Детство: психология развития

Назад
Детство: психология развития
- {{rating.rating | number}} +

Детство - прекрасная пора, но родители порой не придают нужное значение детским играм и увлечениям. Между тем, «неправильное» развитие ребенка в дошкольном возрасте может привести к развитию детских комплексов. Вспомним о нашем детстве, с психологом Родионом Чепаловым.

Кто-то в детстве не успел выучить иностранный язык, кто-то не научился играть на рояле, кто-то не занимался спортом и вошел во взрослую жизнь со слабым здоровьем, кто-то не научился строить отношения с людьми, и ему пришлось пережить немало горьких разочарований прежде, чем он приобрел такой навык. Только взрослые знают, какая короткая пора – детство и как много надо за это время успеть сделать.

В защиту броуновского движения

После нескольких неудач, связанных с тем, что они сами чего-то не успели в детстве, взрослые стараются сделать детство своих детей максимально наполненным полезными занятиями, чтобы во взрослую жизнь ребенок вошел подготовленным… Но дети не знают ничего о том, насколько коротко детство. Такого опыта у них еще нет.

Вспомните сами, какими длинными были в детстве даже рабочие дни, проведенные в детском саду и школе, еще длиннее – выходные, а каникулы были вообще бесконечными.

Дети лишены нашего невротического стремления все успеть, и поэтому постоянно заняты чем-то, на наш взгляд, абсолютно бесполезным. Они, пронзительно визжа, скачут с пластмассовыми мечами по всей квартире, с упоением прыгают на диване, не задумываясь о том, как страдают от этого его пружины. Они рисуют своих кровожадных монстров, лепят из пластилина блины, которые вы потом отскребаете от ковра в течение месяца, играют в дикие компьютерные игры, часами кривляются перед зеркалом, сосредоточенно ковыряются в носу, а когда становятся постарше, читают «Гарри Поттера» вместо необходимого по программе Тургенева. И направить это броуновское движение в более-менее полезное русло у нас не получается. Все, что мы считаем полезным использованием времени, как то: уроки, закаливание, занятия музыкой, – ребенок делает наспех, зато уж потом «оттягивается» на всю катушку в своих бесполезных безобразиях. «Ну почему, почему все, что тебе полезно, ты не хочешь?!» – в отчаянии восклицала моя мама, когда я в пять лет отказывался пить горячее молоко с какао-маслом, считавшееся незаменимым средством от кашля.

Мнение детей о «полезной деятельности» может в корне отличаться от нашего. И в этом нет ничего страшного, наоборот – это нормально и даже хорошо. Иначе малыши будут похожи на старичков.

Вредное целенаправленное действие

В каком-то смысле «бесполезно» объяснять ребенку необходимость каких-либо занятий с точки зрения их полезности для его будущего, здоровья и т. д. Мы сами охотнее делаем то, что нам приятно или интересно, а не необходимое и полезное. Опыт и здравый смысл заставляет нас работать, готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, обучаться чем-то, потому что мы знаем по опыту, какой результат будет иметь наша деятельность и что случится, если мы это делать перестанем. Ребенок не имеет представления о будущих результатах своих усилий.

Чем младше ребенок, тем более неопределенны у него представления о времени и о том отдаленном будущем, в котором ему пригодятся знание языков, умение играть на пианино, крепкое здоровье и другие полезные качества и навыки.

Нравится им делать те вещи, удовольствие от коих они могут получить прямо сейчас. Поэтому беспокойство некоторых особенно озабоченных будущим своих отпрысков мам о том, что их ребенок увлечен «бесполезными» занятиями и что такая ситуация неправильна, ненормальна, – необосновано. Беспокоиться тут не о чем. Так ведут себя все дети (и взрослые часто тоже). Настораживать должен как раз тот ребенок, который сам старается все успеть, все выучить, ни от кого не отстать, старается проводить время с пользой, ни на минуту не расслабляясь. Если это не целеустремленный старшеклассник, уже выбравший себе профессию и прикладывающий усилия для осуществления мечты, а маленький пяти-, шестилетний ребенок – тут дело грозит серьезным неврозом, и маме необходимо проконсультироваться с детским психологом.

Если мы не знаем, в чем развивающая польза каких-то «детских дел», это не значит, что ее нет.

Список занятий – бесконечен

Мнение, что ребенка надо всеми силами отвлечь от бесполезного времяпровождения и направить его деятельность в полезное русло, тоже ошибочно. Мы же не против игр с игрушками, катанья на качелях, беготни на площадке с другими детьми. Правда, на этот счет у нас есть свои «полезные» соображения: игрушки могут быть развивающими; качели – общепризнанное детское развлечение и к тому же, как говорят врачи, один из способов развития вестибулярного аппарата; игры со сверстниками учат общаться и дружить; бегать на свежем воздухе полезно для здоровья…

Родителям нужно еще хорошенько подумать, прежде чем решить для себя:

  • бесполезно ли подолгу смотреть в окно на падающий снег или на проезжающие машины;
  • бесполезно ли смотреть, как течет река или вода из крана;
  • бесполезно ли рассматривать свои руки на свет;
  • бесполезно ли намазывать ладони клеем ПВА, а потом старательно сдирать засохшую пленку;
  • бесполезно ли нарезать бумагу на маленькие кусочки, показывать зеркалу язык, болтать ногами, сидя на ветке дерева, расковыривать пенопластовую коробку на отдельные шарики...

Большинство детских бесполезных занятий – те же игры. И если мы не знаем, в чем их развивающая польза, это не значит, что ее нет. Обычно подобные занятия развивают вдумчивость, фантазию, наблюдательность, философское и образное мышление. Постоянно занятый развивающими, с нашей точки зрения, занятиями ребенок, чей день рассчитан по минутам для посещения разных кружков, вырастет образованным, успешным в социальной сфере человеком, но при этом может оказаться человеком с поверхностным мышлением, чьи интересы и представления о жизни только социальной сферой и ограничиваются. И произойдет это потому, что в детстве он был лишен тех самых плодотворных «бесполезных» занятий. Кроме того, детство – время не только для того, чтобы приобрести необходимые для взрослой жизни знания и навыки, но и набраться сил для тех взрослых дел, которые ему предстоят.

Если очень перегружать ребенка, накопившаяся усталость потянется за ним в его взрослую жизнь и выльется в хронические болезни и жизненные неудачи.

Но и приучить малыша к полезным занятиям тоже необходимо. Для этого маме нужно отказаться от «взрослого» деления дел на полезные и бесполезные, а делить их на интересные и неинтересные. Заинтересуйте ребенка полезными делами. Если в список полезных для ребенка занятий вы занесли обучение языкам, музыке, спорт, какие-то творческие кружки, вам достаточно только подобрать подходящее учебное заведение или дом творчества, стиль работы с детьми в которых как раз и основывается на том, чтобы сделать обучение интересным. Сейчас по такому принципу работает большинство детских учреждений подобного рода, поэтому выбрать подходящее вам будет несложно. Обычно дети гораздо охотнее учатся с преподавателем, чем с мамой. Объясняется это не тем, что у мамы недостаточно педагогических навыков и опыта, а тем, что эти занятия – дополнительная нагрузка не только для ребенка, но и для мамы. Дополнительная обязанность ко всем, связанным с уходом за ребенком, делами по хозяйству и работой, если мама работает. Для того чтобы позаниматься с ребенком, ей самой приходится себя заставлять делать это, и как следствие – она превращает и для малыша эти занятия в обязанность, бывает недостаточно терпелива. Поэтому, если у вас есть такая возможность, доверьте обучение ребенка профессионалу.

Это важно!

Родители, которые ругают своих детей за бесполезное времяпрепровождение, должны вспомнить, сколько они сами, взрослые, тратят на такие бесполезные, но такие приятные занятия:

  • болтовню по телефону;
  • просмотр телесериалов;
  • общение с соседями;
  • бездумное перечитывание старых детективов или любовных романов;
  • «зависание» в Интернете.
  • Автор: Родион Чепалов
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

5 комментариев к записи

Комментарий удален

А я, наоборот, считаю статью очень полезной и интересной. Ведь очень часто родители, действительно, не задумываются о пользе игр в дальнейшем развитии ребёнка. Стараются заставить ребёнка заниматься нужными, по-мнению родителей, занятиями. Тем самым перегружая ребёнка!

Мне понравилось спасибо.

В этой статье я увидела себя со стороны, спасибо учту на будущее в воспитании своих малышей.

мне то же важнее с ребенком позаниматься,чем блеск дома наводить. этоможно сделать когда малыш спит :) правда терпения у меня и правда иногда не ъватает- то сама лезу помогать, то ворчу :oops: