Кризис трехлетия у ребенка

Назад
Кризис трехлетия у ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Период, который принято называть «кризисом третьего года» – не просто трудные для родителей несколько месяцев, но и один из важнейших этапов в жизни малыша. От того, как пройдет этот рубеж, зависит формирование самооценки, чувства собственного «Я» и волевых качеств.

Что происходит?

Прежде всего, важно понять, что время так называемого кризиса – не просто некий сложный период, который стоит только перетерпеть, и все будет по-прежнему. Потерпеть, скорее всего, действительно придется, но суть происходящего в кризис – это именно изменения в детской психике, важность которых нельзя недооценить.

В результате у ребенка:

  • возникает чувство собственного «Я»;
  • появляются и начинают развиваться волевые качества;
  • формируется самооценка.

Естественно, что такие принципиальные для будущей жизни новообразования не могут появиться легко и беспроблемно. Поэтому переживание этого периода иногда даже называют «вторым рождением» ребенка. Как и во время других кризисов, характеристиками детского поведения сейчас, скорее всего, станут общее снижение чувствительности к ранее привычным внешним стимулам – предметам, занятиям, словам родителей, а также некоторый кажущийся регресс, то есть возвращение несколько более раннюю ступень возрастного развития.

Это своеобразные защитные механизмы психики, которая тратит много ресурсов на новообразования. Они возникают как результат появляющегося у малыша чувства «Я», а это, в свою очередь, возможно только через мысленное отделение от родительских образов, противопоставление себя им. Негативные моменты в детском поведении, которые прежде всего подразумевают, когда говорят о кризисе трехлетия, и которые так беспокоят взрослых, и есть «симптомы» нормально протекающего самоопределения. Поговорим о них подробнее.

Не хочу, не буду

Скорее всего, в поведении ребенка при приближении и самом протекании кризиса будут присутствовать следующие особенности.

  • Прежде всего, это дух противоречия. Малыш как бы находится в состоянии постоянного конфликта с окружающим миром. Постоянно звучащее «нет» – вот что вы услышите на свои просьбы и предложения. Мы уже знаем, что это своеобразная попытка очертить собственные границы, пусть пока и в такой примитивной форме. Ни в коем случае не стоит относиться к подобным «заявлениям» всерьез, переубеждать, что-то доказывать, злиться – хотя, надо отметить, именно негативизм малыша порой способен вывести взрослых из себя.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5–4 года – все индивидуально!

  • Также вы наверняка столкнетесь с тем, что ребенок превратится в настоящего упрямца. Упрямство и своеволие – знак того, что детская психика проделывает работу по формированию собственных желаний маленького человека, не продиктованных мамой, а его личных. Это важнейший этап в формировании мотивационной сферы ребенка, области его намерений и целей, которые он сейчас активно отстаивает. Кроме того, подчеркнутое упрямство – знак развития волевых качеств, самостоятельности, независимости. Конечно, до реальной самостоятельности малышу еще далеко, но в период кризиса закладывается его способность принимать решения и планировать свою деятельность без постоянного участия и контроля со стороны взрослого.
  • Не обойдется кризис трехлетия и без некоторого деспотизма со стороны ребенка – так он «проверяет на практике» свои новообретенные знания и умения.
  • Вероятны проявления и некоторого обесценивания того, что раньше приносило радость – любимые игрушки, занятия, близкие люди. Это тоже вполне нормальный «кризисный» признак, который свидетельствует о переменах, происходящих с ребенком.

Как помочь малышу?

Каким же должно быть поведение взрослых, когда трехлетка переживает свой кризисный этап? Среди общих рекомендаций следует сказать прежде всего вот о чем.

Во-первых, как мы уже знаем, не стоит относиться к конфликтным ситуациям излишне принципиально. Ссор и конфликтов, порожденных детским негативизмом, скорее всего, избежать не удастся. Но этот период – не лучшее время для пристального анализа ошибок ребенка, замечаний, споров, наказаний. Не стоит излишне беспокоиться – скорректировать его поведение, если вам это покажется нужным, вы сможете, когда кризис пройдет. Сейчас гораздо продуктивнее отнестись ко всем детским «нет», «не так», «не буду» несколько отстраненно и спокойно.

Во-вторых, скажем об эмоциональных проявлениях кризисного периода – таких как слезы, капризы, истерики. Снова вспомним об общих механизмах протекания кризиса и о некотором регрессе, который может при этом наблюдаться. Это означает, что в подобные моменты вы не должны упрекать ребенка в том, что он «уже совсем большой, а так себя ведет».  Наоборот, сейчас он становится «маленьким», уязвимым, беззащитным. Поэтому в качестве способов, которыми вы можете его успокоить, вполне подойдут те, которые «работали», когда он был младше.

Наши советы, наверняка, помогут вам в выборе тактики поведения с переживающим кризис малышом.

Предлагайте ему новые развивающие занятия и виды деятельности – помимо того, что сейчас для овладения ими наступил самый благоприятный момент, это еще послужит и для того, чтобы при необходимости развлечь ребенка или отвлечь его внимание.

Важно определить реальный уровень возможностей ребенка, не завышая и не занижая его. Не стоит предлагать заведомо легкие задания, наоборот, они должны находиться на «верхней границе» возможного. Это необходимо для формирования волевых качеств.

На овладение любым новым навыком потребуется время, не торопите малыша и не делайте все за него.

Воздержитесь от резких оценок результатов его труда, даже если вы знаете, что объективно он способен на большее. Напротив, почаще поддерживайте его и хвалите.

Определите, в каких вопросах вы можете предоставить ребенку право на самостоятельные решения. Должна быть какая-то область, в которой у малыша будет реальная возможность сделать выбор и реализовать его.

Постепенно начинайте целенаправленно обращать внимание ребенка на сферу общения, взаимоотношений между людьми: родственниками, знакомыми, друзьями.

Суть любого возрастного кризиса – в изменениях системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности.

Играем вместе

Тому, во что и как играет ребенок, переживая кризис трехлетия, обязательно нужно уделить внимание. Игра сейчас может стать и помощником взрослых в установлении контакта с малышом, и показателем его развития одновременно. Дело в том, что именно в процессе игры малыш пробует, репетирует, «отыгрывает» свои представления об окружающем мире. А так как сейчас он больше всего озабочен отграничиванием собственного «Я» и установлением контакта, общения с другими – теперь уже в совершенно ином качестве отдельной личности, то и в детских играх эти процессы найдут самое прямое отражение.

Меняется характер игры – если раньше в центре внимания были предметы и действия с ними, то теперь она становится сюжетной: ребенок пытается сначала схематично, а потом все более разнообразно воспроизводить открывшийся для него мир человеческих взаимоотношений. Поэтому взрослым необходимо использовать потенциал игры не просто как развлекательного занятия, но и как ресурса обогащения детского сознания новыми образами, не игнорировать просьбы поиграть, поощрять разнообразие сюжетов и «героев» игры.

Строптивость, которую ребенок проявляет, отказываясь выполнять требования взрослых, особенно проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает.

Значительная работа по изучению специфики детского развития, общения и кризисов проделана психологом Маей Лисиной. Основное, что ребенок приобретает, проходя кризис трехлетия, Лисина называет «гордостью за достижения». Это принципиально новый для малыша комплекс поведения, который подразумевает стремление к достижению результата своей деятельности, желание продемонстрировать свои успехи взрослому (без одобрения успех теряет свою ценность), а также обостренное чувство собственного достоинства. Переживание «гордости за достижения» соединяет в себе одновременно направленность ребенка на предметный мир, на других людей и на себя. Присутствие этого чувства означает качественный скачок в развитии ребенка, его переход на следующую личностную ступень.

 

Немного науки и много фантазии

Ученые установили, что развитие личности ребенка проходит многократные изменения. Естественно, возникла необходимость выделить определенные этапы развития ребенка и их закономерности. В науке этой проблемой занимались Аристотель, Я._А. Коменский, Ж._Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин и др. По нашему мнению, наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского. Он предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Так, в возрасте трех лет воображение малыша переживает период бурного развития. Это может проявиться не только в творческих занятиях (рисование, лепка), но, увы, и в таких явлениях, как чрезмерное фантазирование, иррациональные объяснения вполне обычных вещей, выдумывание несуществующих заслуг.

В условиях переживания кризиса чаще всего возникают следующие проявления деятельности детского воображения:

  • ложь при объяснении собственных неуспешных действий;
  • хвастовство несуществующими предметами, действиями, достижениями;
  • появление «воображаемого друга».

Наши советы Как мы уже знаем, ругать и порицать ребенка в период кризиса не стоит даже из опасения, что он вырастет врунишкой. Лучше постарайтесь дать ему возможность реально достичь положительных результатов, о которых можно, например, в его присутствии подчеркнуто рассказать знакомым. Например, из удачных рисунков можно устроить минивыставку и пригласить друзей посмотреть ее.

Детская ложь говорит о том, что баланс сложности задач, которые перед малышом ставят взрослые, пока соблюден не вполне корректно – задачи или слишком легкие и их преодоление не доставляет радости, или слишком трудны и непосильны. Значит, необходимо организовать ему такую сферу применения своих способностей и реализации желаний, в которой он сможет показать действительно блестящий результат, тогда и потребность в подобной лжи отпадет. И конечно, за хорошее дело ребенка всегда нужно хвалить!

  • Автор: Анна Битько
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

9 комментариев к записи

Спасибо за информацию, моя дочка как раз в таком возрасте 2 года 10 мес.!:) Очень интересно и познавательно!

Ой, и у нас тоже кризис! жду, не дождусь, когда же это все закончится.

И у нас кризис!
У нас точно как выделено - мама требует одно, папа другое, бабушка вообще все разрешает.

Вроде хвалим.
А бывает, что Илья просит что-то рисовать, а когда я прошу его рисовать самого - говорит "Я не умею" даже не попробовав.

а нам вот 2,5 года, но похоже уже кризис трехлетия нас коснулся держимся с мужем из последних сил уже...

Да у них каждый год кризисный... Только по-своему. Может быть это все пройдет не заметно, а может и наоборот. Мне кажется все зависит от настроения родителей. Если вы спокойны и уравновешенны, то никакой кризис вам не грозит.

У сына кризис вовсю. Сейчас ему три года и три месяца. Начался где-то полгода назад... и по-нарастающей! Сейчас прямо не знаем, что делать. Пытаемся научить ребенка, что удовольствия иногда заканчиваются. Например, надо уйти с карусели... Истерика на ЧАС, с катанием по земле и битьем мамы ногами. И, непонятно откуда, дикая неуверенность в себе. Отказывается рисовать, петь, говорит, что "не получается" и "не умею". Хотя все его всегда только хвалили...

Как бы не перепутать кризис с тем, что малыша просто избаловали...Малышу 2.5 года, живем в Норвегии, тут детям вообще ничего не запрещают, и я вот задумалась, может, мы переборщили с тем, что в принципе можно все... Спасибо большое за статью! Прочитала- будем надеяться, что у нас кризис и все скоро пройдет:-)

Вот у нас у сыночка этот кризис проявился по полной. Хотя, как мне кажется, мы родители такие которые, балуют в меру, запрещают тоже в меру. Конечно волновались, чтобы не перегнуть палку, но возбужденность эта переросла в нервное напряжение, которое сильно сказалось на сне, уложить и успокоить было очень сложно. Но мы стали давать мармеладки зайчонок с успокоительными травками и витамином В6, он не тормозит, а мягко успокаивает нервную систему. Две недельки пожевал сынок и стал, гораздо спокойней стал реагировать на слово "нет" и запреты. Но главное, что спит спокойно и не истерит.