8 советов о воспитании, учитывающие особенности детей

Назад
8 советов о воспитании, учитывающие особенности детей
- {{rating.rating | number}} +

20 ноября – Всемирный день детей, провозглашенный ООН. Ребенок – это не взрослый в миниатюре, его организм и психика обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать в воспитании.

Детство – таинственный мир из нашего прошлого, который не удается до конца восстановить в памяти, но который оказывает колоссальное влияние на нашу жизнь. Путь превращения наивного малыша во взрослого человека начинается с контакта с самыми близкими людьми – мамой и папой, бабушкой и дедушкой. От них в большей степени зависит, какими будут ответы на важные вопросы «Каков я в этом мире?», «Каковы этот мир и люди в нем?». От воспитания зависит, раскроются ли таланты ребенка, будет ли он успешен в жизни, сможет ли реализовать свой потенциал. Взрослые часто равняют малыша по себе, но ребенок и его внутренний мир имеют ряд отличий. Малыш развивается и живет по особым законам. Воспитание, учитывающее эти закономерности, будет более эффективным и органичным для малыша. Чем же ребенок отличается от взрослого?

Ребенок живет «здесь и сейчас»

Вещи, находящиеся в поле зрения ребенка, манят и отталкивают его, направляют его, заставляют действовать. Внутренняя жизнь ребенка непосредственно связана с окружающей его ситуацией. Именно поэтому малыши нуждаются в насыщенной развивающей среде, состоящей из безопасных объектов. Не нужно заставлять ребенка взаимодействовать с предметами, а нужно обеспечить максимальную пользу и безопасность окружающего мира. Предметы, с которыми взаимодействует малыш, должны стимулировать его чувства: осязание, обоняние, слух, зрение. Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые не представляют для него опасность. Иногда это может заканчиваться поломкой, но опыт, полученный ребенком в ходе взаимодействия с предметом, дороже материальной вещи.

Ребенок развивается, взаимодествуя с предметным миром

Ребенок осваивает окружающий мир путем практических действий. Он не способен заниматься только умственной деятельностью, планировать, воображать или подолгу думать над чем-то. В его жизни ведущую роль играют не мысли и образы, а реальные предметы. Ограничивая малыша в играх, мы сдерживаем его активность и лишаем его возможности развиваться и мыслить. Ребенок реагирует на предметы эмоционально и переключает свой интерес на то, что видит в данный момент. Именно поэтому отвлечь ребенка так легко. Показать новый яркий предмет – отличный способ переключить внимание с текущей эмоции или проблемы на что-то более позитивное. Не стоит ругать ребенка, что он забыл, заигравшись, о вашей просьбе: воздействие объектов полностью поглощает его внимание.

Ребенок не может контролировать свои эмоции

Маленькие дети – страстные, импульсивные, неустойчивые эмоционально натуры. Они радостно бегут к новой игрушке, отчаянно плачут, если не видят маму, громко кричат после падения, даже если не чувствуют боли. Все чувства малыша выражаются сразу и во всей полноте эмоциональных переживаний. Наказывать ребенка за громкий плач или шумное поведение бесполезно, это путь к неврозам и проблемам со здоровьем. Позвольте крохе быть таким, какой он есть, рано или поздно он научится себя контролировать.

Ребенок учится у взрослого в процессе личностного общения

Доброжелательное внимание взрослого и эмоциональное общение придает ребенку уверенность в своих силах. Объективная оценка стимулирует желание развиваться и исправлять ошибки. Уделяйте внимание ребенку и давайте его поступкам адекватную оценку, не перехваливайте и не давите, не подменяйте межличностное общение руководством или манипулированием. Играя с малышом, обращайтесь к нему, называйте по имени, разыгрывайте перед ним игровые сцены и вовлекайте в игру. Такое поведение взрослого благотворно влияет на состояние и развитие ребенка, ведь родитель нужен ему не как дрессировщик, а как партнер, соучастник и эксперт при познании предметного мира.

Ребенку нужны ориентиры и ограничения, но не слишком строгие

Не ограничивайте деятельность ребенка слишком строго. Запреты на каждом шагу лишают малыша уверенности в своих силах, вызывают протест. Тем не мене, ориентиры поведения важны. Без них ребенок может почувствовать растерянность, будет капризным, пугливым и несамостоятельным.

Ребенок не может принимать решения

Чтобы обеспечить себя и принимать верные решения, необходимо обладать определенной зрелостью. Управлять собой и своей жизнью ребенок умеет не сразу, ему нужно научиться этому от взрослых. И простого желания тут недостаточно. То, как принимает решения взрослый, не до конца очевидно. Целеполагание, рационализм, практичность для ребенка – пустые слова. Если вы хотите, чтобы ваш малыш во взрослой жизни умел правильно действовать и реализовывать свои планы, озвучивайте ему свои мысли. Проговаривайте для него понятным языком ваши планы, как повседневные, так и глобальные. Вскоре вы заметите, что малыш начинает и сам неплохо ориентироваться в ситуации.

Ребенок познает мир во время игры

Объяснить ребенку словами сложные вещи часто не получается. Но в игре усвоение важной информации становится эффективным и легким. Если вы собрались рассказать ребенку об опасном поведении, правилах дорожного движения или дать ему важный моральный ориентир, просто поиграйте с ним.

Ребенок развивается, подражая взрослым

Ребенок не самодостаточен, поначалу он будет копировать даже мимику и жесты взрослых. Он как губка впитывает поведение окружающих, поэтому первостепенным для него является живой пример взрослых, их манера общаться, взаимодействовать, решать проблемы. Ребенку необходима доброжелательная нравственная атмосфера и уважение. Потакая своим вредным привычкам, взрослые забывают, что дети копируют их поведение вопреки словам и запретам.

  • Автор: Татьяна Гамаюнова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться