Детский сад или домашнее воспитание: что выбрать

Назад
Детский сад или домашнее воспитание: что выбрать
- {{rating.rating | number}} +

Отдавать малыша в детский садик или воспитывать и развивать его собственными силами дома – этот вопрос каждый родитель решает для себя сам. Главное – чтобы выбор взрослых был осознанным и ребенку пошел только на пользу.

Выбор счастливцев

Чем только не пугают родителей, которые решили не отдавать свое чадо в детский сад! Ну еще бы, ведь, согласно общественному мнению, домашний ребенок никогда не научится сходиться с людьми, будет болезненным и капризным, а вдобавок ко всему вырастет эгоистом. Но несмотря на столь устрашающие пророчества, все больше мам и пап сегодня делают выбор в пользу домашнего воспитания, и не просто не жалуются, но и горячо рекомендуют этот метод всем своим знакомым.

Скорее всего, такие родители сознательно или неосознанно, опираясь на собственную интуицию или действуя методом проб и ошибок, определили для себя несколько простых правил, следование которым позволяет им и управляться с домашним хозяйством, и воспитывать разносторонне развитого ребенка, и находить время для себя. Попробуем разобраться, в чем секрет этих счастливцев.

Организуйте развивающие занятия

Чем безусловно хорош детский сад, так это регулярными занятиями, на которых малышей не просто учат различать цвета и формы, делать аппликации и считать до десяти, но и готовят к школе. Многие родители могут возразить: занятия в садике не несут совершенно никакой пользы, да и проводятся, как правило, «для галочки», а дома родители за один вечер способны научить пятилетнего отличать ясень от клена, а оленя – от лося. С этим утверждением трудно поспорить: действительно, очень часто 20-минутные занятия, направленные на «общее развитие», не способны удовлетворить познавательные потребности ребенка, и родители справляются с этим гораздо лучше. Но у занятий, которые проводит воспитатель в группе, есть одно большое достоинство – регулярность, которую не всегда удается обеспечить дома.

Хорошо, если у одного из родителей есть педагогическое образование или недюжинная сила воли, тогда есть вероятность, что занятия рисованием, лепкой, счетом и чтением будут регулярными и сбалансированными. А если мама или бабушка не могут все время исполнять роль воспитателей? Тем, кому нужно наводить порядок, готовить ужин и заботиться об остальных членах семьи, не стоит недооценивать старые добрые календарь и ежедневник: просто равномерно распределите занятия по дням недели и постарайтесь не пропускать ни одного из них. Кроме того, попробуйте организовать дома образовательную среду, позволяющую малышу познавать мир самостоятельно, – много идей можно найти, к примеру, в книгах Марии Монтессори.

Мария Кудряшова, психолог: «Сегодня в магазинах так много хорошей обучающей и развивающей литературы, что заниматься с ребенком может даже мама, не имеющая профильного образования. Но, организуя домашнее обучение, все же не стоит забывать, что в детском саду ставка делается не столько на когнитивное развитие малыша, сколько на усвоение им различных социальных ролей в процессе игры. Присмотритесь к тому, как строит занятие воспитатель: «по ходу пьесы» дети постоянно взаимодействуют, учатся понимать себя и других, контролировать свои эмоции, выстраивать границы. В обществе других детей малышу проще усваивать новые навыки, поэтому даже домашним детям есть смысл посещать детский сад или развивающий центр хотя бы пару часов трижды в неделю».

Следите за режимом

«Режим» – важное понятие, которое любой малыш вне зависимости от его желания твердо усваивает в детском саду. Детям же, которые привыкли к собственному распорядку дня, бывает сложнее адаптироваться к школьному расписанию (возможно, именно из тех, кто не ходил в детский сад, и выросло большинство современных фрилансеров и приверженцев свободного графика), они болезненно воспринимают любые ограничения и чаще нарушают установленные дома порядки. В свою очередь, те, для кого не в новинку играть, гулять и обедать в строго отведенное для этого время, гораздо безболезненнее привыкают к чередованию уроков и перемен, и первый год в школе уже не становится для них столь сильным стрессом.

Следовать режиму – дело сложное и скучное, особенно когда нет нужды соотносить свои действия с потребностями других детей, но каждой маме, взявшейся за домашнее воспитание, все же придется научиться грамотно управлять временем своего ребенка (тем более, если он еще совсем кроха). Начните с того, что установите конкретное время подъема и отхода ко сну, а уже затем, когда ребенок привыкнет к нововведению, включайте в расписание занятия и прогулки. А чтобы объяснить малышу, что происходит, воспользуйтесь яркими плакатами или набором карточек, иллюстрирующих занятия на протяжении дня.

Детская физкультура

Считаете утреннюю зарядку пережитком прошлого? Педиатры бы с вами поспорили. Ведь регулярная физическая нагрузка не только укрепляет здоровье ребенка, но и помогает ему быть более стрессоустойчивым и жизнерадостным. (Все помнят об эндорфинах, вырабатываемых нашим организмом после тренировки?) В детских садах с нагрузкой, как правило, все в порядке: к ежедневной прогулке добавляются физкультминутки и пальчиковая гимнастика между занятиями, а в некоторых садах есть занятия по логопедической ритмике, совмещающие приятное с полезным – развитие речи с заботой о физической форме.

Так что тем, кто не горит желанием отправлять своего ребенка в дошкольное учреждение, в обязательном порядке нужно придумать способ включить в распорядок дня утреннюю зарядку, прогулки, танцы – иными словами, не слишком обременительную, но регулярную – а лучше даже ежедневную – физическую нагрузку. Мария Кудряшова, психолог: «Программа укреп- ления здоровья – это замечательно само по себе, но еще лучше сделать ежедневную гимнастику и регулярные прогулки семейной традицией. Так вы не только поможете малышу быть крепче и выносливее, но и подарите всем членам семьи положительные эмоции».

Детский круг общения

Дети, которых воспитывают мамы и бабушки, действительно часто бывают обделены общением со сверстниками: полтора часа на игровой площадке с новым знакомым ни в какое сравнение не идут с совместным полдником, прогулкой и тихим часом – и так день за днем. Кроме того, во дворе ребенок не всегда может познакомиться со своим ровесником, а детсадовская группа изначально подбирается с учетом возраста. В кругу одногодок малыш учится находить выход из конфликтных ситуаций, договариваться, ценить особенности других детей и заводить друзей.

Проблему можно решить, начав водить кроху на развивающие занятия в какой-нибудь из детских центров, в бассейн или просто познакомившись с мамами ровесников, живущих по соседству. Кроме того, регулярно встречайтесь с подругами, чьи дети примерно одного возраста с вашим ребенком, – малышу очень важно сейчас не научиться налаживать кратковременные контакты, а иметь возможность общаться с одними и теми же детьми, заводить среди них друзей, с нетерпением ждать новой встречи.

Самостоятетльный ребенок

Довольно трудно научить малыша самостоятельности, если рядом с ним всегда есть кто-нибудь из взрослых, готовых помочь. В этом смысле детский сад представляет собой этакий «курс молодого бойца»: ребенка обязательно научат мыть руки и завязывать шнурки, но никто не станет ему помогать это делать, когда он овладеет необходимыми навыками.

Требовать такой же бесстрастности от родителей – дело неблагодарное, но совершенно необходимое. Постарайтесь не предлагать помощь ребенку раньше, чем он ее попросит, и не раздражайтесь на каждое детское «Я сам!» – да, трехлетка вряд ли сумеет одеться за две минуты, но дайте ему время – и опыт придет.

Мария Кудряшова, психолог: «Три года – самое время дать ребенку больше свободы.Как раз в это время малыш начинает сопровождать едва ли не каждое свое действие требовательным «Я сам!». Вот и возьмите на вооружение девиз монтессори-педагогики «Помоги мне это сделать самому». По возможности обес- печьте малышу дома среду, способствующую развитию самостоятельности: пусть он имеет возможность вешать сам свою одежду на вешалку, соразмерную его росту (как шкафчики в садике), пусть одежда его будет удобной для самостоятельного одевания-раздевания (не джинсы на молнии, а штанишки на резинке). И тогда он уж точно в своих самостоятельных действиях не уступит сверстникам, посещающим сад. Ни в коем случае не ругайте малыша, если ему не сразу будет что-то удаваться. Зато чаще подбадривайте и вселяйте уверенность в том, что он все делает правильно и все у него получается. Если родители идут малышу навстречу, это укрепляет в нем самостоятельность и инициативность, в противном же случае постоянными спутниками ребенка становятся пассивность и лень – согласитесь, не лучшие качества во взрослой жизни».

Время для себя

Даже довольно обеспеченные родители, которые могут позволить себе услуги няни, порой отправляют ребенка в детский сад. Зачем? Чтобы ему там сделали «прививку от эгоизма». Это действительно работает, особенно если чадо – единственный ребенок в семье. В таком случае тот факт, что внимание воспитателя не всегда достается только ему (равно как и лучшие кусочки за обедом), достаточно быстро поможет малышу отучиться считать себя «пупом земли».

Если вы воспитываете ребенка дома, объясните ему, что у каждого члена семьи могут быть дела, от которых их не следует отвлекать. Если малыш знает, что каждое утро после завтрака мама пишет статьи, ему проще с этим смириться и немного поиграть одному.

Реально оценивайте, что лучше, сад или домашнее воспитание

Прежде чем отказаться от места в детском саду, есть смысл все-таки взвесить все за и против. Многие аргументы, которые родители используют в спорах о необходимости присутствия воспитателей и нянечек в жизни ребенка, при более подробном рассмотрении оказываются не более чем мифами.

К примеру, то, что ребенок не будет ходить в детский сад, совершенно не значит, что он станет меньше болеть: некоторые дети, наоборот, становятся закаленнее и укрепляют иммунитет благодаря регулярному взаимодействию с простуженными одногруппниками, а вот малыши, проводящие все свое время в четырех стенах, больше подвержены риску подхватить простуду. Гораздо разумнее не ограждать кроху от контактов с потенциально заразными детьми, а поближе познакомить его с закаливанием и физическими нагрузками. Елена Абрамова, педиатр: «Любой коллектив (а в особенности детский) – потенциальный источник бактерий и вирусов, и совершенно не удивительно, что первое время практически каждый новичок ходит в детский сад по схеме «неделя в садике – две недели на больничном». Каждый ребенок «приносит» из дома в группу специфические микробы, к которым у него уже давно выработался иммунитет, этими микробами дети активно обмениваются и, соответственно, начинают чаще болеть. Однако это не должно пугать родителей и уж тем более становиться поводом для отказа от садика. С помощью домашнего воспитания вы не подстрахуетесь от простуд и детских инфекций: скорее всего, домашний ребенок наверстает «упущенное» в начальных классах. Ну а выбор, тем не менее, остается за вами».

Кто он такой, домашний ребенок?

Нередко родители, утомленные частыми болезнями отпрыска или каждое утро сталкивающиеся с его нежеланием покидать теплую кровать и отправляться на встречу с нелюбимой воспитательницей, вешают на собственного ребенка ярлык «несадиковского». Обычно это как раз и значит, что малыш капризничает в столовой, с трудом сходится с другими детьми, да еще и сила его иммунитета оставляет желать лучшего. Все это – не повод отказываться от с трудом полученного места в детском саду. Возможно, для начала вам стоит сводить малыша к психологу, чтобы вместе выяснить, является его неприятие садика временной трудностью, которая пройдет через пару месяцев, или у крохи действительно есть проблемы, из-за которых ему придется перейти на домашнее воспитание.

Мнение родителей

Марина Лазарева (32 года), мама Кости (4 года):
«К тому моменту, когда встал вопрос, отдавать ли сына в детский сад, я как раз уволилась с прежнего места работы и занялась фрилансом. Первые пару месяцев пыталась найти баланс между работой и ребенком, который, видя, что мама дома, постоянно требовал внимания, но потом сдалась и записала сына в ближайший садик. И ни разу не пожалела о принятом решении! За этот год Костя очень изменился: куда-то пропала стеснительность – теперь сын с удовольствием выступает на сцене и первым знакомится с детьми в кафе и на игровых площадках, он почти перестал капризничать и определенно стал лучше есть. Единственный минус: многие родители не считают нужным сидеть на больничном с простуженными детьми и продолжают водить их в сад, поэтому сын теперь чаще болеет. Но я стараюсь спокойно относиться к его простудам и верю в то, что он это перерастет».

Ольга Руденко (35 лет), мама Вари (3 года) и Никиты (5 лет):
«Я с ужасом вспоминаю детский сад: эта холодная манная каша с комками, крикливая воспитательница и обязательный тихий час, во время которого я лежала, глядя в потолок и мечтая, чтобы мама поскорее забрала меня домой. Естественно, мне не хотелось бы, чтобы мои дети испытали те же чувства, поэтому еще во время первой беременности я решила, что буду воспитывать сына и всех последующих детей сама. Теперь, когда у Никиты есть сестричка, мы замечательно проводим время и все делаем вместе – готовим, занимаемся уборкой, делаем зарядку, рисуем. Конечно, трудности тоже есть: к примеру, у меня не всегда получается выделить время на занятия с каждым по отдельности, поэтому иногда мы занимаемся по принципу сельской школы – дочка делает аппликацию, а сын в это время составляет рассказ по серии картинок. А еще с двумя детьми трудно придерживаться четкого расписания, поэтому мне пришлось смириться с тем, что дневной сон может сдвинуться к вечеру, а обед наступить еще до полудня. Но несмотря на это, я довольна тем, что я рядом с детьми каждый день и могу наблюдать за тем, как они растут».

Материал опубликован в журнале
"Мой Кроха и Я" 06/2014

  • Автор: Екатерина Сазонова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Хорошо,если есть возможность домашнего воспитания. Я лично не могу остаться дома и мне необходимо выйти на работу. Скоро наша дочка пойдет в детский сад и мы уже беремся за голову. Поборы в детском саду, наплевательское отношение к родителям(мы все сдали деньги на ремонт, сами ходим,убираем и т.д. и т.п. воспитатели и нянечки даже не приходят на ремонт. ). Мы сами ключи ищем от нашей группы. Заведующая нормально относится к тому что мы все делаем и высказывает, что это нам нужно, но не им!!!А что дальше будет!!! Была бы возможность домашнего обучения, я с удовольствием занималась с ребенком...

Если есть возможность сидеть дома с детьми, то конечно в детский сад можно не водить. Но в детском саду есть режим, которого так трудно придерживаться дома, есть общение с коллективом, этого трудно добиться сидя дома с ребенком, даже на детской площадке это уже не то, потому, что мама всегда рядом и сразу же поможет ребенку и защитит его. А в саду малыш сам научится себя защищать и без помощи мамы сможет одеться и обуться.

bortsovaelena, да, я тоже считаю, что адаптация для деток очень важна!! у меня дочка сначала немного сторонилась чужих, нам приходилось специально выискивать площадки, где деток побольше)))