Уважаемые читатели! Материалы сайта будут доступны до 1 апреля, после чего Krokha.ru закроется для посещений.
Спасибо, что были с нами.

Детский психолог: «Включая мультик, попросите ребёнка запомнить, что герой ел на обед»

Назад
Детский психолог рассказывает, чем полезны мультфильмы и почему во время киносеанса мама должна быть рядом
- {{rating.rating | number}} +

Мультфильм как развлечение, развивающее занятие, поощрение и наказание

 

На самом деле мультики любят все – и дети, и взрослые. Однако когда дело доходит до воспитания, родители начинают нервничать: а насколько вредно сидеть и смотреть вместо того, чтобы, например, читать или рисовать? А что мы будем делать, если ребёнок на мультфильмы подсядет? Почему не стоит бояться мультиков и чему могут научить домашние семейные киносеансы, рассказывает кандидат психологических наук, детский психолог Екатерина Левикова.

 

Детский психолог Екатерина Левикова

 

Как выбирать мультфильмы

Прежде всего – по возрасту ребёнка. И дело не только в тематике и сюжете. Детям трёх-четырёх лет рекомендуется смотреть анимацию не дольше 20-25 минут за один подход, поэтому можно выбирать материал, исходя из его длительности. Другим критерием выбора может стать история, которая лежит в основе мультфильма. Например, ребёнок нахулиганил дома, его наказали. В такие моменты можно подобрать мультфильм со схожим сюжетом, чтобы ребёнок лучше закрепил свой «урок».

Если мы говорим о школьнике, то тут уже стоит учитывать влияние моды и сложившиеся интересы детей.

 

Если все в классе обсуждают новый мультфильм про какого-то супергероя или популярного персонажа, а ваш ребёнок его не смотрел, он невольно может стать изгоем на период этого обсуждения или на более длительный срок.

 

Семейный просмотр предполагает соответствующий выбор сюжетов. В качестве примера можно привести добрый мультсериал «Удивительный мир Гамбола» (Cartoon Network) о весёлых приключениях котёнка Гамбола и его семьи.

 

Никаких поздних сеансов

Лучше всего смотреть мультфильмы за 2 часа до сна, чтобы ребёнок не переутомился, не перевозбудился и спокойно спал. Не рекомендуется показывать мультики капризным, уставшим, беспокойным или взбудораженным детям.

 

 

Кроме того, не надо предлагать ребёнку мультфильм вместо чего-то, что для него важно и чего он долго ждал – вместо запланированного похода в цирк или зоопарк, похода в гости к любимой бабушке или какого-то другого совместного досуга с родителем.

Поскольку просмотр фильмов – это психологическая и эмоциональная нагрузка, то и подходить к ней нужно разумно.

 

Пусть время для просмотра телевизора будет дозировано: если обычно ребёнок не занимается лепкой или рисованием больше часа, так зачем ему тогда смотреть мультфильмы дольше?

 

Родителям нужно так составлять распорядок дня малыша, чтобы он успевал и позаниматься, и посмотреть мультики.

 

Закрепляем увиденное

Чтобы мультфильм не превратился в один из незначительных элементов информационного поля, важно прорабатывать материал и до просмотра, и после. Глубина восприятия мультфильма зависит от возраста ребёнка, усидчивости, особенностей памяти. Чтобы понять, усвоился мультфильм или нет, можно задать юному зрителю вопросы по мотивам истории. Если он отвечает правильно и без подсказок, цитирует главных героев, можно сказать, что мультфильм он понял.

Закрепить материал можно и методом творчества: попробовать нарисовать или слепить главных персонажей, разыграть сценку из мультфильма в ролевых играх, выучить и спеть вместе песенку или сделать что-то ещё, на что хватит фантазии.

 

Если ребёнок зациклился на одном фильме

Бывает и так, что ребёнок сам просит поставить один и тот же мультфильм, отказываясь смотреть другие. В этом нет ничего страшного — значит, он получает максимальное удовольствие от этого, ему комфортно и спокойно, как во время сна в обнимку с любимой игрушкой.

 

 

Поэтому ограничивать просмотр любимого мультика не стоит. Чем лучше ребёнок знает мультфильм, тем меньше он напрягается и утомляется в процессе просмотра.

 

Что ел Микки-Маус?

Родители могут сделать процесс просмотра мультфильмов эффективнее, и тогда ребенок будет не только получать удовольствие, но и узнавать что-то новое.

 

До или после мультфильма детям можно предложить какое-нибудь задание. Например, запомнить, что главный герой ел на завтрак, на обед и ужин.

 

Такие задачи будут развивать внимательность ребёнка, его способность концентрировать внимание произвольно, удерживать информацию и задание в уме. После просмотра мультика можно нарисовать эту еду – таким образом просмотр мультфильма превратится в развивающее мини-занятие.

 

Если кто-то на экране плохо себя ведёт

В мультсериалах могут встретиться неоднозначные моменты или сцены насилия – например, драка героев или когда кто-то засовывает кота в стиральную машину. Поэтому перед просмотром мультфильмов ребёнку нужно всегда говорить, что это сказка, фикция, а не реальная жизнь.

 

 

Если ребёнок увидел сцены насилия в мультфильме, то стоит проговорить, что в мультфильме поступили неправильно, и обсудить, как ещё можно было отреагировать на данную ситуацию. Если ребёнок испугался, надо обязательно дать ему выговориться и успокоить. Я рекомендую выбирать каналы для просмотра мультфильмов заранее, чтобы снизить вероятность столкновения ребёнка с нежелательным контентом.

 

Подражать – так уж «правильному» герою

Иногда ребенок копирует из мультфильма какую-то модель поведения, привычку или особенность характера главного героя, которая не очень нравится родителям.

 

Нужно понимать, что, когда ребёнок делает что-то запретное, особенно в дошкольном возрасте, – он делает это неумышленно. Однако если родители начнут запрещать, говорить, что так поступать нельзя, ребёнок осознает своё действие и будет воспроизводить его уже специально, то есть только закрепит ненужное действие.

 

Поэтому лучше всего переключать внимание малыша и отвлекать его, предлагать смоделировать другую сценку из мультфильма. 

У детей, как и у взрослых, есть свои кумиры, и на выбор ребёнка можно влиять опосредованно через мультфильмы.

 

Чтобы ребёнок действительно воспринимал супергероя и откликался эмоционально, тот должен быть ему близок и понятен, должен быть похож на самого ребёнка или кого-то из его окружения.

 

Например, Бен Теннисон — главный герой мультсериала «Бен 10» — частенько использует свои суперспособности ради шутки или чтобы справиться с домашними обязанностями, из-за чего нередко возникают курьезные ситуации. Он обычный подросток, шаловливый, любопытный, импульсивный, и поэтому мотивы его поступков понятны детям. При этом Бен взрослеет на глазах зрителей, учится справляться со своей силой, принимать взвешенные решения и быть более ответственным. 

Предложив ребёнку мультсериал «Суперкрошки», можно обратить внимание малыша на правильное поведение персонажей: «суперкрошки» всегда готовы прийти на помощь и несут ответственность за все свои поступки.

 

Почему мультики надо смотреть с мамой

Родителям стоит смотреть мультфильмы вместе с детьми по нескольким причинам. Во-первых, чтобы убедиться, что выбранная история действительно соответствует возрасту ребёнка и что в ней нет ничего противоречащего семейным ценностям.

Во-вторых, чтобы комментировать и объяснять происходящее, если ребёнок об этом попросит. Но если вы видите, что малыш следит за сюжетом и смотрит мультфильм с увлечением, лучше обойтись без комментариев – просто задайте ему постфактум несколько вопросов о мультфильме, чтобы понять, какой вывод ребёнок сделал из увиденного.

 

 

В-третьих, в сюжете могут произойти какие-либо трагические события, и оставлять ребёнка с ними наедине — не самая подходящая идея. Конечно, каждый родитель сам решает, как объяснить чаду, почему на экране произошло что-то пугающее или шокирующее (смерть или болезнь героя, травма, несправедливость, грустный финал), и зачастую мамы и папы стремятся максимально отсрочить столкновение ребёнка с негативным опытом, разочарованием, потерей. С другой стороны, жизнь состоит как из радостных, так и из печальных событий, поэтому чем раньше ребёнок увидит жизнь в самом разном её проявлении (с учётом возраста, разумеется), тем будет богаче и ценнее его опыт.

 

Мультфильмы с трагедией в сюжете стоит смотреть только в присутствии взрослых, которые смогут успокоить малыша и обсудить с ним его переживания и эмоции.

 

Попутно учим языки

Полезным даже для маленьких детей может быть просмотр мультиков на иностранных языках. Это позволит в игровой форме познакомиться с другой культурой, другим языком, другими обычаями, что чрезвычайно важно для развития современного человека с обширным кругозором. Это подарит новый опыт, эмоции и знания, причем без особых усилий, ведь благодаря картинке ребёнок может понимать иностранную речь, не зная перевода. Это способствует повышению восприимчивости к другим языкам, развитию способности к звукобуквенному анализу слов, улучшению фонематического слуха, и даже, возможно, музыкальности.

 

  • Фото: Shutterstock, фото из архива Екатерины Левиковой

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

интересная идея)