Обряд крещения ребенка

Назад
Обряд крещения ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Как относятся основные мировые религии к зачатию, беременности, родам и семейным отношениям? Как выбирать имя для ребенка? В особенностях традиций и обрядов различных религий мира разбираемся с религиоведом Сергеем Воронцовым.

В понимании верующих способность иметь детей – величайшая благодать, дарованная человеку Богом. И, конечно же, период ожидания малыша и его рождение – важные моменты, когда религия просто не может не поддерживать родителей.

Однажды только что родившая женщина пришла к мудрецу и попросила дать ей совет, как вырастить ребенка Умным, Добрым, Мудрым и Всеведущим. Мудрец ответил: «Голубушка, ты опоздала на 9 месяцев». Смысл этой притчи очень глубок, ее корни можно найти в любой мировой религии. И иудаизм, и христианство, и ислам, и индуизм проповедуют, что рождение ребенка наступает непосредственно в момент его зачатия. Поэтому препятствовать зачатию и тем более прерывать беременность считается неподобающим для благочестивых супругов.
Поскольку ребенок обладает душой еще до своего физического появления на свет, то все, что происходит с родителями ребенка, а в особенности с его матерью, во время беременности имеет особое значение. Женщина должна быть особенно внимательна не только к своему поведению, но и к своим мыслям и чувствам. Тем не менее, допускаются и некоторые послабления: и в христианстве, и в исламе, и в иудаизме беременные женщины могут не соблюдать пост или соблюдать его в нестрогой форме. Это относится именно к принятию пищи, но не к воздержанию от неподобающего поведения – сквернословия, распутства и т. п.
В индуизме принято еще до рождения ребенка проводить несколько обрядов – самскар.
Первая самскара гарбхадхана – обряд зачатия, которое должно происходить по определен ным правилам для того, чтобы будущий ребенок был благочестивым. Считается, что черты характера ребенка во многом зависят именно от эмоционального состояния родителей во время зачатия.
В первые месяцы беременности совершается обряд пумсавана-самскара: он призван обеспечить безопасность ребенка и способствовать рождению ребенка мужского пола. Во время самскары разделения волос – симантоннайаны – муж расчесывает волосы своей беременной жены на прямой пробор, желая, чтобы их ребенок жил столько лет, сколько волос на голове жены. Этот обряд призван гармонизировать отношения между супругами, изгнать страхи из головы беременной и защитить ребенка, который с момента зачатия считается уже способным слышать и чувствовать.

Многие воззрения, лежащие в основе религиозных обрядов, подтверждаются современными научными исследованиями. Доказано, что еще до рождения ребенок способен чувствовать, слышать голоса близких людей, чутко реагирует на изменения в психологическом состоянии мамы. С этой точки зрения, обряды, направленные на умиротворение беременной женщины, охрану ее от негативных влияний, совершенно оправданы. Многие акушеры отмечают, что уверенные в себе и своих силах, позитивно настроенные женщины рожают куда легче, чем те, чья беременность проходила в постоянных волнениях.

Супружеская жизнь во время беременности

В христианстве считается, что следует соблюдать чистоту супружеских отношений во время беременности и кормления ребенка грудью. В христианском браке интимные отношения допустимы, только когда их целью является зачатие ребенка, поэтому естественно, что в период беременности и некоторое время после родов супруги воздерживаются от близости, сохраняя при этом теплые отношения. Мусульмане также полагают, что мужчина не должен беспокоить жену в последние месяцы перед родами и сразу после них, однако поскольку мусульманин может иметь несколько жен, то воздержание в данном случае предписывается беременной и родившей женщине, но не отцу ребенка.
В иудаизме супружеские отношения во время беременности считаются нормальными, однако если женщина не желает их, то мужчина не вправе проявлять настойчивость.
В даосизме интимная жизнь супругов во время беременности жены не только не возбраняется, но даже приветствуется. При отказе от нее, полагают даосы, нарушается гармоничное течение энергии и жизненные силы обоих супругов приходят в упадок.

психолог
«Некоторые моменты нашей жизни – в том числе беременность, рождение – непостижимы и непредсказуемы, их подчас невозможно проконтролировать на уровне мышления и чувств. Поэтому человек испытывает потребность в поддержке извне, ему нужно нечто регулирующее, объясняющее, обещающее в случае послушания, что все, что задумано, получится хорошо. Несомненно, любая религия помогает человеку осмыслить необычную ситуацию, в которой он находится, и при помощи выполнения определенных ритуалов как бы взять ее под контроль. Тогда наше новое положение – естественное продолжение нашей жизни – становится не таким уж страшным и непонятным.
Рождение ребенка – это таинство. И как все неизведанное и непрожитое, оно тревожит и беспокоит. А вера, если попытаться объяснить ее влияние с точки зрения психологии, помогает снизить уровень общей тревоги и напряжения, расслабляет и дает душевные силы, и в этом смысле она во благо. Если же вера подменяет собой осознанную, тщательную заботу о себе и о своем еще не родившемся ребенке – медицинские осмотры, прием рекомендованных врачом препаратов, здоровое питание и здоровый образ жизни беременной женщины – она может и навредить».

Роды

Роды – особый момент. Ради него иудеям разрешено нарушить любые праздники, в том числе и субботу – священный день, когда запрещена любая, даже самая простая работа. Помощь роженице и младенцу считается делом, необходимым для их жизни.
Интересно, что родовые боли, с одной стороны, считаются нормальными для «простых смертных», а с другой – преодолимыми. Так, христиане полагают, что страдания в родах являются наказанием всех женщин за первородный грех, совершенный когда-то Евой. Тем не менее, считается, что Матерь Божия, будучи праведной, родила Иисуса Христа безболезненно. А в истории жизни Будды сказано, что роды у его матери Махамайи прошли без боли, что во время родов ее поддерживали деревья, а после пролился мягкий дождь, омывший мать и ребенка. В иудаизме считается, что тяжелые роды являются воздаянием за грехи, а легкие – за праведную жизнь. Недаром в Талмуде приводится история о том, что мать Моисея была избавлена от родовых мук благодаря своему благочестивому поведению.

Очищение женщины после родов

Некоторое время после родов женщина считается ритуально нечистой. В иудаизме этот период длится семь дней после рождения мальчика. По их прошествии женщина еще 33 дня не должна даже прикасаться ни к чему священному. После рождения девочки все сроки увеличиваются вдвое: женщина считается нечистой 14 и потом еще 66 дней соответственно.
В христианстве роженицы должны воздерживаться от посещения храма 40 дней после родов. Если же женщине необходимо посетить храм до истечения этого срока (например, во время крещения ребенка), то ей лучше находиться в притворе храма. Молиться дома возбраняется, но вот касаться икон в состоянии нечистоты не следует.

Новорожденный

Новорожденный крайне подвержен любому негативному воздействию. В любой религии есть обряды, призванные защитить малыша.
Так, мусульмане, чтобы оградить ребенка от посягательств Шайтана, проговаривают в уши малыша (как правило, это делает отец) призывы к молитве. В правое ухо – азан (призыв к молитве), а в левое – икамат (то есть второй призыв к молитве), так чтобы самым первым словом, которое услышит младенец, было слово «Бог». После этого часто новорожденного «угощают». Делается это следующим образом: мама малыша пережевывает сладкий финик, затем небольшим кусочком массирует губы рот новорожденного, читая заздравные молитвы и произнося добрые пожелания ребенку.
В христианстве приобщение новорожденного к жизни Церкви происходит во время обряда крещения ребёнка, который производится традиционно на 7-й или 40-й день после рождения. Но еще до этого срока родители могут молиться о своем ребенке, заказывать молебны в церкви, вешать над его кроваткой иконы – Спасителя, Божией Матери, Ангела-хранителя.
В индуизме сразу после рождения ребенка совершается обряд джатакарма, во время которого отец приветствует и благословляет новорожденное дитя и дает ему узнать вкус меда, тогда же происходит первое омовение младенца и первое кормление грудью.

мама Ясина
«Наш сын родился в Саудовской Аравии, а семья египетская. Традиций, связанных с рождением ребенка, немного. В связи с беременностью особенным было, наверное, то, что мы ее долго скрывали, боясь сглаза.
После рождения ребенку сразу прочитали в ушко призыв к молитве – азан. На второй день сделали обрезание лазером в той же больнице, где он и родился. Потом без особой спешки, месяца через два, по-моему, был зарезан огромный баран и мясо роздано бедным. Получившие его прочитали дуа (молитву) за новорожденного. Никаких обрядов наречения имени и сбривания младенческих волос (про которые я раньше читала) у арабов нет.
Еще в Египте есть традиция празднования первых 7 дней ребенка – субуа, приходит много гостей, много всяких шумных обрядов, считается, что они нужны, чтобы ребенок в будущем не пугался громких звуков. Но мы этого не устраивали, это не обязательно, так как это локальная традиция, а вовсе не религиозная».

Обряды обрезания и срезания первых волос

В иудаизме и мусульманстве принято совершать у мальчиков обряд обрезания. В иудаизме это событие знаменует присоединение человека к Завету между Богом и еврейским народом. Согласно еврейской традиции, обрезание должно состояться на 8-й день – даже если этот день придется на субботу или на праздник.
В мусульманстве обряд обрезания считается знаком покорности Аллаху и родителей, и их ребенка. Через 7 дней после рождения ребенка мусульмане также сбривают детям волосы.
В индуизме также существует обряд срезания первых волос – мундана. Первые волосы новорожденного (выросшие в утробе матери) считаются нечистыми и делают человека восприимчивым к неблагоприятным влияниям. Чтобы этого влияния избежать, волосы сбривают.
В России во многих семьях также бытует мнение, что первые волосы ребенка нужно сбрить к тому моменту, как малышу исполнится год. Это поверье идет, скорее всего, еще из языческих времен и к христианству отношения не имеет.

Благодарность за рождение ребенка

Традиционно родители устраивают праздники и застолья в честь рождения ребенка – на крещение или на обрезание, но в любом случае вскоре после рождения малыша.
В мусульманстве также принято раздавать милостыню, а на 7-й день после рождения малыша принести в жертву барана. При рождении девочки надо заколоть одно животное, а если родился мальчик, в жертву приносятся один или два барана – в зависимости от материального положения отца семейства.

Наречение имени

Обряду наречения имени придается крайне важное значение в каждой из существующих религий, потому что это первый шаг к Богу, потому что имя всегда являло нечто большее, чем просто «личное название человека».
В христианстве младенца нарекают во время крещения, давая ему имя одного из святых, который с этого момента будет являться покровителем ребенка и его заступником на небесах. Часто крестные родители дарят крестнику икону с изображением тезоименитого святого, чтобы ребенок, подрастая, мог молиться ему, чтить его память, стараться подражать его праведным поступкам в своей жизни. День памяти тезоименитого святого – именины – для верующих является куда большим праздником, чем день рождения.
В иудаизме ребенку дается два имени. Первое дают родители, традиционно нарекая малыша именем одного из умерших родственников. Второе имя – обычно библейское, святое – призвано оберегать ребенка. Это второе имя мальчикам присваивается, как правило, во время обряда обрезания, совершаемого вскоре после рождения младенца. Девочкам имена обычно дают в синагоге в первую субботу после рождения. В иудаизме также широко распространен обычай называть детей именами праведников. Считается, что праведность великого человека помогает тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.
Мусульмане называют детей именами пророков и ангелов. Вполне естественно, что в мусульманском мире особым почетом пользуется имя пророка Мухаммеда. Мальчиков часто также нарекают именами, в которых присутствует корень «’абд» (раб) в сочетании с одним из имен Всевышнего: например, Абдулла (раб Господа), Абдуррахман (раб Милостивого). Девочек чаще всего нарекают именами женщин из семьи Пророка: Фатима, Хадиджа, Зайнаб.
Обряд наречения имени в индуизме – намакарана – является одним из самых важных. Индуисты полагают, что имя и форма близко связаны. Поэтому имя, которое выбирается для ребенка, должно не просто нравиться родителям, а соответствовать его физиологии и гороскопу.

Читайте также:

Ранняя беременность – вне закона

  • Автор: Марфа Гончарова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Очень интересная статья. Многие у нас причисляют себя к христианству, а этих обычаев никогда не соблюдают, здесь для всех полная свобода. В других же религиях все строго, все по правилам. За нарушение традиций наказывают.

В православии Крещение - это не обряд. Это Таинство.

Интересная статья, спасибо)