Адаптация ребенка на новом месте

Назад
Семья в новой квартире
- {{rating.rating | number}} +

Мы привыкли к тому, что переезд – дело взрослое: подбор жилья, оформление документов, перевозка багажа, билеты, ремонт… И мало кто задумывается, какие чувства испытывает в это время ребенок, какие проблемы у него возникают.

Кошки, собачки и детки

Есть расхожая «мудрость»: дескать, собака привязывается к хозяину, а кошка – к месту. Это неправда: хотя в жизни кошачьих границы ареала играют заметную роль, но на самом деле люди и взаимоотношения с ними важнее даже для кошек. Что уж говорить о детях!

Поэтому дети раннего возраста, за пределами семьи и родни еще ни к кому особо не привязавшиеся, очень легко переносят переезды. А вот в более старшем возрасте начинаются проблемы. Можно даже вывести шкалу сложностей с переездом:

  • до трех лет это очень легко;
  • потом с каждым годом до 12-14 лет все сложнее и сложнее;
  • после связанного со взрослением перелома и лет до 30 переезжать вновь легче и легче;
  • а далее, с приходом зрелости и до конца жизни человек все больше привязывается к обстоятельствам места и переезд вновь становится все более тяжелым.

Потери и приобретения

Особенно серьезной драмой переезд становится для впечатлительных ребят. В самом деле, ребенок оставляет на старом месте практически весь свой мир:

  • знакомый с рождения и почти уже безопасный двор;
  • «инфраструктуру» – дорогу в детсад или школу, в магазин, в парк;
  • жилье – свою комнату или хотя бы уголок;
  • друзей (и, к счастью, недоброжелателей).

Самое, пожалуй, сложное для ребенка – адаптация в новом детском коллективе. Конечно, если у вас семья военных и вы привыкли переезжать каждый год, дети спокойно живут в таком режиме. Но считается, что в среднем россияне переезжают раз в 12-13 лет, так что в сознательном детском возрасте у человека редко бывает более одного переезда.

Сохранить и приумножить

Вы лучше всех знаете своего ребенка. Если он по характеру замкнут, то, может быть, и не стоит деятельно встраивать его в новый социум. Но чаще всего общение ребенку необходимо как воздух, и вы обязаны его этим обеспечить.

Сохраните контакты лучших друзей ребенка, благо в век Интернета это несложно. Первое время общение со старыми приятелями, например, в скайпе станет отличной психологической поддержкой. Но жить на этом багаже нельзя, необходимо собирать новый.

И тут очень важна активность родителей. Чем быстрее у ребенка найдутся друзья, тем проще ему будет счесть новый район или город «своим». Познакомьтесь с родителями однокашников, узнайте, проводятся ли в школе какие-то неформальные мероприятия. Если ребенок на старом месте посещал какие-то дополнительные занятия (спортивные или художественные), найдите ему такую же группу – там проще будет обзавестись друзьями, ведь у детей уже заведомо есть какие-то общие интересы.

Расписание адаптации

Первая неделя – притирочная. Заранее объясните ребенку, что он не должен быть агрессивным, но обязан постоять за себя и в случае любых конфликтов сообщать родителям. Когда ребенок начнет ходить в детсад или школу, выслушивайте его рассказы (хотя они могут быть, мягко говоря, неполными), наблюдайте за его состоянием. В конце недели обязательно поговорите с классным руководителем или воспитателем.

Вторая неделя – ключевая. Коллектив уже испробовал ребенка на прочность, теперь завязываются первые личные взаимоотношения. Если таких отношений нет, хорошо бы инициировать их с помощью собственной активности. Познакомьтесь с другими родителями, выясните, кто живет рядом, пригласите одного или нескольких одноклассников в гости.

Как правило, к исходу второй недели уже можно обозначить место новичка в сложившемся коллективе; в большинстве случаев оно совпадает с той ролью, которую он играл на прежнем месте. Исключение – ярко выраженные лидеры, которым придется бороться с уже сложившейся неформальной «властью». Эта борьба приобретает разные, порой нежелательные формы, но таковы издержки желания быть первым, тут уж ничего не попишешь. Если такому харизматичному ребенку еще нет 10 лет, его стоит придержать, объяснить некоторые вещи; если же больше – пора набивать шишки самостоятельно.

Через месяц совместного обучения период адаптации в 95% случаев можно считать завершенным. Если же «болезни знакомства» так и не прошли, необходимо обратиться к детскому психологу.

  • Автор: Анна Бойко

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

я 5 раз в детстве переезжала, начиная с 6-ти лет, проблем никогда не было со знакомствами и адаптацией (хотя я была стеснительной), да и раньше дети как-то попроще вроде были.