Развитие способностей ребенка и раскрытие таланта

Назад
Развитие способностей ребенка и раскрытие таланта
- {{rating.rating | number}} +

Все родители мечтают, чтобы у их ребенка раскрылись способности к чему-либо и проявился талант. Но как посодействовать этому? О том, какую помощь детям для обнаружения и развития таланта могут оказать родители, рассказывает психолог Юлия Джумм.

Кто может с уверенностью сказать: «Ваш ребенок талантлив»? В конце концов, что такое талант? С одной стороны, таким ребенком можно гордиться, с другой – будет много лишних стрессов, проблем. А вдруг родители ошибутся и примут за талант то, что талантом не является? Или, напротив, не сумеют разглядеть особую одаренность?

Вспоминаю свое детство. В дошкольном возрасте я считалась способной к рисованию. Что именно я рисовала, не помню, но все восхищались моими рисунками. Вообще-то рисовать я не любила, занималась этим только потому, что еще не умела писать. Тяга к живописи пропала с того момента, как я освоила грамоту. Тогда я поняла: я писательница, а не художница, просто прежде у меня не было другого способа отобразить на бумаге многочисленные сюжеты, возникавшие в голове. Однако все меня считали будущей художницей и, в конце концов, саму заставили поверить в это. Я радовалась, я рисовала, меня окрыляла похвала учителей, руководителей кружков, родственников. Я не хотела рисовать, но что я могла поделать, если все так восхищались... Приходилось садиться за работу. Лишь позже, лет в двенадцать, когда я увидела рисунки действительно одаренных детей, я поняла, что никакого таланта у меня нет и не было. И с этого момента рисовать прекратила. Но я благодарна тем, кто меня хвалил. Пусть это оказалось ошибкой, но все же комплименты украсили мое детство, создали мне много приятных моментов, дали силу творить. Если бы мне сразу сказали: «Таланта нет!», – я бы и не рисовала. Какую же сильную энергию дает похвала!
Сейчас моя дочка учится в музыкальной школе, и перед нами встает все тот же вопрос: есть у нее талант или нет? Сама девочка абсолютно уверена, что талант у нее есть, и собирается в консерваторию. Эта идея озаряет ее жизнь, дает силы для упорной работы.

Вдохновение пугливо

Творческие способности ребенка оценить трудно. Единственная возможность выявить эти способности – дать ему задание что-то нарисовать, спеть, сыграть на пианино. Однако такое очень конкретное задание может его совершенно не вдохновить – скорее всего, он выполнит его весьма посредственно, а после пойдет домой и там-то уж развернется! В привычной обстановке ребенок нарисует то, что сам захочет, споет то, что внезапно пришло в голову, выгонит всех из комнаты и начнет играть на пианино сам для себя, чтобы никто не был свидетелем его самых сокровенных чувств, выражаемых в музыке. И будет он это делать тогда, когда к нему придет вдохновение, а не в кабинете в заранее назначенный час.

Следует оценивать не столько уровень развития ребенка, сколько его интерес, его желание двигаться вперед.

Способности достаются ребенку не только от природы, их можно и нужно развивать. Современные исследования доказывают: для нормального функционирования мозга необходимы полиненасыщенные жирные кислоты – омега-3. Именно они с первых дней жизни ребенка стимулируют развитие его умственных способностей, в более старшем возрасте омега-3 влияет на познавательную активность детей, концентрацию внимания, работоспособность. Эти жиры называют незаменимыми для жизни, потому что они не вырабатываются организмом самостоятельно и обязательно должны поступать с пищей. На Западе эти жиры добавляют в продукты питания. Но самый ценный их источник – рыбий жир. Кроме омега-3, он содержит витамины А и D, которые необходимы детям для нормального развития. Рыбий жир – отличное средство для укрепления иммунитета, профилактики рахита, аллергических и других заболеваний. Вырабатывают его из печени тресковых и лососевых пород рыб, наиболее богатых омега-3.


Без труда ничего не бывает

Если есть способности, а желания заниматься данным видом творчества нет, нет и перспективы. Напротив, если есть желание заниматься, но, увы, нет таланта – это более благоприятная ситуация. Человек, который очень сильно чего-то хочет и готов трудиться, сможет преодолеть любые препятствия. И, что удивительно, желание и интерес могут быть созданы внушением со стороны взрослых: «У тебя талант!», «Делай это, и все будут тобой восхищаться!» Талант внушается. Срабатывает «эффект клейма»: когда ребенку все многократно повторяют, что он талантлив, ему ничего не остается, как стать таким.

Но, к сожалению, чаще встречается обратная ситуация: ребенку многократно твердят, что он бездарный, что бы не зазнавался, и он сам начинает в это верить. Он не видит смысла трудиться, если его убедили, что у него нет шанса достичь высокого результата.

Взрослые очень любят слово «невозможно». Они предостерегают детей: «Невозможно стать художником, невозможно стать музыкантом, невозможно стать писателем». Чтобы дети не обнадеживались и чтобы их впоследствии не постигло разочарование. И дети на определенном этапе могут сами запрещать себе заниматься творчеством. «Я не способен, я не имею права», – думают они, подавляя в себе случайно возникающее вдохновение, мечту обрести творческую профессию. Во времена моей юности многие родители делали все для того, чтобы их ребенок пошел «в инженеры» – да что и говорить, порой детей просто «загоняли» в технические вузы! Утверждалось, что только это настоящая профессия, а все попытки заняться музыкой, рисованием, а уж тем более художественным словом, должны остаться на уровне хобби.

Нынче родители загоняют своих чад «в экономисты» и «в юристы»: забудь об искусстве, о полете вдохновения, опустись на землю – посвяти свою жизнь тому, чтобы зарабатывать как можно больше денег! Будь как все! Однако есть и родители, которые не мешают своим детям заниматься творчеством и всячески поддерживают их. Так кто же прав?

Как понять, что у ребенка есть талант?

Предоставьте ребенку свободный выбор занятий. Наблюдая за ним, вы заметите, к чему у него есть склонности. Например, обратите внимание, как он реагирует на звучащую в комнате музыку. Есть ли у него желание потанцевать или попеть? Хорошо ли он улавливает ритм? Тянется ли он к пианино или к детским музыкальным инструментам?
Видя, что ребенок имеет склонности к той или иной деятельности, нужно записать его в кружок и посмотреть, как пойдут дела. Возможно, он будет проявлять успехи, а может, окажется хуже других детей. В последнем случае родители не должны сильно огорчаться и ругать ребенка. Пусть он дальше ищет себя! И даже если таланта нет, а занятие в кружке нравится, следует продолжать заниматься. Иногда талант проявляется позже.

Постарайтесь сделать все, что в ваших силах, чтобы выявить, к чему лежит душа ребенка. Если же у него обнаружится талант, целенаправленно развивайте этот бесценный дар!

 

Как развивать талант?

Прежде всего, нужно обеспечить ребенку возможность заниматься творчеством, а именно – купить необходимые вещи, записать в нужный кружок, нанять преподавателя.

Но кроме этого, нужно также дать ребенку свободное время для личного творчества. Нельзя весь его день загружать занятиями по программе, навязанной извне. Талантливый ребенок придумывает что-то свое, ему хочется это осуществить, а родители возмущаются: «Учи то, что задано! Через час придет преподаватель!» Такое насилие может загубить талант на корню.

Право на талант

Нельзя сказать, что дети родителей, уважающих их выбор, объективно талантливее других, просто они считают себя вправе заниматься искусством. Поэтому активно поощряйте все начинания своих детей, ведь заниматься творчеством – это большое счастье. Не пугайте ребенка, что талант – это удел избранных, к которым он никакого отношения не имеет. Не внушайте ему комплекс второстепенности. Может, ребенок этим правом и не воспользуется, но пусть оно у него будет! Чтобы помочь ребенку добиться успехов, вам нужно отбро сить все сомнения. Верьте в ребенка, любите его и поддерживайте – несмотря ни на что.

Это иллюзия, что творческие люди нигде не требуются, что ребенок должен с младенчества мечтать о профессии бухгалтера или менеджера. Посмотрите вокруг: вот упаковки продуктов, дизайн каждой упаковки создавал весьма талантливый человек. Произведением искусства сейчас является все: и баночка кофе, и коробка стирального порошка, и свадебное платье, и компьютерная программа. Вот телевизор. Там множество передач, рекламных роликов, которые тоже создают творческие люди. Нужны и композиторы, и режиссеры. А сколько вокруг журналов и газет, где постоянно требуются статьи, рисунки, фотографии!

Талант – это замечательный дар, и пусть ребенок развивает его в себе, пусть обладает этим правом – быть талантливым! Только это должно быть не обязанностью, а именно правом. Если у него нет склонности к творчеству, если он чувствует, что это не его судьба, он имеет также право быть не талантливым, и никто не должен его за это осуждать.


Творческий кризис у ребенка

У ребенка, как и у взрослого, бывают творческие кризисы. В это время родители должны быть очень осторожны. Возможно, на некоторое время придется прервать занятия, чтобы ребенок отдохнул. Если заставлять ребенка заниматься силой, кризис может только усугубиться, и в конце концов, ребенок бросит ненавистную музыкальную школу (студию, кружок) или начнет постоянно болеть, сам призывая к себе болезни. Его отношения с родителями тоже будут испорчены. Поэтому важно помнить о цели: ребенок занимается для себя, для своего развития и удовольствия, а занятия из-под палки ничего не дают.

Иногда творческий кризис означает конец занятий. Ребенок вдруг понял, что он достиг максимума в этом творчестве, дальше ему не интересно и хочется переключиться на что-то еще. Это его право! Ведь заставляя его заниматься чем-то одним, мы лишаем его возможности развивать другие способности.

А если таланта нет?

К сожалению, часто родители всего лишь воображают, что у ребенка талант, им хочется выдать желаемое за действительное. Поэтому самим родителям не следует судить о таланте ребенка, сделать это может лишь посторонний человек, лучше – специалист.

Стоит ли что-то предпринимать, если стало ясно, что у ребенка нет таланта в данной области. Как об этом сказать самому ребенку? Ничего говорить не нужно. Он хочет заниматься? Если да, то пусть занимается. Ведь избранное дело не обязательно должно привести его в профессию, важно, чтобы он получал удовольствие. Талант состоит не только из задатков, но и из трудолюбия. Возможно, недостающие способности ребенок компенсирует упорным трудом. Например, бывают дети вообще без музыкального слуха, но мечтающие петь. И они этот слух развивают!

Талантливые люди талантливы во всем – как определить приоритеты, если ребенок талантлив в разных областях?

Пока ребенок маленький, пусть он занимается всем сразу, ведь это еще не профессия! Пусть ходит в два кружка, или год – в один кружок, а на следующий год – в другой. К тому же, есть кружки, сочетающие несколько видов искусства. Например, кружок эстрадного пения: там поют, танцуют, изучают актерское мастерство. Когда речь пойдет о выборе профессии, например, поступлении либо в балетную школу, либо в цирковое училище, ребенок должен сам принять решение. Пусть какое-то занятие будет основным, а другие останутся на уровне хобби. Нельзя ребенка ни в чем ограничивать, ведь никто не знает, что ему во взрослом возрасте понадобится, каким из своих талантов он будет зарабатывать на жизнь.

  • Автор: Юлия Джумм
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

6 комментариев к записи

Спасибо за полезную информацию

интересно. но только иногда родители правы - не всем удается зарабатывать творчеством. Мой муж музыкант. Родители поощряли его тягу (он сам в 5лет попросился муз.школу и никогда его не заставляли), он закончил школу музыкальную с красным дипломом и уже много лет состоит в известной в нашем городе муз.группе. продвинуться им на большую сцену не получается (разносторонние песни, не подпадают под один формат). ему предлагали поступить в консерваторию после школы (или какой-то муз.институт - я не понимаю в этом), но это так и осталось хобби. он пошел на юриста. прекрасно окончил ВУЗ. работает на хорошей работе и ему она нравится!, ждет повышения в ближайшее время. Но музыка так и останется хобби! и он расстраивается лишь из-за того, что в таком темпе жизни не удается посвятить времени музыке столько сколько он хочет, но сам он понимает, что зарабатывать этим на жизнь он бы не мог. Он рад, что сын, глядя на него, тянется к синтезатору, гитаре и очень артистично подражает ему :) но выйдет

Ваш пример очень показетлен, как средне статистический случай... НО зарабатывать музыкой, имея за плечами только муз.школу - это смешно, поверьте мне, как человеку, прошедшему муз. школу... это только азы... и если на этом строить дальнейшую жизнь, то нужно быть либо суперрр талантливым, либо "поймать волну".... Поэтому в противовес хочу привети 2 примера: 1). моя мама - закончила муз. школу, поступила в муз. училище, выйдя из него стала преподавателем фортепиано в музыкальной школе. Затем, поняв, что хочет развиваться послупила в университет культуры и искусств и получила диплом "менеджера по организации досуговой деятельности"... что-то типа того, благодаря чему стала Зам.директора престижной гимназии по воспитательной работе!

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 2). Ее однокурсник, после училища пошел в духовой коллектив, который выиграл какой-то конкурс, получил гранд на стажировку где-то в Прибалтике... Сейчас он арт-директор и сам выступает со своим коллективом иногда в крутом московском ресторане на Лубянке... называть не стану, чтобы не расценили как рекламу! ;) Дело, как мне кажется не в стремлениях ребенка, а в том насколько он может добиться в последствии успеха, готов ли он через тернии идти до конца в том направлении, которое выбрал... а реализоваться можно и в творческой профессии, но нужно много работать, чтобы выделиться среди тысяч таких же как ты!!! Хотя, и для души заниматься чем-то тоже надо! А я, например, после муз. школы села за фоно дважды, я уже классе в 3 поняла, что не буду этим заниматься, и просто доучилась, при этом самореализовываясь в другой сфере! ;)

А если по теме статьи, то мое мнение - талантлив любой ребенок, но помочь раскрыть в нем заложенное природой - задача родителей! Благо сейчас куча способов это сделать: развивающие центры, программы, игры и игрушки... Просто нужно внимательно прислушиваться к малышу... Однако, здесь есть скользкий момент, так же малыш с раннего возраста должен понимать, что начатое дело нужно доводить до какого-то логического конца! Тогда в будущем он будет успешен и разносторонне развит!!! ))

Комментарий удален