Детские сады «задышат» свободнее

Назад
Детские сады «задышат» свободнее
- {{rating.rating | number}} +

Скоро вступит в силу государственный стандарт для детсадов.

Проект закона, разработанный Министерством образования и науки, уже был представлен на общественное обсуждение и в целом получил положительную оценку. Одна из причин введения новых требований к дошкольному образованию связана с тем, что детские сады сегодня испытывают огромное давление со стороны школы и родителей. Учителя начальных классов хотят получить детей, которых не надо ничему учить: они все уже умеют – читать, писать, считать. Тем временем новый стандарт направлен на снижение общеобразовательной нагрузки, а также на предоставление большей свободы учредителям детсадов. По словам руководителя образовательных проектов Всемирного Банка в России Тиграна Шмиса, стандартдаст управленцам возможность действовать в зависимости от потребностей ребенка, семьи и региональной системы образования. Акцент делается на развитии креативности детей, их коммуникативных навыков, заинтересованности в том или ином роде деятельности. Это попытка уйти от «дрессуры», которая характерна для подготовительной группы детского сада и которая, как показывает опыт, только отбивает у ребенка желание учиться. «Классно-урочная система в саду не нужна, это противоречит структуре дошкольного детства. Готовность к школе – это мотивация, а не набор навыков и умений. Главная задача сада — социальное развитие ребенка!» – считает Владимир Собкин, директор Института социологии РАН.
 
Действительно, жестких требований к знаниям воспитанников детсадов в стандарте не будет. В этом отношении российский закон приближается к регулирующим процедурам Финляндии, Дании, Норвегии и Швеции, признанных мировых лидеров с точки зрения образовательных достижений. Так же, как и стандарты скандинавских стран, ФГОС России запрещает любую аттестацию знаний дошкольников на результативность. Во-первых, объективно оценить ребенка в возрасте 5-6 лет невозможно. Во-вторых, маленькие дети психологически не готовы проходить тестирование. По примеру других стран, наши воспитатели могут регулярно проводить опросы, викторины для детей или вести портфолио каждого ребенка, в котором отмечаются все достижения малыша в течение дня, недели, месяца, года, – как делают педагоги Италии и Дании.
 
Что же прописано в стандарте? Прежде всего – требования к условиям реализации программ занятий, к квалификации кадров, материально-технической и финансовой оснащенности садов. И требования эти достаточно высоки. Государство берет на себя затраты на образование, которое отныне должно быть мягким, ненавязчивым, а родители – затраты на уход и присмотр. Это означает, что взрослые смогут даже сэкономить, если выберут для своего ребенка кратковременную форму пребывания в саду, включающую в себя только государственные услуги, а стирку и готовку, например, оставят за собой.
 
При этом эксперты, участвующие в окончательном формировании содержания ФГОС, озабоченными некоторыми аспектами закона. Владимир Собкин, например, недоволен тем, что из стандарта изъяли требования к максимальной наполняемости групп (теперь планируется формировать группы не более 15 человек): «Эту норму тихо убрали из федерального стандарта. Поскольку она требует огромных обязательств со стороны государства для ее осуществления – это непросто и дорого сделать, плюс воспитателей в таком количестве просто нет. Еще одна недоработка – отсутствие формулировки, которая гласит, что учредитель садика является основным ответчиком за условия пребывания детей в нем. Поскольку в нынешней схеме слишком много участников – формально учредителем является муниципалитет, деньги дает регион, сама организация тоже имеет свои полномочия…»
 
В любом случае очевидно, что муниципальным властям придется подтягивать дошкольные учреждения на новый уровень. И, безусловно, это случится не сразу. «Пока ФГОС начнет активно работать только в 10 регионах страны – причем министерство их еще не определило. Но запланированные вливания размером в 280 млрд рублей, из которых 50 уже выделено, гарантируют, что это реальность, а не разговоры», – заявляет директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец. А Тигран Шмис надеется на то, что применение нового стандарта станет отражением образовательного постулата всех развитых стран, который гласит: «Не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».

  • Автор: Арина Герасименко

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

12 комментариев к записи

Интересно как эти благие намерения претворятся в жизнь )))

Armaniy, в нашей стране, думаю, будет как всегда - хотели как лучше, а получилось...

Я этих реформ прямо боюсь, редко чего-нибудь хорошее получается

да просто не хотят заморачиваться, к школе все-равно будут требовать хотя чтение и счет и если этого не будет в саду, то все ляжет на плечи родителей....

nash1985, да на мой взгляд оно там и лежало.

Lyusyamila, это да, только теперь хотят и официально это сделать...чтобы вообще в этом плане никакого спроса не было...

nash1985, мне кажется что спроса с детского сада никакого и не было.

Детские сады "задышат" свободно, когда в группах будет по 20 воспитанников, а не по 40, как у моего племянника, или 30 у нас в группе.

Lyusyamila, в сентябре пойдем в сад посмотрим сколько у нас...

nash1985, у нас вот пока 21, н осенью может добавят;)

12cdtnf, лето период отпусков, детишек всегда намного меньше чем по списку.

Посмотрим,что же выйдет из таких благих намерений