Тест Люшера

Назад
Тест Люшера
- {{rating.rating | number}} +

Спросите дочку, какое платье ей купить – красное или черное. Если она вы- берет черное, призадумайтесь и понаблюдайте за своей малышкой. А еще пройдите с ней цветовой тест Люшера. Выбор цвета происходит на бессознательном уровне, а потому хорошо отображает истинное состояние чело- века. Но не делайте поспешных выводов – только устойчивые пристрастия говорят о каких-то нарушениях, и только специалист принимает решение.

О тесте

Для определения эмоционального состояния известный швейцарский психолог Макс Люшер разработал тест цветовых отношений. Он предположил, что человек выбирает тот или иной цвет в зависимости от любимых занятий, от настроения, а тивности или пассивности. Кроме того, по выбранным цветам, считал он, можно судить о наиболее устойчивых личностных чертах.

Тестирование

Необходимый материал – карточки восьми цветов. Важно раскладывать карточки на листе белой бумаги или на очень светлой поверхности, чтобы цвет был правильно воспринят ребенком.

Итак, перемешайте цветные карточки, положите их перед малышом цветной стороной вверх и скажите: «Выбери из этих цветов тот, который тебе нравится больше всего» (при этом цвет не должен вызывать у ребенка ассоциаций с любимым цветом в одежде, цветом волос и т. п.). Выбранную ребенком карточку отложите цветной стороной вниз, а затем предложите ему выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку положите точно так же – справа от первой.

Продолжайте до тех пор, пока карточки не закончатся. Теперь запишите последовательность выбранных цветов от первого до восьмого. Через 2–3 минуты снова повторите расклад и еще раз запишите последовательность. Только не нужно вспоминать, как выбирались цвета в первый раз. Анализ первого выбора покажет вам то эмоциональное состояние ребенка, которое ему хотелось бы иметь, а анализ второго – его действительное состояние.

Если вы хотите с помощью теста Люшера исследовать еще и эмоциональные связи ребенка с близкими людьми, то перед началом тестирования предложите ему:

Шаг 1 – подобрать каждому члену семьи (или тем людям, которых он предлагает) карточку определенного цвета, и разложить листки на столе. Результат следует записать.

А теперь – основное тестирование. Шаг 2 – выбрать понравившиеся цвета обычным способом. Это дает дополнительную информацию о роли каждого значимого человека и позволяет оценить, как чувствует себя ребенок внутри семьи.

Детские психологи имеют данную методику в своем арсенале, и это оправдано многими факторами. В том числе тем, что ребенок в буквальном смысле слова живет своими эмоциями и часто с ними не справляется. Сам тест воспринимается как игра и не несет в себе никакой оценки, поэтому не вызывает у детей сопротивления, а напротив, с радостью принимается ими. Процедура прове- дения легка в обработке и интерпретации и может использоваться в работе с детьми начиная с 3-летнего возраста. Информация, полученная в результате, является индикатором эмоционального состояния малыша. Этот несложный тест вы вполне можете провести сами со своим малышом. Явное неблагополучие или проблемы может увидеть и непрофессионал, не вдаваясь в детали.

Анализируем

С помощью данных из таблицы вы сможете узнать, какие цели ставит ребенок и как их добивается, каково его эмоциональное состояние на данный момент, какие важные потребности не удовлетворяются или подавлены. В результате ранжирования каждый цвет займет свое место от 1-го до 8-го. В горизонтальном столбце найдите 1-е место, а по вертикали выберите цвет, который в вашей последовательности стоит на 1-м месте. Например, красный. На пересечении цвета и его места вы получите результат тестирования. Прочтите или выпишите на лист
все характеристики, обратите внимание, что каждое место имеет свое значение.

Анализируя результаты теста Люшера, полученную информацию всегда нужно сопоставлять с той ситуацией и с тем моментом времени, когда проводилась диагностика. При возникновении противоречивых результатов повторите тестирование через несколько дней. Не проводите этот тест при плохом настроении или самочувствии ребенка.

Анализ результатов

1 место – намерение – действовать активно, стремление к общению, непосредственность, веселость.

2 место – цель – добиться успеха, возможно, даже и агрессивными способами.

3–4 место – истинная ситуация – ребенок живет в своем внутреннем мире, ему важны внутренние переживания. Здесь явное наличие конфликта между целью и реальной ситуацией – высокий уровень активности, стремление к успеху и сосредоточенность на своих внутренних эмоциях.

5–6 место – нейтральная зона – сюда попали друзья, что может говорить о недостаточной их значимости для ребенка.

7–8 место – отвергаемые цвета. Себе подбирает цвет, который свидетельствует о заниженной самооценке, внутриличностном конфликте (не устраивает сам себя). И самый отвергаемый цвет – черный – подбирает для учителя – он является для ребенка источником стресса, так как с ним связаны негативные переживания и тревога.

При этом у мальчика высокая работоспособность – желтый, красный и зеленый цвета стоят подряд в начале ряда. В целом эмоциональное состояние ребенка можно оценить как положительное, необходима коррекция гиперактивности и обучение по необходимым для ребенка правилам. Возможно, когда он станет успешным в учебе, самооценка нормализуется.

Анализ результатов

1–2 место – чувство беспокойства, настороженность, стремление скрыть это чувство. Серый – дополнительный цвет – был выбран первым, что говорит о возможности развития негативных состояний.

3–4 место – ребенок зависит от окружающей среды, в том числе и от самых близких для девочки людей – мамы и бабушки.

5–6 место – основные цвета стоят на 5-м и 6-м местах. Не удовлетворяется потребность в самоутверждении, потребность активно действовать и добиваться успеха. Ярослава игнорирует отчима, собственно, как и отчим игнорирует девочку. Источником стресса является личность воспитателя в детском саду.

7–8 место – негативные переживания связаны также с няней в садике и с другом (с которым как раз дралась Ярослава, защищая подругу). Этих людей Ярослава отвергает, стремится уйти из подчинения, негативно относится к различным запретам. Самооценка слегка завышена, но скорее из-за защитной функции против эмоционального натиска со стороны воспитателя, отчима.

Эмоциональное состояние Ярославы можно оценить как тяжелое, связанное с внутренней изоляцией ребенка, так как она не находит понимания у самых близких людей, не имеет контакта с воспитателем, остается наедине со своими обидами и переживаниями. Семье требуется коррекция детско-родительских отношений, мягкий подход к посещению детского сада, а возможно – и смена группы.

Внимание! Это упрощенный вариант результатов тестирования. Эмоциональное состояние ребенка может меняться каждый день. В связи с этим возможны противоречия, так как результаты одного дня могут не совпадать с результатами другого.

  • Автор: Екатерина Мосина, детский психолог
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться