Весь вечер на арене: что делать, если ваш ребенок изображает клоуна

Назад
Ребенок на сцене
- {{rating.rating | number}} +

Зачем дети привлекают к себе внимание нелепыми выходками?

 

Почти в каждом детском коллективе есть ребенок-клоун, который всех смешит и всячески привлекает внимание окружающих эпатажным поведением. Что делать, если таким клоуном стал ваш собственный отпрыск? Выясняем вместе со специалистами: педагогом Юлией Лебедевой, психиатром и психотерапевтом Светланой Гариповой и психологом детского сада Татьяной Страховой

 

Когда в цирк пойдем? 

 

Чаще дети начинают вести себя как клоуны в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, то есть в 6–7 лет (следующий этап такого поведения приходится на подростковый период). Воспитатели и учителя жалуются: ребенок привлекает излишнее внимание, может передразнивать детей и взрослых, строит гримасы.

Что делают родители в таких ситуациях? Вариантов чаще всего два: либо не делают ничего и считают, что на ребенка наговаривают и не дают ему спокойно расти, либо бегут к неврологу с жалобами на повышенную возбудимость и неадекватное поведение малыша.

Но мало кто задумывается, что причины такого поведения стоит для начала поискать в семье.

 

Внимание, родители! 

 

Маленький ребенок может вести себя довольно эксцентрично из-за низкой самооценки (основы которой, опять же, формируются в семье), или когда не справляется со своей ролью в социуме, или если не успевает за сверстниками в усвоении каких-либо навыков и знаний.

Например, все уже знают буквы и цифры, читают слоги, а он еще нет, вот и старается отвлечь внимание воспитателей и детей от своих проблем. А по сути, с помощью особого поведения неосознанно уходит от сложностей.

Психиатр Светлана Гарипова отмечает: «Дети ведут себя так абсолютно неосознанно. Причинами могут быть действительно низкая самооценка ребенка и неумение строить отношения в коллективе.

При этом нужно помнить, что именно родители – самые главные и значимые люди в жизни ребенка, и основы самооценки формируются именно в семье.

Если же малыш недополучает любви и внимания от мамы и папы, то он может пытаться восполнить этот «пробел» в «социальной семье» (в садике, школе, секции, во дворе, на детской площадке, перед соседями и т. д.). А делает это в шутовской форме, потому что по-другому не умеет. И если родители хотят повлиять на ситуацию, то им предстоит серьезная работа внутри семьи. Возможно, придется даже во многом пересмотреть внутрисемейные принципы.

Родителям в подобной ситуации нужно постараться ответить себе на следующие вопросы:

- Ощущает ли ваш малыш, что вы его принимаете и любите просто так, за то, что он есть, а не за какие-то старания и достижения? Есть ли в его жизни место безусловной любви?

- Часто ли вы искренне хвалите ребенка за его достижения, не предъявляете ли к нему завышенные требования?

- Нет ли в семье дефицита внимания к переживаниям и чувствам малыша?»

 

В главных ролях 

 

В возрасте 5–7 лет дошкольник уже избирает себе в коллективе определенную роль, которой потом и придерживается. И если ребенок не может реализоваться другим способом (например, в роли способного или послушного мальчика – для этого не хватает усидчивости и самодисциплины, или даже хулигана – не умеет или боится драться и задирать других), то он может реализовать себя в роли шута.

Кстати, такую роль могут избирать для себя и дети, у которых высокий интеллект, ведь чтобы постоянно смешить окружающих, надо еще и придумывать шутки и выходки, а это тоже требует творческого подхода!

 

Татьяна Страхова, психолог детского сада: «На моей практике за 10 лет работы в детском саду несколько детей брали на себя роль шута или клоуна. И это действительно было связано с тем, что дети не могли по-другому реализовать свои способности.

Например, был мальчик Саша, который все время паясничал во время выполнения каких-то заданий. Ему эти задания давались нелегко, и таким образом он смещал внимание со своих неудач на поведение.

Зато он хорошо рисовал. Но в детском саду его способности не были реализованы. Зато в школе, в первом классе, ему попалась грамотная и мудрая учительница, которая помогла его таланту раскрыться, она поставила его главным художником классной газеты, поручала ему оформлять кабинет к праздникам, и постепенно у Саши шутовское поведение сошло на нет. Ему уже не нужно было реализовываться таким способом. Смещение акцентов и раскрытие талантов помогает детям проявить себя и поменять роль. Саша в данном случае сменил роль шута на роль лучшего художника в классе».

 

Здоровый интерес

Обязательно нужно обратить внимание на здоровье ребенка, который постоянно кривляется, ведь подобное поведение также может быть следствием каких-либо неврологических проблем. Часто так проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности. В этом случае ребенку необходим контроль невролога (и назначенная им терапия) в совокупности с работой с детским психологом.

 

Спешим на помощь

Дайте ребенку почувствовать уверенность в своих силах. Пусть он одерживает маленькие победы, за которые вы его обязательно похвалите.

Выкинул мусор? Молодец! Сам, без посторонней помощи, полностью оделся перед прогулкой? Умница! Чаще хвалите ребенка за хорошие и правильные действия.

 

Что еще сделать?

-  Помогите крохе реализовать свои способности и таланты. Сместите акцент с нежелательного поведения на то, что у него хорошо получается. Это могут быть коллекционирование, занятия в спортивной секции, какие-то умения (например, рисование или музыкальные способности), изучение чего-то нового и увлекательного (например, космоса).

- Обязательно укрепляйте в ребенке уверенность, что он многое умеет и делает все хорошо. Или точно будет делать, когда научится.

- Уважайте его как личность, прислушивайтесь к его мнению. Малыш должен чувствовать, что семья его любит и поддерживает.

- Игнорируйте шутовские действия ребенка.
Не подкрепляйте интерес улыбкой, раздражением (это тоже реакция, и ребенок ее добивается), оценочными высказываниями.

- Ни в коем случае не наказывайте за паясничанье. Особенно публично. Наказание – это тоже отклик, и поэтому вызовет лишь обратный эффект. Лучше спокойно сказать ребенку, что вам не нравится его поведение, и вы ждете, когда он прекратит так себя вести, чтобы вместе заняться чем-то интересным – поиграть, почитать, приготовить торт и пр. 

 

Не до смеха

 

А что делать родителям, чей малыш начал подвергаться насмешкам и обидным шуткам от сверстников в группе, то есть стал клоуном поневоле? Что делать, если его все время дразнят? Может ли вообще такое случиться в учебном заведении?

Если вы замечаете, что вашего ребенка регулярно дразнят или травят в детском саду или школе, то пускать такую ситуацию на самотек ни в коем случае нельзя.

Понаблюдайте, какой микроклимат создают педагоги в группе, как они регулируют конфликтные ситуации и взаимоотношения между детьми. В детском саду влияние педагогов на детей играет очень большую роль.

Поэтому и реакция педагога на конфликт в коллективе очень важна. Он может регулировать взаимоотношения в группе, не допускать насмешек одних детей над другими. А может делать вид, будто бы ничего не происходит, или даже сам провоцировать насмешки над ребенком. Если вы понимаете, что педагог никак не влияет на ситуацию, то лучшим решением будет сменить коллектив. Ведь основы самооценки, заложенные в семье, могут сильно искажаться под влиянием нездоровых отношений в детском саду или школе.

Следует отметить, что чаще всего дети не признаются в том, что их обижают в садике или школе. Они боятся или стыдятся признаваться в этом взрослым. По каким же признакам можно определить, что ваш малыш подвергается регулярным  насмешкам?

 

Светлана Гарипова, психиатр и психотерапевт: «О коллективной травле могут говорить следующие косвенные признаки: замкнутость, частые смены настроения, снижение физической активности, сонливость, нарушение аппетита, частые простудные заболевания.

Как родители могут повлиять на ситуацию? По возможности, переведите малыша в другой детский сад. Параллельно работайте над укреплением самооценки ребенка. Для этого важно создать благоприятную среду для развития.

Когда малыш реализует творческий потенциал в соответствии со своим возрастом, возможностями и задатками, его самооценка автоматически повышается.

Пусть ребенок познает мир и оценивает себя в деятельности, которая у него хорошо получается (кружки, хобби и т. д.). Не ругайте малыша за неудачи, ошибки – ведь он всему только учится. Проанализируйте, как распределены социальные роли внутри вашей семьи. Ведь все роли, которые примеряет на себя ребенок в коллективе (шута или «козла отпущения»), могут быть подражанием тому, что малыш видит дома между родственниками. Возможно, кто-то в семье постоянно насмехается над кем-то, а другой безропотно сносит все насмешки и оскорбления. Ребенок все это впитывает и потом повторяет в коллективе».

Есть и еще один аспект проблемы. Это важно для тех родителей, чьи дети становятся зачинщиками или соучастниками насмешек над другими детьми. Если вы заметили, что ваш ребенок повышает свой социальный статус за счет того, что насмехается над другими детьми или принимает участие в коллективных насмешках, то опять же нужно искать причины такого поведения. Возможно, ребенок таким образом повышает свою  самооценку, подражает кому-то из семьи или попал под влияние нездорового климата в коллективе.

Во всех случаях, чтобы изменить ситуацию, вам придется вносить какие-то коррективы в семейные устои. Возможно, некоторые моменты нужно будет проработать с семейным психологом или психотерапевтом.

А главное, принимайте своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его личность и дарите ему больше внимания и тепла. И тогда забавные шутки малыша будут вас только радовать и не станут предметом психологической коррекции.

 

Несомненный талант? 

 

А может быть, такое постоянное «кривлянье» и желание рассмешить коллектив
говорит о ярких проявлениях у ребенка актерского таланта? Здесь все не так однозначно. По мнению детских психологов, проводить четкую корреляцию между шутовским поведением и актерскими способностями не стоит. Да, талант может проявляться и таким способом, но далеко не всегда «клоун» детского сада станет актером.

Кстати, довольно часто бывает и наоборот: ребенок, выбравший роль «тихони» в саду или школе, вдруг проявляет лидерские или актерские качества, попав в другую социальную группу в пионерском лагере или каком-то кружке.

о есть, если ребенок «выбрал» в садике социальную роль «шута», то в этом случае раскрытие какого-то особого таланта или актерских способностей может помочь ему сменить эту роль на другую, более успешную для него лично.

Здесь также важен грамотный подход педагога или родителей, как в случае с мальчиком Сашей, который в вышеприведенном примере сменил роль «клоуна» на положительную роль «художника». Но при этом прямую взаимосвязь между актерским талантом и кривляньем в детском саду проводить некорректно.

 

  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

тут и от воспитания многое зависит. А поведение часто копируется с родных и близких...

Спасибо за статью!

Спасибо за статью!