Воспитание у ребенка взрослого отношения к деньгам

Назад
Воспитание у ребенка взрослого отношения к деньгам
- {{rating.rating | number}} +

О психологической зрелости человека судят по его отношению к деньгам. Каждому родителю предстоит привить ребенку чувство ответственности за материальную часть жизни. О карманных деньгах и о том, как правильно ими пользоваться рассказывает психолог Светлана Забегайлова.

Многие родители не обсуждают с детьми финансовые вопросы, не зная, видимо, с какого бока подойти к этой неоднозначной теме. Однако воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям, научить его быть критичным и уравновешенным в желаниях и тратах так же важно, как научить читать и писать.

Для чего ребенку нужны деньги и когда они становятся необходимостью?

Чем старше становится малыш, тем лучше понимает, что для выполнения своего желания он должен вести себя определенным образом: быть вежливым, чтобы папа разрешил погулять, не ссориться с мамой, чтобы добиться ее расположения. Но вскоре ребенок замечает, что есть некий универсальный способ, который помогает осуществить огромное количество желаний, – деньги. От денег зависит настоящая свобода и независимость. И именно с этого момента ребенок должен приобщиться к получению дальнейшего важного финансового опыта – расходования денег и попытки соизмерять свои желания с конкретной возможностью. Единственный способ научить ребенка разумно обращаться с деньгами – это дать ему их в руки. Он учится считать, планировать, ценить труд родителей. Возможно, именно после этого в семье будет тратиться меньше денег. Принципиальным вопросом здесь является не собственно возраст ребенка, а уровень его психологической зрелости. Если малыш стремится к самостоятельности, если понимает, зачем нужны деньги, откуда они берутся, если он осознает свои потребности и может достаточно четко формулировать свои желания, то он уже готов к получению своих первых карманных денег. Чаще всего это вполне разумный возраст – примерно шесть–семь лет.

Правильные слова про деньги

  • Карманные деньги помогут тебе стать более самостоятельным человеком.
  • Сумма твоих карманных денег – 200 рублей. Получать их ты будешь раз в неделю. Перерасчет «жалования» мы будем делать раз в год в день твоего рождения (1 января, 1 сентября). Повышение суммы при неразумном ее расходовании невозможно.
  • Не будешь придерживаться правил, будешь обманывать нас, мы на время уменьшим «жалование».
  • Чем лучше ты будешь учиться распоряжаться своими деньгами, тем быстрее у тебя появятся новые привилегии.
  • С деньгами можно делать вот что: считать их, зарабатывать, экономить, делиться, приумножать и тратить – всего шесть дел. Всему этому мы постараемся тебя научить.
  • Каждые три месяца мы будем проверять, как развиваются твои финансовые навыки, и выяснять, что ты заслужил.

Как давать карманные деньги?

Карманные деньги – это, конечно, не зарплата и не премия. Это обучающий инструмент, с помощью которого не столько удовлетворяются все прихоти, сколько прививаются навыки ответственного отношения к деньгам. Ребенок учится просчитывать и свои действия, и последствия этих действий. Если вы замечаете, что ваш ребенок начинает превращаться в вымогателя, что он по каким-то причинам утверждается в незыблемости своего права на регулярное получение карманных денег, лишайте его выплат частично или полностью. Поставьте на полку три копилки: «Расходы», «Сбережения», «Деньги на добрые дела».

Копилка «Расходы»

предназначена для потребностей ребенка, она может тратиться им под вашим наблюдением (это не значит, что вы вручаете ребенку вместе с деньгами план действий, но вы можете подсказать, как лучше использовать деньги), ваша цель сделать ребенка более ответственным в тратах.

Копилка «Сбережения»

научит ребенка быть дальновидным и экономным, она может быть предназначена для долгосрочных планов (летний лагерь, учеба) и дорогостоящих покупок (ролики, велосипед). Если в этой копилке соберется приличная сумма, вы можете запланировать поход в банк, чтобы открыть счет на имя ребенка. Можно даже придумать поощрение: каждый рубль, который малыш помещает в банк, вы компенсируете ему другим рублем.

Копилка «На добрые дела»

предназначена для благотворительности, подарков друзьям и помощи бабушке или родителям, когда у них возникают затруднения. Эти деньги должны научить ребенка быть внимательным к другим, проявлять заботу и щедрость. Посчитайте вместе, сколько положить в копилки. Если ребенок еще очень мал, лучше избегать сложных расчетов и класть по одной трети в каждую копилку. Эти правила должны относиться ко всем деньгам, которые появляются у малыша, если они не даются на какую-то конкретную покупку. По копилкам раскладываются и деньги, полученные от родственников или знакомых, и первые подработки ребенка (то есть любые наличные, которые оказываются в детских руках). Если вы с самого начала не введете столь твердые правила для всех денег, полученных ребенком, то к двенадцатилетнему возрасту вам придется вести трудные переговоры с «продвинутым» аналитиком. 

Карманные деньги нужны для приобретения навыков обращения с ними, а не для удовлетворения нужд

Сколько давать ребенку денег?

Понятно, что ответ зависит от материального положения каждой конкретной семьи. Карманные деньги, это, конечно, не полновесная «зарплата». Они даются малышу не для того, чтобы он удовлетворял все свои потребности, ведь вы продолжаете полностью его обеспечивать. Карманные деньги предназначены для приобретения навыков обращения с ними. Поэтому суммы не должны быть большими. С другой стороны, ребенок должен иметь возможность хоть что-нибудь купить на эту сумму. Размер «ежемесячного заработка» можно рассчитать, исходя из возраста ребенка, например, по 30–50 рублей за каждый год его жизни. Полученная сумма должна выдаваться раз в неделю. Шестилетний малыш может получать примерно 200–350 рублей в неделю. Когда он разложит эту сумму по трем копилкам, на свободные траты у него останется 60–100 рублей. Маленьким детям лучше давать небольшие суммы и чаще – они еще не умеют заглядывать далеко вперед, составлять перспективные планы и терпеливо придерживаться их. По мере взросления ребенка количество выдаваемых ему за один раз денег на карманные расходы должно увеличиваться, как и интервалы между «получками».

За что нельзя платить

  • Школьная успеваемость и карманные деньги – разные вещи: отметка не должна превратиться в предмет торга. Впоследствии эти самые «пятерки» могут стать самоцелью – ребенок не будет сосредоточен на получении знаний, важными станут сами оценки и их количество. Добыть их можно не только хорошей учебой, а изобретательностью и смекалкой (шпаргалки и списывание). Впрочем, вы можете поощрить ребенка в конце года за итоговые оценки, похвалив его за приложенные старания или премировать какие-то особенные достижения, допустим, победу на олимпиаде.
  • Еще один пункт из «черного списка дел», которые нельзя материально вознаграждать, – это помощь родителям по дому. Ребенку необходимо научиться заботиться о других, помогать им еще до того, как он начнет получать свои первые карманные деньги.
  • В этом же списке уход за членами семьи и своими домашними животными. Любовь к кому бы то ни было за деньги, носит совсем иное название.

Как ребенок может подрабатывать?

Если сумма, выдаваемая ребенку на карманные расходы, не покрывает все его потребности или он желает купить что-то дорогое, предоставьте ему возможность подработать и, соответственно, быстрее продвинуться к заветной цели. Вот, некоторые рекомендации.

«Субподряд» Если ваша работа позволяет, подключите ребенка к участию в ней, вы можете определить для него какие-либо обязанности.

Например, раскладывать печатные материалы по конвертам, наклеивать марки, сортировать документы и даже точить вам карандаши. Можно также поручить ребенку, вносить адреса в ваш карманный компьютер. Дети любопытны и любознательны, но в то же время неусидчивы и недостаточно внимательны. Поэтому, начав какое-то дело, ребенок может быстро устать, ему может надоесть то, что он начал делать, если доверенная работа слишком сложна или на выполнение ее требуется много времени. Поэтому сначала дайте небольшое задание, на выполнение которого уйдет не более 15 минут для 6-летних и 20–30 минут – для 8-летних. При оплате ограничьтесь небольшими суммами. Даже если вы можете заплатить больше, не делайте этого: 5–10 рублей за выполненное дело – «красная цена» для 6-летних, а для 8-летних – 10–15 рублей.

«Особая работа» Уборка в комнате должна быть обычной обязанностью ребенка, а платить ему можно за аккуратное складывание вашей одежды, за разбор ящиков шкафа, куда вы в течение года сбрасывали всякую мелочь, за чистку вашей обуви, за расстановку на полках книг или дисков. «Особой работой» может быть высаживание рассады весной, уборка садовой мебели осенью, некоторая помощь по дому родственникам или друзьям. Список оплачиваемой работы можно вывесить на кухне. Если кто-нибудь из детей пожалуется на скуку, предложите ему выбрать работу из списка и пообещайте заплатить за нее деньги, которые можно экономить, тратить или отдавать. Если ребенок получает карманные деньги, то родители не должны связывать их с его дополнительным заработком.

«Работа» вне дома Прогулки с собакой, кормление рыбок или морских свинок дома – это обязанность, а выгуливание или купание соседских питомцев – возможность подработать. Помогите детям напечатать и развесить объявления об услугах, которые они хотели бы предложить. Поговорите с друзьями или соседями и предложите им помощь за небольшую плату. У людей есть деньги, чтобы заплатить за эти услуги, у вас есть разумные тарифы. Если они ценят свое время и доверяют вам, то «сделка» вполне может состояться. Но на первых порах вам, естественно, нужно будет контролировать деятельность своего ребенка. Кстати, такая работа очень нравится детям, потому что хорошее ее исполнение не только пополняет копилку, но и вызывает у окружающих чувство уважения к «работнику». 

Деньги – рычаг воздействия?

  • Нельзя поощрять или наказывать деньгами, ведь ваша цель – привить полезные финансовые привычки. Карманный бюджет ребенка не должен быть связан ни с его поведением, ни с его помощью по дому, ни с его учебой в школе. Если эти деньги служат для ребенка наградой или наказанием за повседневные дела, он отвлекается от главной задачи – приобретения навыков обращения с деньгами.
  • Но если наложенное ограничение на сумму карманных денег обоснованно и связано именно с финансовым воспитанием, то оно должно быть понятно ребенку и назначено после разъяснения ему его ошибки.
  • Уменьшение выплаты – исключительная мера, которая может быть назначена, например, только за ложь или воровство.

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы и привлекать их к составлению семейного бюджета?

Раз вы даете ребенку средства на карманные расходы, значит, он «дорос» до осознания, что деньги требуются не только для «удовольствий» и что существует множество необходимых трат. Поэтому его важно знакомить с особенностями семейного бюджета. Но, конечно, не стоит обсуждать с малышом слишком сложные для его понимания вопросы.
Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на них можно купить что-нибудь в магазине.
Малыш 5–6 лет уже немного умеет считать и способен делать первые покупки под наблюдением мамы. Он понимает, что у каждой монеты есть своя ценность, и примерно знает, что на эти деньги можно купить.
Чем старше ребенок, тем обширнее его познания в товарно-денежных отношениях и тем яснее он понимает роль денег во взаимоотношениях людей. Тем не менее вы не должны привлекать малыша к обсуждению таких тем, как платное лечение, рождение еще одного члена семьи, переезд или покупка машины. Обговаривайте с детьми простые, доступные его пониманию вещи, а не болезненные темы. Расскажите ребенку, сколько стоит пакет молока или килограмм картошки, составьте с малышом список необходимых покупок и отправляйтесь в магазин. Прививайте крохе чувство ответственности, расскажите ему, что такое квартплата, сколько тратится на одежду, продукты, транспорт и прочее. Возьмите в руки мандарин, пусть малыш представит, что это месячный доход семьи, разделите фрукт на дольки и наглядно покажите: эта доля уходит на бензин, эта – на учебу брату и так далее. Составьте список товаров, которые вы покупаете в магазине, и попросите ребенка разделить их по двум колонкам: главные нужды семьи (полноценное питание, лекарства, предметы гигиены, одежда), второстепенные нужды (конфеты, игрушечная железная дорога). 

С ребенком 4–5 лет можно поиграть в увлекательную игру Вместе обведите карандашом разложенные на плотном листе картона монетки, вырежьте ножницами полученные кружки, напишите на них цифры. Затем организуйте «магазин». Пусть ребенок будет продавцом. Попросите его помочь вам выбрать «товар», расплатитесь «деньгами», попросите дать вам «сдачу». Затем поменяйтесь ролями. Таким образом вы не только поможете сформировать представление о рыночных отношениях, но и закрепите навыки счета, разовьете речь ребенка, обыграете ситуации, с которыми малыш может столкнуться в реальной жизни.

Как научить ребенка понимать стоимость денег? 

Трезвое отношение к деньгам приходит методом проб и ошибок. Воспитать такое отношение можно доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые деньги, обсудите с ним, на какой срок они ему выданы и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок очертите сразу и твердо. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал.
Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью. Не читайте нотации – «последствия» помогут ему куда лучше. И если на следующий же день ребенок сообщит вам, что потратил все карманные деньги, сообщите ему, что вы сожалеете, но эта сумма, была дана ему на неделю и он должен учиться впредь контролировать свои желания, соизмерять их с возможностями. Ошибкой в этом случае будут ваш гнев и лишение ребенка карманных денег, ведь на начальном этапе промахи неизбежны. Вам придется набраться терпения и приготовиться многократно объяснять ребенку, что он не учел. Также неверно жалеть искренне раскаивающееся дитя и выдавать ему еще одну сумму. Такой образ действий не позволяет получить ценный опыт и снимает ответственность за последствия поступка.

К вашему сведению
От чего должен зависеть размер выдаваемой на руки суммы:

  • от средних сумм, получаемых сверстниками;
  • от возможностей семьи;
  • от договоренности с ребенком;
  • от среднего уровня расходов;
  • от возраста ребенка.

От чего не должен зависеть размер выдаваемой на руки суммы:

  • от полученных отметок;
  • от усердия в домашних делах;
  • от поведения (исключая крайние случаи);
  • от настроения родителей;
  • от степени внимания родителей к ребенку.

Если родители в разводе, суммы денег, которые они дают ребенку, разные. Как тогда быть?

Как правило, могут возникнуть две проблемы: полное отсутствие материальной поддержки со стороны бывшего мужа и, наоборот, задабривание ребенка подарками и деньгами. В обеих ситуациях финансовое воспитание ребенка при помощи карманных денег вам поможет. Если в семье финансовые затруднения, карманные деньги могут послужить ограничителем, тем резервным фондом, на который ребенок может рассчитывать. Если малыш мечтает о какой-то вещи, предложите ему накопить, например, треть суммы, остальное доложите сами. Если отец балует малыша, тратя огромные средства на подарки, он очень вредит не вам, а себе и своему ребенку. Ребенок научится манипулировать родителями, лицемерить, оценивать других по одежде и количеству игрушек. В этой ситуации маме нужно вести себя спокойно и продолжать придерживаться прежних норм воспитания. Главное, что должны понять ваш ребенок и бывший муж, – вы не желаете участвовать в этой игре.
Если же бывший супруг готов материально участвовать в жизни семьи, помогите ему делать это конструктивно. Сядьте за стол переговоров и составьте список необходимых трат на ребенка. Помните, со временем страсти улягутся, и ведите себя достойно и сдержанно. Конечно, проблема «ребенок и деньги» сложна, но мы надеемся, что часть ответов на свои вопросы вы нашли в этом материале.

Педагоги и психологи единодушны: наличность в детском кармане должна быть обязательно!

  • Автор: Светлана Забегайлова
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Стоящая статья