Типы характера и индивидуальный подход к первоклашкам

Назад
Типы характера и индивидуальный подход к первоклашкам
- {{rating.rating | number}} +

Развитие способностей ребенка дошкольного и школьного возраста зависит от его характера и психологических особенностей. Как скорректировать поведение первоклассника, чтобы характер не мешал, а помогал учебе?

 

«Бабочка» и «мотылек»

В школу каждый ребенок несет не только ранец с книжками, тетрадками, пеналом с карандашами и ручками, но еще и свой характер, свою особенную, не похожую на других личность.
Самые заметные – общительные дети. Они любят быть в гуще событий, хотят, чтобы их всегда окружали друзья: обычно эти легкомысленные экземпляры – большие любители поболтать. Всегда с готовностью ответят на вопрос учителя, обратятся к нему за помощью. Будучи экстравертами, они с успехом будут работать в коллективе, им можно поручать общественно-полезные дела. Школьная атмосфера таким первоклассникам нравится: как правило, они с удовольствием общаются со сверстниками.
Серьезная проблема этих чересчур подвижных детей состоит в том, что учеба для них, к сожалению, не бывает приоритетом. Они с гораздо большим удовольствием говорят, чем слушают. Им непросто работать в одиночку. Непоседе приходится напоминать, что именно он сейчас должен сделать…

Главная задача – научить ученика слушать, вовремя выполнять домашние задания и четко следовать указаниям учителя или взрослого. Дети, которые этому не научились, рискуют серьезно отстать от сверстников еще в младших классах.

Что можете сделать вы?

  • Объясните ребенку, как важно слушать, когда говорят другие. Не только скажите ему это, но и покажите на собственном примере. Тренируйте его внимание, используя всевозможные методики и упражнения.
  • Делясь впечатлениями о дне, проведенном в школе, попросите ребенка рассказать, что нового он узнал на уроке, что было ему особенно интересно.
  • Играйте в игры, тренирующие внимание. Например, есть такая детская игра: ребенок должен повторять движения ведущего (поднимите руки, хлопните в ладоши, потопайте ногами и т. д.) только в том случае, если они будут начинаться с какого-нибудь определенного слова, допустим, «полетели!». Если ведущий дает какую-то команду без этого слова, играющие не должны двигаться с места.

Чем может помочь учитель? Вместе с родителями учитель может способствовать тому, что врожденные способности ребенка к общению он сумеет обратить на пользу учебе. Попросите учителя посадить вашего ученика за одну парту с тихим соседом. Вдали от таких же, как он, чересчур непоседливых и болтливых друзей и подружек ваш «мотылек» будет внимательнее на уроках.

«Обезьянка» («клоун»)

Это тоже хорошо известный, классический тип ученика. Учителя понимающе кивают, едва вы начинаете описывать поведение своего «артиста». Дети этого типа энергичны, раскованны, обожают находиться в центре внимания и, как похожие на них «мотыльки» и «бабочки», – это прирожденные лидеры. Зачастую им бывает нелегко контролировать свои непроизвольные «телодвижения» и неуклонно поддерживать школьную дисциплину.
Чаще всего «обезьянки» умны, но тихо сидеть и слушать им невмоготу. Их мозг возбужден и работает постоянно, действия за любым намерением следуют незамедлительно.

Что можете сделать вы?

  • Уделяйте своему «клоуну» достаточно внимания дома, чтобы он не стремился быть центром внимания в школе (что происходит не всегда мирными путями). Помогут прогулки вдвоем, пешком или на велосипеде, или даже поход в магазин. Пусть придумывает и разыгрывает свои сценки или показывает фокусы перед всей семьей, – так советуют психологи.
  • У подобного типа детей столько энергии, что важно направить ее в мирное русло: от шалостей в классе к чему-то более подходящему. Один из способов – давать ему побольше физической нагрузки.
  • Чтобы научить ребенка контролировать себя, установите четкие границы того, что можно и чего нельзя делать дома. За обедом, например, дайте ему возможность поделиться впечатлениями, полученными в течение дня, но пусть потом не перебивает, когда говорит его брат или сестра.
  • Играйте с ним в игры, тренирующие терпение, внимание, развивающие самоконтроль, – например, в шахматы.
  • Полезны занятия, требующие сосредоточенности (предложите непоседе с карандашом в руке найти выход из картинки-лабиринта).

Когда ребенок научится сознательно контролировать свое поведение, свои импульсы, ему будет легче справиться с собой в школе.

Что может сделать учитель? Если «клоуну» поручить роль лидера, чтобы он оказался в центре событий и внимания одноклассников, его природная энергия будет не подавляться, а находить полезное применение.

«Серая мышка»

Сдержанный, застенчивый ребенок учится неплохо, подолгу сидит над уроками, получает хорошие оценки, но когда дело доходит до устного ответа, его «заклинивает». Тихие дети хорошо слушают и запоминают все, что говорится в классе, что делает их во многих отношениях идеальными учениками. Но они редко поднимают руку, чтобы ответить на вопрос или попросить объяснения, если чего-то не поняли. Им не хватает уверенности в себе, и часто среди своих более живых одноклассников они теряются. «Мышки» больше, чем два предыдущих типа, нуждаются в помощи взрослых. И для них особенно важен тесный контакт с учителем.

Что можете сделать вы?

  • Застенчивые дети часто обладают большими творческими способностями и живым воображением. Способствуйте развитию этих качеств. Пусть ребенок почаще участвует в школьных выступлениях. Возможно, блеснув на сцене, «мышка» станет смелее и в классе. Не принуждайте ребенка ни к чему. Предложите и ободрите, и пусть он сам проявит инициативу.
  • Дети, родители которых им сопереживают, всегда готовы поддержать, относятся с пониманием к проблемам и помогают найти выход из трудных ситуаций, действительно, постепенно избавляются от скованности. Зато как чрезмерная опека, так и жесткое принуждение ребенка в проблемных ситуациях не помогают. Если вы записали ребенка в кружок, побудьте с ним на первом занятии десять–пятнадцать минут, пока он не почувствует себя увереннее.

Что может сделать учитель? В случае с «мышкой» отношения «ученик и учитель» особенно важны. Дети этого типа достигают больших успехов в учебе, если не робеют перед учителем, поэтому им полезно познакомиться с будущим классным руководителем еще до школы. Объясните учителям, что ваша «мышка» может растеряться у доски, для начала ей будет легче отвечать с места.

Каждый класс – собрание индивидуальностей. Все дети – разные, и нет плохих характеров: надо только вовремя помочь маленькому ученику.

Читайте также:

Развитие дошкольника: книги для ребенка

  • Автор: Ольга Дель
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться