Воспитание детей: детские страхи

Назад
Воспитание детей: детские страхи
- {{rating.rating | number}} +

Психология детей такова, что чувство страха у детей носит еще чисто инстинктивный характер. Когда ребенку 1 год, его может напугать любая ситуация, а родители должны уметь стараться предугадывать «пугающие» ситуации и знать, как справляться с детскими страхами. Консультирует педагог-психолог Ирина Савенкова.

Зачастую малыша пугают совершенно обычные бытовые ситуации, на которые вы и внимания-то никогда не обратите. А все потому, что у крохи еще мало жизненного опыта. В ваших силах постараться сделать все, чтобы ребенок реже испытывал чувство страха.

Незнакомые люди

Сегодня в доме был праздник: приезжала бабушка полуторагодовалого Андрюши из Севастополя. Она никогда еще не видела малыша и очень хотела с ним познакомиться. Раздался звонок в дверь, папа пошел открывать, а мама с Андрюшей на руках вышла в коридор встречать родственницу. Бабушка была не в силах сдержать свои чувства и, поставив сумку, сразу потянулась к малышу: «Где тут мой любимый внучок? Ну, давай с тобой знакомиться. Иди скорее к бабушке, мой хороший!» Малыш отвернулся, начал пыхтеть и наконец разразился пронзительным плачем. «Что же он у вас такой нелюдимый? Я же к нему с добрыми чувствами!» - удивилась бабушка. Но Андрюша не унимался.

В чем причина?
Малыш может испугаться людей, которых видит впервые или с которыми встречается довольно редко. Это могут быть даже бабушки и дедушки, которые нечасто заходят в гости. Обычно страх перед чужими начинает проявляться у ребенка в возрасте 6 месяцев и старше (до этого времени он достаточно спокойно воспринимает всех взрослых). Начало разделения своих и чужих – это определенный этап в развитии малыша, поэтому к нему нужно относиться достаточно спокойно.

Что делать?

  • Не позволяйте другим людям сразу, как только они пришли, брать малыша на руки или слишком близко к нему подходить.
  • Никогда не оставляйте ребенка наедине с гостями, пусть малыш сначала освоится.
  • Если к вам в дом приходит новый человек, ребенка надо обязательно с ним познакомить, объяснить, кто это, сказать, что это хороший человек. Малыш сам подскажет вам, когда он будет готов общаться с новым знакомым: он улыбнется, попробует «заговорить» на своем языке, захочет показать свои игрушки, может, даже запросится на руки.

Домашние животные

Шестимесячная Аня сидела в шезлонге и грызла игрушку-прорезыватель. Вокруг крутился пес Оджер – он очень дружелюбно относился к девочке и из самых лучших побуждений подошел к ней, поставил лапы на шезлонг, лизнул Аню в лицо и удалился. Аня залилась громким плачем. Мама прибежала в комнату, но так и не поняла, что же послужило поводом для расстройства девочки.

В чем причина?
Домашние питомцы могут стать серьезной причиной страха у детей. Ребенка способен испугать и их внешний вид, и громкий лай, и резкие движения. Ведь кошка или собака могли заглянуть к малышу в кроватку, когда вы этого не видели, зарычать или замяукать. А могли из лучших побуждений лизнуть малыша или, не дай бог, укусить и поцарапать.

Что делать?

  • Ваша задача – постоянно следить за своими четвероногими друзьями, чтобы они не смогли тайком подобраться к маленькому ребенку.
  • Обязательно познакомьте малыша и питомца, дайте животному понюхать вещи крохи, а ребенку расскажите, кто это, как разговаривает животное, какое оно на ощупь.
  • Своим примером показывайте, как нужно обращаться с животными. Не разрешайте крохе (и себе!) бить, хватать за хвост, щипать кота или собаку. Покажите, как гладить животное.

Нестандартная внешность

Шестимесячная Катюшка лежала в кроватке и с интересом занималась новой погремушкой, пробуя ее на вкус. Тетя Настя, сестра мамы, которую оставили посидеть с ребенком пару часов, решила с пользой провести время и сделать себе косметическую маску. Она повязала полотенцем волосы и наложила косметические салфетки под глаза. В это время раздался Катюшкин плач – она упустила погремушку из рук, та вывалилась из кроватки, и девочка стала звать взрослых на помощь. Со словами «Иду-иду» тетя Настя ринулась к кроватке. Увидев «страшную тетю», девочка не только не успокоилась, а раскричалась сильнее, и Настя никак не могла ее утихомирить.

В чем причина?
Дети часто пугаются людей с так называемой нестандартной внешностью. Усы, борода или очки способны вызвать плач младенца. Иногда внешний вид и знакомого человека (косметическая маска на лице, очки, головной убор, новая прическа) могут привести ребенка в недоумение или заставить заплакать – ведь он был знаком с другим человеком!

Что делать?

  • Если хотите завоевать симпатию ребенка – срочно принимайте прежний вид.
  • Если этот новый имидж теперь у вас будет постоянно, знакомьтесь с малышом заново!

Ссоры родителей

Папа вернулся с работы позже обычного. Мама покормила четырехмесячного Сашу и положила его в кроватку. Он тихонько лежал, собираясь заснуть. Позднее возвращение мужа жена восприняла с недовольством: «Мог бы не задерживаться на работеИ». «Понимаешь, у начальника был день рождения», - ответил папа. «А ты не мог сказать, что у тебя маленький ребенок и тебе нужно домой? У нас дома есть нечего, а ты там дни рождения отмечаешь!» Из комнаты раздался крик Саши и мама поспешила к малышу.

В чем причина?
Ссоры родителей заставляют трепетать сердце крохи. Ребенок первого года жизни очень сильно привязан к маме, и эмоционально тоже. Любое негативное проявление ее эмоций сразу отражается на нем. А ссора – это всегда переживание, негатив, расстройство.

Что делать?
Постарайтесь при назревающем конфликте взять себя в руки. Досчитайте до десяти и отложите выяснение отношений, пока малыш не заснет. К тому времени вы успокоитесь и уже сможете разговаривать в адекватном тоне.

Необычные звуки

Полуторагодовалый Андрюша сидел на полу и играл в машинку. Мама в это время решила пропылесосить ковер в соседней комнате. Обычно она убиралась, когда Андрюша был на прогулке с папой или бабушкой, но сегодня погода была плохая, и она решила убраться в присутствии мальчика. Женщина включила пылесос и начала чистить ковер. Через несколько секунд сквозь шум пылесоса мама услышала крик ребенка. Она выключила пылесос и вошла в комнату к сыну: Андрюша забился в уголок комнаты и плакал.

В чем причина? Бытовые приборы, издающие гудящие и сверлящие звуки, могут сильно напугать ребенка. Отказываться от использования техники в быту, конечно, не стоит.

Что делать?

  • Нужно заинтересовать маленького исследователя. Сначала объяснить, что это работает пылесос, что Кнего длинный хобот, как у слона (покажите слона на картинке), которым он собирает пыль.
  • Разрешите крохе исследовать приборы в выключенном состоянии, а уже потом нажать на кнопочку, чтобы пылесос или блендер загудели. Со временем малыш настолько привыкнет ко всей технике, что станет для вас незаменимым помощником при уборке квартиры.

Явления природы

Андрюша сидел на детском стульчике на кухне дачного домика и открывал рот при приближении ложки с кашей. «Давай скушаем за маму, за папу, за бабушку...», - приговаривала мама. По крыше домика забарабанил дождик – начиналась гроза. Вдруг сверкнула молния и раздался оглушительный гром. Мальчик вздрогнул и зарыдал, позабыв про кашу.

В чем причина?
Сильный звук грома, сверкнувшая молния, ливень, который громко стучит по окну и крыше, - все это может испугать ребенка.

Что делать?

  • Если вы на улице, то срочно найдите укрытие от дождя, а в грозу и молнию поспешите домой.
  • Если вы с малышом дома, а за окном сверкают молнии и гремит гром, занавесьте шторы, включите свет и тихую музыку, поговорите с малышом, отвлеките его.

Один в комнате

Мама вышла из комнаты и направилась на кухню поставить на плиту вариться макароны. Не успела она оставить четырехмесячную Алену одну, как та залилась плачем. «Что же это такое! - возмутилась мама, вернувшись вкомнату. – Я совсем не могу оставить тебя одну! Мне же нужно приготовить ужин, а то сейчас папа придет с работы». Ласково поговорив с Аленой, она опять попыталась оставить ее одну, но снова услышала плач девочки.

В чем причина?
Ребенок сразу чувствует, что любимая мама уходит, и его охватывает страх - вдруг она больше не вернется.

Что делать?

  • Сразу возвращаться в комнату на крик ребенка не стоит. Можно громко сказать ему что-то ласковое, разговаривая с ним через дверь. Малыш успокоился? Прекрасно!
  • Если он не успокоился, выждите пару минут и зайдите в комнату со словами: «Мамочка далеко не уходила, она опять здесь и всегда будет возвращаться». Эти пару минут нужно выждать для того, чтобы малыш приучался находиться один, ведь вы же не сможете постоянно быть с ним рядом.
  • Постепенно время вашего отсутствия можно увеличивать на несколько минут. Тогда малыш приучится оставаться в комнате в одиночестве, начнет сам себя занимать.
  • Не пренебрегайте сильным плачем ребенка! Если кроха не утешается – вы ему нужны. Бросьте все дела и бегите к малышу. Он не мокрый, ему не холодно. Что тогда? Да просто стало одиноко, ведь так не хватало мамочки!
врач-психотерапевт
В младенческом возрасте страхи ребенка еще не оформлены, они носят чисто инстинктивный характер. Малыш пугается громких звуков, физической боли, страшного выражения лица у взрослого. Испугавшись, ребенок начинает плакать, активно двигаться. В таких ситуациях его, конечно, нужно взять на руки, успокоить или попробовать отвлечь.
Нельзя забывать, что в первый год жизни ребенка самый важный человек для него – мама. И если сама мама начинает тревожиться, бояться чего-то, то ее состояние невольно передается малышу. Поэтому женщине нужно попытаться самой (или с помощью психотерапевта) справиться со своими тревогами, чтобы волнение не переходило к ребенку. В первый год жизни малыш находится в симбиозе с мамой и важно, чтобы она практически постоянно находилась рядом с ребенком. Даже если малыш получает грудное молоко по часам, а не по требованию, это уже повод для развития невроза, ведь ребенок недополучает тепла.
Последствия перенесенных в младенчестве страхов очевидны: они могут проявляться в расстройствах адаптации, поведения, влиять на самооценку ребенка, его способность к успешной коммуникации. Могут возникать расстройства, требующие уже помощи не психолога, а врача-психотерапевта, например, фобии, навязчивые состояния и т. д. Ребенок нередко реагирует на стресс не только душой, но и телом: возникают так называемые психосоматические расстройства. Страдают системы, находящиеся под контролем вегетативной нервной системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, мочеполовая. Здесь и псевдоастма, и энурез, и то, что часто называют вегето-сосудистой дистонией. Нередко страдают кожа и волосяной покров (диатезы, экземы).
Впрочем, следует заметить, что любая эмоция, если она не запредельна по степени выраженности и времени протекания, носит адаптивный, «тренирующий» человека характер. Совсем без страхов ребенку тоже нельзя, недаром вчерашние младенцы в детских садах с упоением рассказывают друг другу истории про «черную руку» во время тихого часа.

 

  • Автор: Наталья Чопорова, Ирина Савенкова (педагог-психолог)
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться