Как это устроено: Центр обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена

Назад
Сотрудник ЦОМП
- {{rating.rating | number}} +

Как перевезти в метро сто школьников и маму с коляской

 

Cрочно нужно перевезти с «Братиславской» на «Бибирево» сорок пять вертлявых учеников второго класса, и чтобы ни один не потерялся? Или у вас пятимесячная двойня, тяжелая коляска-трансформер и страшно соскучившаяся бабушка на другом конце города?

Даже если ребенок только один, а коляска легкая и относительно удобная, имейте в виду: вам положена совершенно легальная и безвозмездная помощь. Предоставят ее  сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров при Московском метрополитене (ЦОМП). Кто работает в Центре, как можно воспользоваться его услугами и кто это чаще всего делает, в рамках новой рубрики «Как это устроено» разбиралась Мария Лаврентьева.

 

По дороге шел отряд

Около станции метро «Щелковская» сегодня утром суетно и многолюдно.  Один из входов в метро — тот, которым пользуются многочисленные пассажиры, прибывающие на местный автовокзал — не работает. А ведь сейчас час пик. И, как назло, именно у закрытого входа сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров должны встретить группу, которую сегодня сопровождают. Сегодня им предстоит перевозить сорок младшеклассников с «Щелковской» на «Волжскую».

Отметим: ЦОМП обслуживает маломобильных граждан различных категорий, однако и школьники имеют право на сопровождение сотрудников службы.  

В группе работников ЦОМПа, вместе с которой я проведу это утро, больше женщин, чем мужчин. Однако они наперебой уверяют: это совпадение, и никаких гендерных правил по поводу того, кто должен сопровождать детей, не существует.
 

Другое дело, если предстоит перевозить маму с коляской: на такие вызовы обычно отправляют мужчин, им все-таки легче на руках занести транспортное средство вверх по лестнице на переходе.

За пять минут до назначенного времени начальник участка Виктория Черкасова-Московская (она руководит группой)  проводит инструктаж для сотрудников. Это обязательная процедура перед каждой поездкой. Со стороны можно решить, будто сомкнувшиеся в круг сотрудники ЦОМП – спецагенты, готовящиеся к выполнению сверхсекретной миссии.

- Значит, так. Детей сегодня едет сорок человек. Это много, так что поделим их на двадцатки. Кто у нас сегодня замыкающий?

- Я! – поднимает руку высокая брюнетка.

- Хорошо. Переходить  на «салатовую» будем на Курской. Утро, пассажиропоток повышенный — в общем, будьте внимательны. Перед эскалатором – помните? – выстраиваем их в ряд по одному. Никого лишнего между детьми не пропускаем, встаем в одну линию с ними, следим, чтоб не бегали.

 

Начальник участка Виктория Черкасова-Московская инструктирует сотрудников 

У закрытого входа в метро трудно не заметить группу детей, все как один - в розовых шейных платках. Отправляемся к ним.

Виктория строит юных путешественников парами. В руках у нее – зонт, как у экскурсовода.

- Если я поворачиваюсь к вам лицом и поднимаю обе руки вверх – вы останавливаетесь.– инструктирует она группу, сопровождая слова жестами. - Если вот так делаю – Виктория поворачивается спиной и указывает зонтиком налево – поворачиваем налево. Вот так – направо.

 

Условные знаки такие простые, что запомнит даже ребенок Ее движения напоминают о «морской» азбуке, только вместо флажков – красный зонт, а вместо моряцкой формы – желтая манишка.  

Сотрудники ЦОМП не спускают глаз со своих подопечных. Однако на тот случай, если кто-то из детей все-таки потеряется, предусмотрен «раздаточный материал»: квадратики бумаги с номером дежурного сотрудника Центра. Детям выдают такие памятки и объясняют: если отстал от группы, надо подойти к дежурному по станции или сотруднику полиции и предъявить этот «документ» — и тебе обязательно помогут.

Виктория проверяет, запомнили ли дети условные сигналы и получили ли они карточки, и мы выдвигаемся в сторону подземки.

 

И карты в руки!

 

- Сорок человек – это еще ничего, - говорит Виктория.  - Вот вчера мы вообще сто детей перевозили одновременно!

Выясняется, что сегодня сотрудники ЦОМП сопровождают детей из того же учебного учреждения, что и днем раньше. Настасья Плющенкова, старшая вожатая летней общеобразовательной смены школы 1352, работающей в рамках городской программы «Московская смена», рассказывает:

- Мы уже не в первый раз пользуемся услугами Центра, и очень довольны. Сегодня дети едут в парк «Люблино» на экскурсию. Вчера мы ездили в несколько разных парков, все прошло отлично, никто не потерялся. Думаю, будем еще обращаться.

Поезд приближается. Сотрудники ЦОМП каким-то незаметным и очень четким движением разделяют детей на две «двадцатки».

Быстро заходим в вагон с одной из групп. Виктория обращается к пассажирам, которые уже расположились на сидениях:

- Здравствуйте, мы перевозим детей и будем вам очень благодарны, если вы пересядете с этих лавочек. Дальше в вагоне есть свободные места.

Люди встают и спокойно освобождают пространство для детей. Те рассаживаются, и поезд трогается. По дороге школьники весело болтают — друг с другом и с сотрудницами Центра. Только один мальчик не участвует в беседе, он занят игрой на мобильном телефоне. Виктория замечает:

- Мы заранее всех предупреждаем: сотрудники нашей службы несут ответственность за детей, но не за их имущество. Так что за мобильными и рюкзаками следить, конечно, не будем. Тем более, если перевозим большую группу.    

 

Сотрудники ЦОМП действуют слаженно, четко и очень быстро

Спрашиваю Викторию, не устает ли она — все-таки постоянная ответственность. Говорит,  дело привычное. Раньше Виктория работала в органах соцзащиты, занималась трудными подростками. Потом узнала о наборе сотрудников в новую службу при подземке — и решила попробовать свои силы здесь. Понравилось — и осталась. А больше всего нравится, что коллектив хороший.

Коллектив меж тем снова на низком старте: скоро выходить. Я волнуюсь: успеют ли все ребята выйти из вагона?

На подъезде к «Курской» Виктория обращается к пассажирам, стоящим около дверей:

- Граждане, дети сейчас выходить будут, не могли бы вы воспользоваться другими дверями?

Двое подростков делают вид, что не слышали просьбы. Мрачный мужчина в сером плаще что-то бурчит под нос и тоже не двигается с места. И только молодая пара послушно передвигается дальше по вагону.

Детей буквально передают с рук на руки

Сотрудники Центра, видимо, привыкли к тому, что аргумент «это же дети» - не универсальный. Они не спорят и не скандалят, просто продолжают делать свою работу. Люди в лимонно-желтых жилетках с невозмутимыми лицами выстраиваются в живую линию на выходе из вагона и буквально с рук на руки передают друг другу младшеклашек, когда двери открываются на «Курской».

Выданные перед поездкой карточки лежат в карманах детских курток: видимо, сегодня они уже никому не понадобятся.

 

Спокойно, Сема, я Никита!

Отправляюсь на станцию метро «Сходненская». Вместе с сотрудниками ЦОМПа Никитой Житомирским и Иваном Патаниным  мы встречаем на улице следующих «клиентов»: москвичку Александру, которая  везет двухлетнего сына Семена на обследование в больницу. Путь предстоит неблизкий: от «Сходненской» надо добраться до «Калужской».

Никита Житомирский (слева) и Иван Патанин умеют обращаться с колясками и пассажирами любой сложности

Прижимая к сердцу игрушечный пластиковый автобус, человек в коляске хмурится и смотрит на нас недоверчиво. Семен сегодня пропустил дневной сон, и настроение у него в связи с этим лирическое.

Иван и Никита привычным слаженным движением подхватывают коляску с двух сторон и несут ее вниз по лестнице.Минуем турникеты, проходим на станцию и садимся в поезд. Час пик миновал, потому людей в вагоне немного. Семен внимательно разглядывает своих сегодняшних компаньонов и наконец начинает улыбаться.

 

Тяжелую коляску вдвоем спускать гораздо проще 

Я спрашиваю Александру, откуда она знает о ЦОМП. Женщина улыбается: ее муж работает в полиции на метрополитене, однако совсем не он, а всемогущий интернет рассказал ей, что в подземке есть такая служба. Теперь ее сотрудники регулярно помогают молодой маме во время поездок.

Семен вместе с коляской весит около 35 килограммов, поясняет Александра. Без помощи не обойтись на станциях с эскалаторами: спускаться вниз, держа коляску практически на весу, сложно и страшно.

Но есть и другая причина, по которой мама с сыном пользуются бесплатной услугой метрополитена:

– Когда я Семену сказала, что мы в больницу едем, он начал волноваться и спросил: «А дяди будут?», - говорит Александра.  Я сказала, что да, будут – так он  сразу успокоился. Если бы не они, сын бы сейчас плакал и капризничал. Семену нравится ездить в компании.

«Дяди» смущенно улыбаются.

 

Семен доволен: ему нравится компания Никиты и Ивана

Никита Житомирский по образованию – учитель обществоведения. Закончил один из областных педагогических институтов.

Вообще на работу в Центр берут людей с высшим и средним образованием в области психологии, педагогики, медицины или социальной работы. Важную роль играет и наличие опыта работы по профессии.

До того, как стать сотрудником ЦОМПа, Никита работал администратором в ночном клубе. На вопрос, почему так резко сменил сферу деятельности, отвечает коротко:

- Здесь стабильность. А еще график удобный.

Рассказываю Никите о том, как во время поездки с его коллегами и группой школьников видела людей, которые без видимой причины отказывали сотрудникам ЦОМП и о том, как меня это потрясло и возмутило. Никита говорит:

- Все люди разные. Я стараюсь просто не обращать внимания. Так спокойнее…

И Никита, и его коллеги регулярно посещают разные семинары и мастер-классы. В том числе — курсы по культуре общения с пассажирами. Там сотрудники метро отрабатывают различные нештатные ситуации, в первую очередь конфликтные. Глядя на его непроницаемое лицо, прихожу к выводу, что мой собеседник явно закончил эти курсы с отличием.

 

Спокойствие - одно из важнейших качеств сотрудников ЦОМП 

Прощаясь с моими сегодняшними компаньонами, думаю: таким людям, как Иван и Никита, можно доверить и одного ребенка, и целый класс. Помогут, не дадут потеряться, возьмут на себя часть ваших забот. Нужно только оставить заявку.

 

О Центре обеспечения мобильности пассажиров при Московском метро

Центр начал работать в октябре 2013 года, и с тех пор его услугами воспользовались около 500 тысяч человек. Сотрудники службы дежурят на станциях, помогая пассажирам с маленькими детьми и тем, кто имеет сложности с передвижением, спускаться к платформам, преодолевать переходы.

 

Как получить услугу 

Если вы хотите, чтобы сотрудники службы сопровождали вас на протяжении всей поездки, нужно подать заявку на сопровождение заранее. Сделать это можно по телефону 8 (495) 622-73-41.

  • Автор: Мария Лаврентьева
  • Фото: Мария Лаврентьева

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

:)