5 стилей воспитания

Назад
5 стилей воспитания
- {{rating.rating | number}} +

Как растить новорожденного малыша? Как бабушка советует? Как врач велит? Как в книжке написано? Каждое новое время приносит свои правила, устанавливает свои авторитеты. Посмотрим, как менялось в нашей стране отношение к младенцу в течение последних ста лет.

1. Традиционное воспитание Сложно сказать, когда появился этот подход к воспитанию новорожденных. В русской деревне он был всегда. Это веками накопленный опыт русского крестьянского «пестования», передаваемый от бабушек внучкам и от матерей дочкам. Революция, прогресс, появление «педиатрического» подхода в начале ХХ века перечеркнули его, намеренно принизили. Восстановить его невозможно, можно лишь заимствовать некоторые идеи.

Основные постулаты
✽ Ребеночек должен быть пухленьким, розовеньким и т. д. Но это нигде не прописано и не выражено в цифрах. Нет нормы. Никто не высчитывает, сколько должен есть и весить ребенок. Важнее ритм – ежедневный и ежегодный. Сон, еда, песни – в определенное время.

✽ Воспитание подразумевает обилие музыки. Для малышей существуют специальные жанры: колыбельные песни, потешки, пестушки.

✽ Младенцу не положена никакая свобода. Наоборот, его от этой свободы тщательно оберегают. Ты большой, самостоятельный? Тогда впрягайся в общую трудовую упряжку. Малышу нужна не свобода, а покой. Слишком короток этот безмятежный период. Его туго пеленают, настраивают с первых дней на послушание.

✽ Нет специалистов по воспитанию детей – педиатров, педагогов. Это не абстрактные, не теоретические знания, они передаются в каждой семье от старших младшим.

Плюсы традиционного стиля

✽ Традиционная культура – это, как правило, многодетная культура. Почти все дети окружены разного возраста «няньками» (если не своими, то соседскими). Младшие легко и непринужденно обучаются важнейшим жизненным навыкам у старших. Старшие учатся заботиться о младших. В разновозрастном детском коллективе обычно процветает игровая культура, которая становится естественной развивающей средой.

✽ Послушание как одна из ценностей традиционного стиля воспитания снимает с детей лишний груз преждевременной ответственности за свой выбор, а значит, уменьшает количество неврозов, сохраняет преемственность традиций и целостность семьи.

✽ В каждой семье есть глубокая вера в то, что каждый ребенок – от Бога. Поэтому малыша принимают таким, какой он есть.

Минусы традиционного стиля

Ребенка до 3 лет не воспринимают как личность, его потребности и желания не учитываются, ни о каком раннем развитии речи не идет.

2. «Педиатрический» стиль воспитания Начал формироваться в 20–30-е годы XX столетия. Зародился на фоне стабилизации советской власти, фундаментальных открытий в медицине. Этот подход, как никакой другой, отражает свою эпоху, время, когда все – и ученые, и врачи, и простые граждане – искренне верили в то, что прогресс и разум победят все болезни, нужно только очень постараться.

Основные постулаты стиля

✽ Жесткие нормы, регламентирующие питание новорожденных, их режим, количество и продолжительность прогулок, сна, проветриваний, купаний. Особенно четко прописан режим кормления новорожденных. Для всех без исключения матерей существовал график кормления: 6.30, 9.30, 12.30 и т.д. Ребенка, который не проснулся вовремя, рекомендовалось будить. И наоборот: ребенка, не выдерживающего 6-часовой ночной перерыв, также предписанный нормой, не рекомендовалось кормить ни при каких условиях. Педиатры тех лет утверждали, что ночью желудочно-кишечный тракт новорожденного обязан отдыхать.

✽ Роль матери – четко следовать инструкциям, написанным в книгах. Авторитет врача непререкаем. Он лучше знает, как вырастить младенца. Современный патронаж участковой медсестры – это лишь остатки той системы всеобщего медицинского наблюдения.

✽ Доктрина стерильности. Ученые открыли мир микроорганизмов, изучили связь между их ростом и развитием заболеваний в организме человека и сделали вывод: нужно уничтожить все болезнетворные микробы – и ребенок будет здоров. Борьба за стерильность принимает характер массовой кампании. Микробы везде! Их нужно уничтожить! Белье нужно кипятить и проглаживать с двух сторон, полы мыть с хлоркой.

Плюсы «педиатрического» стиля воспитания

В условиях становления нового государства, разрухи и бедности этот подход был оправдан. Благодаря системе медицинского наблюдения, патронирования семей, пропаганде гигиены детская смертность действительно сократилась, многие бактериальные инфекции были побеждены. Такой подход воспитывал законопослушных граждан. Ритм дисциплинирует ребенка. А что такое ребенок, приученный питаться по часам? Это ребенок, с первых месяцев удобный для яслей.

Минусы «педиатрического» стиля воспитания

Доминирование авторитета доктора. Мамы растят своих детей с ощущением, что шагу ступить не могут без слова врача, что любое отклонение от написанного в книге, будь то режим или порядок питания, может привести к непоправимым результатам. Мамина интуиция не востребована. На месте невостребованной интуиции у одних людей возникает тревожность, а у других – недостаточная включенность, почти отчужденность от ребенка.

Этой отчужденности между родителями и детьми способствуют также многочисленные преграды: пеленки, кроватки. Ведь – вспомним! – брать ребенка в родительскую кровать негигиенично, брать на руки непедагогично, подходить к младенцу лучше в марлевой повязке и т.д. Ни о каком контакте «кожа к коже» и говорить не приходится. До сих пор из уст даже нежнейших и добрейших бабушек звучит: «Не бери ребенка – к рукам приучишь!»

Концепция стерильности отрицается сегодня концепцией работы иммунитета, по которой иммунитет работает по принципу «спрос-предложение»: поступают агенты – вырабатываются иммунные вещества. Если же агенты не поступают и вовремя не происходит знакомство с болезнетворными организмами, иммунитет не развивается. А первый год жизни – это период особой восприимчивости, когда иммунитет формируется особенно активно. При условии мягкого столкновения со средой чуждых микроорганизмов.

«Контрольное взвешивание» в поликлинике и его низкие результаты часто вынуждают маму прекращать грудное вскармливание. Между тем современные психологи доказали, что в условиях незнакомых запахов, неизбежного стресса для мамы ребенок не может сосать грудь так же активно, как в домашней обстановке.

Стерилизация, постоянная глажка отнимает у родителей много сил и энергии. Кроме того, голодный ребенок, которого педиатры не разрешают кормить, плачет по ночам. Мама задавлена инструкциями, зачастую ее малыш не укладывается в нормы роста, веса, развития. В общем и целом формируется представление о материнстве как
о непосильном, изматывающем труде.

3. Воспитание «по Споку» Переведенная на русский язык в 1956 году книга американского педиатра Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» (написана в 1946 году) стала революционной для советских матерей. Даже сам факт издания этой книги на советском пространстве подтверждал, что «оттепель» наступила.

Основные постулаты

✽ Безусловная вера в нормы и таблицы педиатров - единые для всех детей - была поколеблена. «У каждого ребенка свое неповторимое лицо, и столь же неповторимо его развитие» – этот постулат доктора Спока стал ренессансом родительской культуры в СССР. Оказывается, новорожденные, которые сами устанавливают расписание своих кормлений, вырастают здоровыми людьми, а не умирают от желудочных расстройств, как полагали педиатры до этого. Конечно, Спок не имел в виду «кормить, когда хочу и сколько хочу». «Режим необходим для пользы ребенка, с одной стороны, и для удобства родителей – с другой». Но он агитирует за «гибкий режим». «Вы сможете сначала подчиняться требованиям ребенка, а затем постепенно установить режим, удобный и для вас, и для него».

✽ Роль матери невероятно возрастает. «Доверяйте себе. – говорит доктор Спок. – Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется. Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу».

✽ Впервые на советском пространстве говорят не только о физиологическом, но и об эмоциональном уходе за малышом. Впервые признается, что у малыша есть желания. «Главное, что нужно ребенку, – ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания. <...> Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба».

Плюсы подхода доктора Спока

Подход доктора Спока снял с родителей напряженность и значительно уменьшил отчужденность их от детей. «Он не такой хрупкий, как вам кажется», – пишет профессиональный доктор Бенджамин Спок. Новорожденный умеет управлять температурой тела, он имеет сопротивляемость инфекциям. Значит, можно не кутать его в несколько слоев пеленок, не создавать ему специальные «оранжерейные» условия. Оказывается, малыш – это не сверхчуткий агрегат, обращаться с которым умеют только специально обученные люди. Даже папа может запросто с ним управиться.

Доктор Спок снимает с родителей бремя вины за своих детей, которые не вовремя (не по учебнику) садятся на горшок, начинают ходить, плохо едят и т.д. «Принимайте его таким, какой он есть», – призывает он.

И самое крамольное – «Доверяйте себе». То есть не нормам, разработанным лучшими профессорами лучших советских институтов, не продукту коллективного разума, а себе – отдельной человеческой субстанции.

Минусы подхода доктора Спока

При всем своем либерализме и гуманном отношении к детям и родителям он остается прежде всего доктором, а не отцом: «Если ребенку уже месяц, и он все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком, как только он пошевелится, а дать ему поплакать 15–30 минут, после чего он, может быть, уснет снова. Если он не успокаивается, попробуйте дать ему теплой воды. Если же через полчаса он снова отчаянно плачет, то проще накормить его». Конечно, его предшественники не позволяли и этого. Но его потомки не простили ему такого хладнокровия: в течение часа слушать плач ребенка не может ни одно материнское сердце.

Главное, что вынесли советские родители из книги Спока: «Не приучайте ребенка к рукам». Хотя отчасти он реабилитирует ласки и качания: «В наше время уже так не боятся избаловать ребенка, как раньше. Если ребенок плохо себя чувствует и вы его утешите, он не потребует утешения, когда он будет чувствовать себя хорошо». Но тут же предостерегает: «Однако если на руках он все равно плачет, то лучше его не носить, чтобы не приучать к рукам».

4. «Сознательное родительство» В 80-е годы прогрессивные молодые люди (возможно, как раз и выросшие «по Споку») стали вырабатывать новые принципы ведения беременности, родов, воспитания детей. Их вдохновляли опыт новатора Игоря Чарковского, исследования физиолога Ильи Аршавского, личный опыт семьи Никитиных.

Во многом они были первопроходцами и экспериментаторами. Их объединяла жажда жить и растить детей по-новому, осознанно, не по чьей-то указке. Им хотелось разрушить рамки дозволенного, доказать беспредельность человеческих возможностей. Новый подход к родительству для них был надеждой на новую жизнь в будущем, когда вырастут их дети, воспитанные свободными людьми. Позже это движение получило название «Сознательное родительство».

Основные постулаты

✽ Норма, предписанная врачами, сменяется на антинорму. Теперь это не «гибкий график» доктора Спока, а «кормление по требованию», причем буквально по первому требованию малыша. Количество и время сна, продолжительность и частоту кормлений, равно как и продолжительность грудного вскармливания вообще, определяет сам малыш.

✽ Вооружившись исследованиями профессора физиологии И. Аршавского, родители перемещают своих младенцев из тепличных, сверхнежных условий педиатрического подхода в условия физиологического стресса и двигательной активности. А самый простой и эффективный физиологический стресс – холод. Купание в проруби, ныряние, динамическая гимнастика становятся ежедневными занятиями малышей с момента их рождения.

✽ Не только свобода движений ребенка, но и свобода его выбора становятся главными ценностями «сознательных родителей». От ребенка не требуют послушания, скорее родители ждут от него разумного сотрудничества и боятся подавить его волю и творческое начало.

✽ Долой стерильность! Стерильность и «особые» условия для малыша кажутся смешными. Родители демонстративно вписывают своих малышей во взрослый образ жизни: они спят в одной кровати, берут детей с рождения с собой в походы, купают во взрослой ванне, а не в специаль

  • Автор: Екатерина Бурмистрова, психолог; Софья Бакалеева
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

4 комментария к записи

Здравствуйте!
Статья интересная, но почему-то отображается не полностью(((
Хотелось бы дочитать.)

Totty, нажимайте внизу страницы 2 и 3 и все дочитаете:D

А у меня получается симбиоз некоторых стилей воспитания!:wink: :yes:

Статья была бы интересной, если бы не обрывалась на третьей странице на словах "купают во взрослой ванне, а не в специаль"