Стоит ли лечиться по интернету: мнение юриста

Назад
Мама и ребенок у компьютера
- {{rating.rating | number}} +

Онлайн-консультации медицинских сотрудников с каждым днем приобретают все большую популярность. Получить медицинскую помощь сегодня можно не выходя из комнаты и даже не вызывая врача на дом. Сайты медицинской тематики пестрят предложениями по дистанционному оказанию врачебной помощи в самых различных областях; при необходимости можно попасть на интернет-прием к стоматологу, гинекологу, педиатру, специалисту по эстетической медицине…

Новейшая врачебная отрасль, процветающая в виртуальном пространстве, получила название телемедицины. Может ли «невидимый целитель» по ту сторону экрана компьютера или планшета заменить реальный визит в поликлинику, Krokha.RU рассказала юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист» Наталья Кокуйкина.

Механизм оказания услуг телемедицины обычно представляет собой следующую схему. Человек определяет проблемную область, в которой ему необходима помощь врача, затем оплачивает виртуальный визит с помощью банковской карты или распространенных сервисов электронных платежей, после чего получает онлайн-консультацию от медицинского сотрудника. Однако получить консультацию можно и безвозмездно – некоторые специализированные предложения для смартфонов готовы отвечать на ваши вопросы о здоровье бесплатно в течение какого-то тестового времени, например, суток с момента установки. Однако если вы захотите выслать медицинскому сотруднику результаты анализов, чтобы узнать его независимое мнение, все же придется оформить платную подписку.
 

 

          Наталья
Кокуйкина


Конечно, дистанционная форма получения медицинских услуг выглядит очень удобной, особенно в сезоны вирусных заболеваний. Телемедицина привлекает молодых мам, которым совсем не хочется сидеть в очереди в районной поликлинике, с приходом холодов традиционно превращающейся в рассадник вирусов. Но насколько телемедицина безопасна? Защищены ли с юридической точки зрения пациенты, которых врачи консультируют удаленно? Если потребитель услуги остался недоволен качеством оказанной помощи, может ли она обратиться в суд за восстановлением справедливости? 

С одной стороны идея «приложить больное место к экрану» не нова – телемедицина широко распространена в США и странах Европы. Однако, прибегая к подобным услугам в нашей стране, следует знать, что в России, в отличие от зарубежья, пока нет законодательной базы, регулирующей эту область, как нет и единых контролируемых стандартов телемедицины.

Сегодня проект закона об оказании виртуальных медицинских услуг находится в разработке. И уже успел породить огромное количество споров относительно своего будущего содержания. Некоторые интернет-сайты, предоставляющие услуги телемедицины, тем не менее, предлагают на ознакомление потенциальному пациенту договор на оказание услуг, который содержит в себе пункт о публичной оферте.

Проще говоря, оставляя заявку на сайте, осуществляя заказ на медицинскую консультацию по IP-телефонии или электронной почте и оплачивая услугу (то есть фактически выражая согласие на ее получение) пациент однозначно и бесповоротно соглашается и с условиями предложенного ему договора и должен их придерживаться - если они, конечно, не противоречат прямо законам Российской Федерации.

Но что делать, если вам не понравилось, как вас лечил виртуальный доктор?

Вопрос качества услуг — один из самых сложных для правоприменительной деятельности. В нашей стране не разработана единая формула по оценке качества оказания медицинских услуг, поэтому, к сожалению, суд, в который вы решите обратиться, вероятнее всего будет на стороне представителей телемедицины, если медработник и медорганизация в целом проводили все необходимые врачебные манипуляции, предусмотренные договором, и было предписано некое лечение. Следует предупредить - у судов нет достаточного опыта разбирательства подобных дел, и, соответственно, внятного правового представления о том, как должен работать «врач из компьютера».

Наталья
  Кокуйкина  

Здоровье — это основная жизненная ценность, тем более если речь о здоровье ребенка. Поэтому, если у вас возникла необходимость обратиться к врачу, то лучше не экспериментировать, а сделать это по старинке, в режиме оффлайн. То есть пойти в поликлинику или вызвать врача на дом.

Если вы все же – на свой страх и риск - решили воспользоваться удаленной консультацией медицинского сотрудника, воспользуйтесь следующим алгоритмом действий.

  • Внимательно изучите сайт той компании, куда планируете обратиться. Там должны быть конкретно и полно представлены все сотрудники медучреждения. Если организации нечего скрывать, то она выложит в свободный доступ имена врачей, их фото, сертификаты, подтверждающие квалификацию (их изучите с особым пристрастием). 
     
  • Выберите тот вариант связи с медицинским сотрудником, при котором вы будете видеть специалиста, это может быть, к примеру, видеозвонок. В этом случае не возникнет сомнений, что с вами общается именно тот врач, информацию о котором вы изучили.
     
  • Наконец, следует понимать, что обращаться за онлайн-помощью стоит в случаях, когда вы хотите проверить диагноз или, к примеру, уточнить тактику лечения. Если же вопрос более серьезный, и вы обращаетесь по нему к специалисту впервые, то лучше, опять же, придерживаться традиционных методов диагностики и лечения.
     
  • Автор: Наталья Кокуйкина

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Лично я считаю, что нет ничего лучше похода к поликлинику к врачу. Невозможно поставить точный диагноз, находясь на приличном удалении от пациента и не видя всей картины происходящего.

бывают и в интернете полезные советы, основанные на жизненном опыте.

лечить что то серьезное конечно не стоит. Но обзор заболевания очень полезно узнать, а это лучше всего сделать в интернете.