Черты лица контролируются «генетическим мусором»

Черты лица контролируются «генетическим мусором»

Ученые выяснили, почему каждое человеческое лицо уникально.

Человеческое лицо так же уникально, как отпечатки пальцев: каждое лицо неповторимо. В чем же причина наших различий? Известно, что строение и особенности лица определяются преимущественно генами: многое мы наследуем от родителей и других предков. Но почему же дети, рожденные от одних и тех же родителей, несмотря на сходство, все равно выглядят по-разному? Исследователи из Национальной лаборатории Лоуренса Беркли в США обнаружили в ДНК особые участки, которые отвечают за черепно-лицевое развитие, включая или отключая экспрессию того или иного гена.

Эти участки назвали энхансерами (от англ. enhance – увеличивать, усиливать, повышать). «Мы предполагаем, что в геноме человека несколько тысяч таких энхансеров. Мы пока не знаем, какие функции все они выполняют, но совершенно ясно, что они участвуют в формировании черепа и лица. И именно они контролируют большинство вариаций», – отметил Аксель Визель, автор исследования. До этого ученым удалось обнаружить лишь небольшое число генов, определяющих человеческую внешность.

Эксперименты проводились на мышах. У мышей форма черепа и мордочки зависит от так называемого «мусора ДНК» (то же самое - у людей).  «Генетический мусор» - последовательность аминокислот, у которых, как раньше считали ученые, нет никаких функций, то есть они не кодируют белки. Но оказалось, что 98 процентов «мусора ДНК» составляют те самые энхансеры. Некогда ученые явно ошиблись в терминологии.

С помощью компьютерной томографии исследователи наблюдали за эмбрионами мышат, им удалось увидеть процесс экспрессии генов. В результате было обнаружено около 120 энхансеров, каждый из которых отвечал за развитие определенной черты лица. Чтобы выяснить, как именно работают энхансеры, ученые удалили по одному энхансеру у трех групп мышей, а затем сравнили трансгенных грызунов с животными из контрольной группы. Предположения специалистов подтвердились: каждый энхансер формирует конкретную часть лица. К примеру, удаление одного такого участка ДНК привело к рождению мышат с большими мордами и широкими черепами.

Любопытно, что грызуны с удаленными энхансерами не имели серьезных черепно-лицевых патологий. По мнению ученых, внешние уродства возможны лишь тогда, когда все энхансеры (или большинство) одного гена повреждены, то есть несут в себе мутации. «Наше исследование показало, что следует сосредотачиваться не на мутациях в генах, а на энхансерах, формирующих эти гены. Это позволит докторам лучше понимать причины всевозможных врожденных патологий лица и черепа, и, возможно, в скором времени мы сможем предупреждать уродства», – заключил Визель.

1 комментарий к записи