Дети учатся научному мышлению у родителей

Назад
Дети учатся научному мышлению у родителей
- {{rating.rating | number}} +

Родительский пример помогает не принимать на веру то, что не доказано.

 

Психологи из Калифорнийского университета провели эксперимент, чтобы определить, как родители влияют на формирование научного мышления у своих детей. Для этого ученые пригласили в музей родителей  с детьми 4-8 лет (22 девочки, 13 мальчиков, 16 отцов и 19 матерей). 
 
Исследователи фиксировали на видео, как родители с детьми читают энциклопедию, написанную так, чтобы спровоцировать дискуссию о самых разных вопросах – научных, общественных, нравственных (от глобального потепления и различий полов до обсуждения вопроса, является ли Плутон планетой, и моральных аспектов воровства; от вопросов, существуют ли на самом деле микробы и ангелы, до рассказов о вымирании мамонтов). 
 
Родительские высказывания при обсуждении были классифицированы по трем категориям: 
  • «абсолютизирующее» (когда один из аргументов принимается догматически, как непреложный факт);
  • «равноценное» (релятивистская позиция, когда каждая точка зрения обладает одинаковой ценностью);
  • «оценивающее» (позиция, при которой окончательное решение принимается в зависимости от убедительности доказательств).
Ученых также наблюдали, как дети интерпретировали прочитанное.  Особенно их интересовали случаи, когда дети приводят доказательства («Я знаю, что микробы существуют, я видел их под микроскопом») или требуют доказательств («А откуда вы знаете, как именно мамонты вымерли?»).
 
Исследователи обнаружили, что родительский подход варьируется в зависимости от темы, возраста и пола ребенка. Например, родители девочек более категоричны в вопросах морали, чем родители мальчиков. Родители мальчиков, наоборот, чаще придерживались абсолютистской модели, если говорили о глобальном потеплении. Дети младшего возраста услышали от родителей больше абсолютизирующих высказыванияй, чем старшие, при обсуждении вопроса, является ли Плутон планетой.
 
Ученые сравнили тип родительских высказываний и детские требования к доказательности фактов. 
 
Ключевой вывод: чем больше родители использовали «оценивающую» модель, тем чаще их дети говорили о доказательствах. Детские высказывания о доказательности фактов оказались связаны с возрастом детей и научной позицией родителей в  обсуждениях, причем родительский способ обсуждения оказывает большее влияние, нежели детский возраст. При этом степень «подкованности» родителей в вопросах науки оказался никак не связан с детской заинтересованностью в доказательствах.
 
«Эти неожиданные выводы говорят о необходимости дальнейшего изучения того, как разговоры родителей формируют механизмы мышления у детей, – говорит Меган Льюс (Megan Luce), ведущий автор исследования. – Дети, которые с раннего возраста усвоили привычку требовать доказательств, будут устойчивы к «промывке мозгов» – к любой информации, не подкрепленной экспериментальными данными».
 
Однако сами по себе выводы этого исследования, опубликованного в мартовском номере журнала «Developmental Psychology», тоже нуждаются в доказательствах. Ведь пока не подтверждено, что именно стиль разговора родителей является причиной детской склонности к научному мышлению.
  • Автор: Наталия Ферапонтова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

2 комментария к записи

Все, начинаю готовить устойчивых к промывке мозгов детей!

а мне кажется, что это естественно,что "стиль разговора родителей является причиной детской склонности к научному мышлению" Они ведь всё с пелёнок впитывают..