, подавленная агрессивность примет иные формы – упрямства, негативизма, недоверия к родителям, отказа от сотрудничества.
  • Успокоить ребенка можно только доверием. Разрешите ему спрятать свои игрушки в недоступное для других место или пусть он держит их в поле зрения, но распоряжается ими сам.
  • Игрушки, имеющие для него особую ценность, лучше исключить из коллективного пользования. Пусть ребенок сначала привыкнет играть чужими игрушками, постепенно он начнет доверять окружающим и сам добровольно уступит им свои игрушки.
  • Ребенок должен быть уверен, что без его согласия никто ничего из его вещей не возьмет.

 

  • Автор: Олеся Салунова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

Спасибо огромное,прочитала статью и успокоилась.Моей дочурке год и пять месяцев она очень упряма.Мне иногда бывает неловко за её поведение,когда мы гуляем,общаемся с другими родителями,детками.Я её часто наказывала за то,что она не делится своими игрушками,забирает чужие.Меня очень беспокоило,что дочь может и в дальнейшем себя также вести,а впереди детский сад,такое поведение могло негативно отразится на её взаимоотношениях со сверстниками.Но теперь я знаю,что делать,что бы этого не случилось!

Очень позновательная статья, особенно для нашего возраста(сынишке 1,4). И сейчас особенно заметно такое поведение своего ребенка. Благодаря статье, я теперь знаю, как объяснить малышу, что нужно делиться игрушками.