Воспитание детей: можно ли обманывать ребенка?

Назад
Воспитание детей: можно ли обманывать ребенка?
- {{rating.rating | number}} +

Маленькие дети часто бывают упрямыми и капризными. Как убедить кроху, что надо лечить зуб, мыть голову, принимать лекарство, идти в детский сад, не прибегая к обману? Поведение детей и родителей в таких ситуациях комментирует психолог Юлия Джумм.

«Открой ротик, дам тебе варенья!» Ребенок открывает рот, а в ложке – лекарство. Малыш глотает и ревет, понимая, что его обманули, но дело уже сделано. Лекарство он принял. Правильно ли это?

Ребенок требует правды

На первых порах обман действует замечательно. Ребенка вводят в заблуждение, что ведут его не в поликлинику, а на прогулку, что в детском саду есть живой медведь. Но родители и не подозревают, насколько разрушительными могут быть последствия такого обмана.

Рано утром в выходной день двухлетний Коля ворвался в комнату, где спал его папа, с криком: «Хочу смотреть мультик!» Мама начала говорить сыну всякую чушь, только чтобы увести его из комнаты. Говорила, что телевизор пока не работает, что герой мультфильма Лунтик сейчас прийти к ним в гости не может, потому что снова улетел на Луну. Ребенок капризничал и сопротивлялся. И тогда мама решила сказать правду: «Мультфильм смотреть нельзя, потому что здесь спит папа».

Каково же было ее удивление, когда малыш все понял и сам вышел из комнаты. Да, недооцениваем мы детский интеллект... Способность отличать ложь от правды у детей развита прекрасно. Честный и искренний тон на них действует магически, они готовы понять взрослых, а желание взрослых схитрить их сильно обижает. Малыши теряют доверие к родителям, которые лгут, пусть даже из самых лучших побуждений.

В паутине лжи

Трехлетняя Кристина ужасно не хотела ходить в детский сад. Заставляя плачущую Кристину собираться в садик, мама чувствовала себя злодейкой. И она стала прибегать к разным уловкам, чтобы смягчить Кристинины страдания. По утрам мама больше не стала говорить: «Мы идем в детский сад!» Она говорила: «Пойдем гулять! Потопаем по лужицам!» Всю дорогу она развлекала Кристину как могла, и все равно, в конце концов, приводила в детский сад.

Когда Кристина перестала ей верить, появилась новая уловка: «Пойдем покупать шарик!» Кристина очень любила надувные шарики. Перед входом в детский сад мама действительно надувала ей шарик, и тогда Кристина успокаивалась. Но и шарики вскоре надоели.

Тогда уже мама выводила ее из дома с такой фразой: «Пойдем покупать игрушку!» Игрушки приходилось покупать каждый раз все крупнее и дороже. Мама покупала Кристине игрушку и брала с нее обещание, что она побудет еще денечек в детском саду. А Кристина все ждала, когда этот ненавистный «денечек» закончится. И однажды получив игрушку, она наотрез отказалась идти в детский сад. Она закатила истерику: «Пойдем домой играть в игрушку! Ты мне сказала, что мы идем покупать игрушку! Ты мне не говорила, что мы идем в детский сад!» Мама была растеряна. Она не знала, что еще придумать.

Девочка стала очень нервной. Когда в выходные ей предлагали погулять, сходить в магазин, она была уверена, что ее ведут в детский сад. Она стала бояться улицы вообще. Однажды Кристину с мамой пригласили на день рождения к мальчику Мише, двоюродному брату Кристины. Кристина охотно собралась, нарядилась. Однако когда они купили в магазине подарок для Миши – игрушечный самосвал, Кристина ни с того ни с сего расплакалась:
– Пойдем домой!
– Почему? – удивилась мама.
– Пойдем домой! Не хочу в детский сад!
– Так мы идем на день рождения к Мише!
– Это ты только так говоришь!
А на самом деле мы идем в садик!

Мама никак не могла успокоить Кристину. Кристина больше не верила ни одному ее слову и рыдала, упав на асфальт.

Обманывать маленького ребенка опасно еще и потому, что он теряет ориентацию одновременно и в мире, и в языке. Он перестает понимать, какие слова что означают. В два-три года ребенок активно изучает свой родной язык, и ему необходимо установить точные связи между словами и явлениями в реальном мире. Он и так еще плохо ориентируется в языке, а его еще запутывают: «пойдем гулять» – это, оказывается, означает «пойдем в детский сад». Освоить речь, правильно мыслить становится все труднее. В душе малыша нарастает тревога, у него возникает ощущение, что в мире нет ничего надежного.

Конечно, маленькому ребенку трудно объяснить, зачем надо ходить в детский сад. Но ведь родители отдали его туда с какой-то целью! Вот эту цель ему и надо доступными словами изложить. Если мама ходит на работу, ей следует объяснить малышу, что она не может оставлять его дома одного. Если дома никого не будет, кто же его накормит, поиграет и погуляет с ним? А на работу ходить ей надо. Она работает доктором, она лечит людей.

Родители должны больше рассказывать ребенку о своей работе и о пользе, которую она приносит людям. Хорошо бы даже взять его с собой на часок-другой.

Мнение мамы

Марина, сыну Сереже 3 года:
«Когда сыну было два с половиной года, он очень боялся мыть голову. Я готовила ему ванну, а он каждый раз с тревогой спрашивал: «А голову мыть будем?» Мой ответ всегда звучал одинаково: «Конечно, нет!» Однако, не успев усадить его в ванну, я тут же выливала ему на голову шампунь и начинала мыть волосы. Сережа кричал и вырывался, а я держала его силой, уговаривая: «Сейчас быстренько вымоемся, и тогда будешь играть!»
Кончилось это тем, что у сына возникла водобоязнь. Он отказывался не только садиться в ванну, но даже мыть руки под краном. Ему все время казалось, что сейчас ему начнут мыть голову. С проблемой пришлось бороться долго. Ради восстановления психического здоровья малыша, я даже позволила ему целый месяц ходить с немытой головой.
Эта неприятная история помогла мне понять, что я должна всегда выполнять свои обещания. Теперь, если я обещала не мыть голову, то и не мыла ее. Сережа привыкал к воде долго. Сначала он позволял мыть ему только ножки и животик, потом уже – поливать плечики из ковша. Все равно он каждый раз нервничал и был готов выскочить из ванной.
Но ведь вечно ходить с немытой головой нельзя, и, в конце концов, я рискнула честно сказать сыну: «Сегодня моем голову! Настройся!» И он, к моему удивлению, настроился. Он обреченно плакал, и все же мужественно стоял под душем и никуда не убегал. Потом я похвалила его за храбрость. Мне и самой было приятно, что я вернула доверие сына. И зачем только я, взрослая и умная женщина, так долго обманывала своего малыша?!»

Сказка – ложь, да в ней намек…

Семилетняя Юля ходит в школу. Каждый день мама с двухлетним Алешей ее встречают. Алеша вошел в такой возраст, когда он научился говорить «нет» и сопротивляться. Если в годик его можно было вывезти на коляске из дома без всяких проблем, то в два года он начал возражать, отказывался идти на улицу. Мама, конечно, постоянно объясняет ему, что сестру надо забирать из школы обязательно. Но чтобы он лучше понял, иногда ей приходится рассказывать ему сказку: «Вот сейчас выйдет Юля из школы, а мамы нет, братика нет. Останется Юля одна. Прилетят гуси-лебеди и заберут у нас Юлю!» Алеша серьезно добавляет: «В книжке мальчика забрали, а у нас девочку заберут!».

Алеша не пугается. Он понимает, что все это игра. Просто мама добавляет немного волшебства в обычную жизнь. А правду он все равно знает: сестру из школы забирать надо!

Как говорить правду

1 Главное – настроить ребенка
Если ребенку предстоит неприятная, но обязательная процедура или поход в не очень привлекательное место, лучше все же сказать ему правду. Но только правду надо сказать заблаговременно, чтобы успеть настроить ребенка. Говорить надо оптимистично, не запугивая. Пусть ребенок не думает, что это наказание. Подстраиваясь под возраст, можно сообщить немного научно-популярной информации. Например, можно рассказать о бактериях кариеса, которые поедают зуб, или о том, что будет с волосами на голове, если их никогда не мыть. Конечно, при первом упоминании о предстоящем мероприятии ребенок может учинить скандал, но пусть лучше это будет сейчас дома, чем потом в общественном месте.
2 Лучший помощник – сказка
Убеждать в чем-то ребенка желательно в форме сказки. Родителям следует рассказать сказку на волнующую тему. Например: «Жил-был мальчик, который очень боялся мыть голову. Голову он никогда не мыл, из-за этого стал некрасивым, от него плохо пахло. Ребята перестали с ним играть. И однажды мама предложила ему постричься наголо, если он так боится мыть волосы. Как ты думаешь, он согласился? Давай с тобой придумаем, что потом произошло с этим мальчиком».
3 Репетиция на куклах
Чтобы помочь ребенку настроиться на что-то неприятное, можно отрепетировать ситуацию на куклах. Поиграйте с куклами в больницу или в детский сад. При этом сценарий должен быть таким: «Пусть твоя кукла будет храбрая, а моя – трусишка!» Ваша кукла в разных ситуациях будет плакать, убегать, вести себя глупо. Ребенок от души посмеется над ней (а заодно и над собой)! А его кукла пусть покажет достойный пример, да еще найдет нужные слова, чтобы убедить вашу куклу не бояться. В процессе этой игры вас может удивить, насколько мудрый у вас ребенок, как хорошо он аргументирует, уговаривая куклу-плаксу.
4 Честность + игра
Если родители ведут себя с ребенком честно, значит, относятся к нему серьезно. Честность родителей воспитывает честность в ребенке, поскольку он берет с них пример. Но честность вовсе не отрицает возможности пофантазировать вместе с родителями, поиграть. Не стоит делать общение с детьми слишком официальным и холодным. Пусть будет веселье, пусть неприятные вещи обыгрываются (например, во время мытья головы можно поделать забавные прически из намыленных волос). Но всегда надо уметь остановиться и сказать: «Поиграли, а теперь давай серьезно поговорим!»

 

  • Автор: Юлия Джумм
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Очень хорошая и полезная статья. Иногда волосы встают дыбом, когда слышишь чепуху, которую несут родители свои детям. Врут и не краснеют. Я всегда стараюсь говорить правду и заранее, чтобы дети привыкли.