Как формируется характер ребенка

Назад
Как формируется характер ребенка
- {{rating.rating | number}} +

«В кого у него такой характер?», «Она уже родилась с таким характером» – как часто мы слышим и произносим подобные фразы в адрес детей, в том числе и своих. А что на самом деле – можно ли родиться с определенным характером или изменить уже сложившийся? Как воспитать желаемый характер в ребенке?

Характер – это результат взаимодействия двух сил в ребенке: его собственного темперамента и среды (в первую очередь – родителей). С темпераментом (определенные особенности функционирования нервной системы, проявляющиеся в темпе речи и движений, эмоциональности, подвижности) малыши уже рождаются. И его не изменить. Во многом темперамент определяет, как малыш будет реагировать на внешний мир во всех его проявлениях, в том числе – на вас. Если с самого рождения внимательно присматриваться к ребенку, то рано или поздно удастся понять, к какому типу относится его темперамент, и выстроить совместную жизнь с его учетом. Эта стратегия сильно облегчит жизнь и вам (будет легче договориться, легче уложить спать, накормить, обучить, а главное – понять), и малышу (он будет расти в мягкой, принимающей среде).

Определяем тип темперамента

Чистые типы темперамента (всего их выделено 4 – меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик) в природе встречаются редко. В человеке бывают смешаны черты нескольких типов, однако характерные особенности одного из типов могут проявляться с самого рождения.

1 Холерик легко возбудим, вспыльчив, шумен, беспокоен, впечатлителен, раздражителен, непоседлив, неуравновешен, энергичен, чувствителен. Раздражители вызывают сильные чувства и реакции – терпеть голод и любой дискомфорт молча холерик не будет. «Вспыхивает» он легко, а успокаивается с трудом и больше, чем другие дети, нуждается в маме и тактильном контакте с ней – именно холериков невозможно «избаловать руками» – им это просто необходимо. В воспитании этого малыша особенно требуются ласка, терпение и спокойствие. Не нужно критиковать кроху за избыточную активность, подвижность. Лучше найти возможности реализовывать его энергию и любопытство – в прогулках, гимнастике, развивающих занятиях и пр. Поскольку холерики обычно с трудом засыпают, выработайте определенные ритуалы, способствующие успокоению и переходу ко сну, вечером лучше избегать активных игр и интенсивного общения.

2 Сангвиник – это очень любознательный, подвижный, но, в отличие от холерика, уравновешенный малыш. Он жизнерадостен, легко печалится или радуется, но легко и успокаивается. Сангвиник обожает все новое, легко привыкает к новым лицам и ситуациям.

Для родителей это и плюс, и минус. Плюс – потому что сангвиники любят занятия, игры, да и переключить расстроившегося малыша легко, показав ему что-то новое. А минус – потому что от такой активности можно легко устать, особенно когда малыш начинает ползать и ходить – за ним нужен глаз да глаз. Совместить нужды «взрослой» жизни и нужды сангвиника можно, разделяя с ним всевозможные занятия – он может находиться рядом в коляске или слинге, а вы – комментировать и показывать, что сейчас делаете. Сангвиникам в силу их активности часто трудно дается режим – они не доедают, не засыпают, поэтому будьте гибки и приучайте, но не заставляйте жить «от и до». И не забудьте обезопасить дом.

3 Меланхолики кажутся самыми чувствительными детьми. Им сложно справиться со всеми испытаниями, которые готовит им мир. Маленькие меланхолики очень часто плачут, хнычут, пребывают в плохом настроении, причем от, казалось бы, совершенно незначительных причин. Меланхолик может часто просыпаться ночью, медленно набирать вес, не сразу реагирует на улыбки и игры с ними. Такой ребенок долго привыкает к новой обстановке, страшно не любит разлучаться с мамой и домом, легко пугается. Самое важное в воспитании меланхолика - помнить о его сверхчувствительности – он долго будет переживать любое неприятное событие или резкое слово. Малышу-меланхолику нужны спокойная атмосфера в доме, позитивный настрой родителей, материнское тепло, ласка, тактильный контакт, поддержка, похвала. Грубость, агрессия, сила – неприемлемы. Телевизора, громких звуков, множества занятий, обилия ярких впечатлений, в том числе и позитивных, пока лучше избегать – дети с этим типом темперамента быстро устают. Меланхолики первое время лучше всего растут в «коконе» привычного уюта, режима и маминых рук.

4 Флегматики малоподвижны, терпеливы, уравновешенны, «основательны» и очень спокойны. Это самые большие сони – первые месяцы они могут спать целыми днями, а по мере развития – спокойно играть там, куда их посадила мама. Флегматики почти не плачут, стойко сносят неприятности. Характер флегматика – медаль о двух сторонах: он требует мало внимания, но зато такого ребенка важно постоянно «расшевеливать» (будить и поддерживать интерес к познанию мира; занимаясь, не обращать внимания на отсутствие энтузиазма, учить преодолевать свою пассивность и чаще хвалить и поощрять).
Важно понимать, что изменить темперамент нельзя, и, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым, счастливым и психологически благополучным, жизнь должна строиться с учетом его особенностей.

Однако это не означает, что темперамент - это приговор. Именно среда (сначала семья, а позже - сад, школа и общество) в конечном счете орпедляет, каким вырастет человек. В зависимости от окружения одни и те же качества могут развиваться совершенно по-разному – например, упрямство может вырасти в целеустремленность и волю, а может обернуться упертостью и косностью.

Формируем характер

Как же должны вести себя родители, чтобы вырастить благополучного, счастливого, доброго ребенка? Для этого нужно:

1 Определиться с целями. Важно, чтобы идеал, к которому стремятся родители, совпадал с врожденными особенностями малыша и с его собственными желаниями. Выращивание из тихого мечтателя яркого лидера, скорее всего, будет беспрерывной борьбой и ломкой природы ребенка. Процесс воспитания должен напоминать постоянный поиск золотой середины между необходимым контролем, направлением ребенка и приноравливанием к его темпераменту, сглаживанием «слабых» сторон и взращиванием достоинств.
 

2 Понимать ребенка. Невозможно применительно ко всем детям утверждать: брать на руки, как только он заплакал, плохо – избалуется, или не брать на руки, как только он заплакал, тоже плохо – вырастет букой. Один уже рождается готовым выпорхнуть из родительских объятий, и ему гиперопека будет только во вред, другой пришел в мир с повышенной потребностью в маме, и недостаток ее внимания окажется крайне негативным для его психики.

Единый рецепт воспитания невозможен даже для одного и того же ребенка – то, что сегодня работало и давало результаты, окажется непригодным завтра. Поэтому задача родителей – внимательно наблюдать за крохой.

Вне зависимости от особенностей темперамента ключ к формированию таких качеств, как уверенность в себе, умение терпеть, оптимизм, – это изначальное удовлетворение потребностей малыша. В чем нуждается младенец? В матери, ее внимании и любви, выражающейся в ласке, своевременном и чутком удовлетворении физических и душевных нужд. Если это происходит в достаточном количестве и качестве, малыш, во-первых, растет
с доверием к миру, а во-вторых, получает возможность «выравнивать» свой темперамент.

Например, если холерика воспитывать спартански, оставляя в кроватке, когда он плачет, есть большой шанс получить истеричного ребенка, потому что он все равно будет добиваться своего – повышая интенсивность просьб. В дальнейшем истеричность может сделаться уже чертой характера. Чтобы этого избежать, важно изначально удовлетворить потребность юного упрямца в контакте с мамой, а когда подрастет, учить сдерживать себя и терпеть, пока мама сможет подойти, и переключаться на игры, ожидая. Все это сделать будет проще, если изначально потребность ребенка была удовлетворена, и его душевные силы теперь направлены не на борьбу с миром, а взаимодействие с ним.

Другой пример. Малыша с пеленок решили воспитывать Мужчиной – существом без страха и упрека. А Малыш родился меланхоликом, человеком чувствительным, тонким. Если вся его ранимость будет наталкиваться на отказы в утешении, на «мужики не плачут» или, что еще хуже, на «перестань плакать, плохой мальчик», достаточно быстро разовьется невроз и полная душевная закрытость малыша, а вместо нежных слов мама или папа как-нибудь услышат в свой адрес: «Не покупаешь мне игрушки? Ты плохой (плохая)!».

3 Найти свой режим и соблюдать его Для младенцев очень важна упорядоченность жизни – регулярность происходящего, порядок, спокойствие. Важно только понять, что режим должен быть устроен с учетом индивидуальности ребенка и «отшлифован» с учетом нужд мамы и семьи.

Эта упорядоченность плюс ласка матери и, что очень важно, предсказуемость, последовательность ее поведения обеспечивают ребенку ощущение безопасности мира и способствуют его психическому благополучию. в таких условиях больше шансов сформировать «легкий» характер- спокойный, уравновешенный, уверенный в себе.

Отсутствие режима, беспорядок, негативное эмоциональное состояние близких и особенно мамы, непредсказуемость ее поведения недостаточное количество ласки и внимания формируют неуверенность в себе, повышенную тревожность, подозрительность. Вывод очевиден – когда в семье ребенок, нужно стремиться к гармонии и порядку – в мыслях, течении жизни, доме.

Малыш первого года жизни не капризничает, а до- бивается удовлетворения своих потребностей – форма и интенсивность зависит от темперамента. Кто-то просит до последнего, кто-то успокоит- ся самостоятельно. В любом случае, лучший спо- соб избежать «капризов» – это научиться как можно раньше распознавать знаки, которые обознача- ют потребности малыша и его личный ритм – когда он активен, когда не прочь поспать, когда и сколько ест, сколько и когда может остаться в одиночестве, а когда предпочитает общение. Своевременное удовлетворение этих потребностей и обеспечи- вает, в целом, растущего «не капризного» малыша.

4 Показывать пример.  Дети делают не то, что мы им говорим, а повторяют то, что мы делаем. «Социальная», полученная уже после рождения часть характера маленького ребенка – это ответ на поведение родителей. Малыш учится в основном, копируя то, как ведут себя взрослые, как они реагируют на происходящее в жизни, даже то, как они чувствуют и говорят. Объяснения, нотации, правила и прочее играют второстепенную роль в воспитании. Зато там, где слово и дело у взрослых не расходятся друг с другом, и воспитывать специально не приходится. В семье, где все вежливы и трудолюбивы, скорей всего, вырастет вежливый и трудолюбивый ребенок. А в семье, где все любят животных, даже не нужно специально говорить о том, что кошек нельзя мучить. И наоборот – душевное состояние родителей может повлиять и на малыша. Если мама или папа все время в плохом настроении или излишне тревожны, очень вероятно, что тревожность или постоянная мрачность прочно закрепятся в ребенке. Поэтому внимание к собственной душе и работа над собой – важная часть воспитания своих детей.

5. Учиться проживать кризисы. При прохождении возрастных кризисов (в среднем 1, 3 и 7 лет) поведение ребенка действительно может поменяться и стать неожиданным, даже неприятным сюрпризом для родителей. Но если смена поведения связана именно с возрастным кризисом, реагировать на нее важно особым образом.

Дело в том, что возрастной кризис – это не конфликтная ситуация, а переломный момент – завершение одного этапа развития и переход на другой. Если малыш проходит кризис успешно, он выходит на новую ступень, причем с приобретениями, плодами – психологическое отделение от мамы, становление самостоятельности и т. д. Чтобы малыш эти плоды получил, родители должны правильно вести себя с ребенком, учитывая то, что именно сейчас с ним происходит.

Так, например, в 1 год, когда малыш пытается психологически отделиться от мамы и постепенно отдаляется от нее, в том числе и физически – осваивает новые пространства, убегает, это иногда неправильно воспринимается мамами – как непослушание или рискованное для безопасности ребенка поведение. И вот уже мама кричит: «Не ходи туда, там волк!», «Не лазь, не трогай, а то упадешь/ разобьешься/ будешь плакать». Такая реакция, пусть даже вызванная благими побуждениями, приводит к обратным последствиям. Человечек, пытающийся освоить такой огромный и пока не знакомый мир, фактически слышит – мир страшный, не ходи туда, будь постоянно рядом со мной, только тут безопасно и пр. Такой ребенок до старости будет ходить за маминой юбкой и никогда не сможет стать самостоятельной свободной личностью.

Как же правильно вести себя с годовичками? Важно предоставлять крохе поле для активности, не разрушать ростки самостоятельности, а поощрять ее. И тогда больше шансов, что у вас будет расти активный, целеустремленный человек. Кризис первого года – хорошая площадка для тренировки у ребенка умения договариваться и понимать запреты и разрешения. Если вы уже сейчас будете строить общение с малышом уважительно, честно, но твердо, с принятием и поддержкой, вы сделаете самое лучшее для развития «счастливого» характера малыша.



  • Автор: Татьяна Поляк, психолог
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться