Совмещаем покупку продуктов и обучение ребенка

Назад
Совмещаем покупку продуктов и обучение ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Покупка продуктов – дело рутинное. Но если рядом с вами находится ваш малыш, то поход по магазинам может стать увлекательно-воспитательным занятием. Узнаем, как в супермаркете можно заниматься обучением ребенка и развитием его способностей?

Обычная история...

Нам, как птицам, хлопочущим о строительстве гнезда и птенцах, приходится постоянно пополнять продовольственные запасы. А значит – ходить в магазин. Счастливы те, кому удается переложить эту заботу на плечи мужа. Но если такой возможности нет, и мы идем в магазин с ребенком?

Как часто можно наблюдать нерадостную картину: мама нервно склоняется к прилавку, пытаясь вспомнить, все ли необходимое она купила, а ребенок, измученный скукой и непричастностью к взрослым заботам, пытается ее отвлечь, утащить прочь или, того хуже, выклянчить под шумок очередное восхваляемое по телевизору лакомство. И его легко понять. Представьте, что муж, собравшись с вами в долгожданный выходной на прогулку, вдруг сворачивает в магазин автозапчастей или компьютерной техники. Там, будто забыв о вас, он на неопределенное время погружается в обсуждение сравнительных достоинств масляных фильтров или новейших видеокарт, советуется с продавцом или по телефону с приятелем... Вы ощущаете себя лишней на этом «празднике покупателя»…

Составляем план

Можно ли превратить хозяйственное «мероприятие» в веселое приключение, приносящее ребенку радость и новые знания о мире? Конечно, – надо лишь захотеть. И решить для себя, что вам предстоит интересное, нужное и – обязательно – общее дело!

При правильном подходе для ребенка поход в магазин станет уроком формирования ответственности (одна из самых сложных задач семейной педагогики).

Чтобы в магазине не тратить время на обдумывание, что именно купить, дома необходимо найти несколько минут – написать список требующихся продуктов. На завершающем этапе, когда вы сами для себя уже примерно определили, что и в каком количестве нужно, обратитесь за консультацией к «ответственному эксперту по продовольствию» – попросите малыша подумать, что добавить к списку. Пусть он хозяйским глазом осмотрит имеющиеся в наличии продукты и внесет свои предложения – даже если они будут не совсем рациональны. И, конечно, это подходящий момент для обсуждения «сладких грез» – определите вместе, каким именно лакомством вы на этот раз согласны порадовать чадо, и твердо договоритесь, что в магазине он не начнет выпрашивать ничего другого.


Узнаем окружающий мир

О чем можно говорить и думать в магазине, совершая покупки по заранее составленному списку? Как ни странно, полки с продуктами могут стать отличным наглядным пособием для постижения окружающего мира. Самым маленьким они помогут изучать цвета и формы. Договоритесь, например, что сегодня у вас «красный» или «круглый» день – и ищите все красное или круглое. О найденных предметах и картинках расскажите малышу что-нибудь увлекательное. Вы будете удивлены тому, насколько эта игра способствует развитию наблюдательности и любознательности – не только ребенка, но и вашей собственной! Ведь, занятые повседневными хлопотами, мы совершенно отвыкли обращать внимание на разнообразие красок и форм окружающих нас предметов – выхватываем взглядом только то, что необходимо для решения текущих задач, остальное остается «за кадром». А дети становятся для нас проводниками в мир непосредственного восприятия, дают возможность посмотреть вокруг свежим взглядом, найти удивительное в привычном, уникальное в примелькавшемся.

Найти знакомые буквы на упаковке – задача интересная и не слишком сложная.

Азбука вкуса

Если малышу уже знакомы какие-то буквы – поищите их вместе на этикетках и ценниках. Не стоит непременно стараться, чтобы ребенок, осваивающий азы чтения, сумел прочитать надпись целиком, – иначе ваше приключение грозит обернуться скучным уроком. Обратите внимание малыша на то, что буквы могут выглядеть по-разному, помогите узнать их в непривычном начертании. А дома, если ребенок захочет поиграть «в магазин», предложите юному дизайнеру создать самостоятельно яркие этикетки для «товаров» – пусть с вашей помощью он изобразит на них знакомые символы.

Можно предложить малышу, стоя перед полкой с большим количеством выставленных товаров, быстро найти, к примеру, три предмета, начинающихся на определенную букву или объединенных каким-либо другим признаком. Конечно, предварительно стоит самой оглядеть полки и убедиться, что предлагаемая задача имеет решение. Поупражняйте способность классифицировать продукты, например, заглянув в холодильник с морожеными овощами и фруктами.


Экскурс в историю

Детям постарше можно рассказать об истории того или иного продукта или растения. Наверняка ребенка поразит рассказ о том, как любимую всеми картошку крестьяне в прошлые века не только не хотели выращивать и есть, но и просто боялись, называли «чертовым яблоком», уверяя, что если посадить это «яблоко» в землю, то земля станет неплодородной; о том, как цари принуждали крестьян выращивать ненавистный овощ, а мужики встречали представителей властей кольями и вилами. Целые области были охвачены «картофельным бунтом», и многие бунтовщики оказались на каторге за нежелание «осквернять» свою землю, сажая растение, без которого мы сейчас не представляем себе ежедневного стола.

А если эта история кажется вам слишком мрачной для детского восприятия, расскажите о французской королеве Марии-Антуанетте, которая поразила придворных, появившись на балу в платье, украшенном невиданными живыми цветами. Цветы, вызвавшие всеобщее восхищение, принес королеве бывший аптекарь Пармантье, ставший агрономом. Он мечтал расселить по всей Франции новое растение, которое могло бы заменить голодающему народу хлеб. Однако королева, отдавшая дань новому украшению для бального платья, не пожелала задумываться о необходимости выращивания картофеля в стране. «Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные», – сказала она.

Занимательная история есть почти у каждого растения из тех, что мы постоянно видим на своем столе. Если ребенку интересны такие рассказы, вашими постоянными помощниками станут многочисленные детские энциклопедии и книги, рассказывающие об истории культурных растений (и не только) – при пересказе вы всегда сможете облечь эти сведения в форму, которая доступна для понимания в определенном возрасте.

Это, братцы, мне по силе!

Донести сумки, разумеется, – тоже общее дело. Разве справедливо маме тащить все одной, когда у нее есть такой замечательный помощник?! Упаковывая покупки, выделите ребенку (особенно мальчику) отдельный пакет, в котором будет лежать посильный груз. Можно захватить из дому маленький рюкзачок – обычный полиэтиленовый пакет малышу придется слишком высоко поднимать, чтобы он не волочился по земле. Не забудьте отметить важность этой помощи, скажите ребенку, что без его участия вам было бы гораздо тяжелее. Пусть мальчик почувствует себя рыцарем, а девочка – маминой соратницей в домашних делах.
Дома, когда будете разбирать покупки, ребенок тоже не должен оставаться в стороне. Ведь у каждого продукта – свои условия хранения, свое место в холодильнике или в шкафу. Вся эта информация тоже необходима будущему хозяину.
Ощущение ответственности за все, что нас окружает, которого так не хватает сейчас многим взрослым, формируется в юном возрасте именно из таких «мелочей», когда малыш вместе с мамой принимает посильное участие во всех доступных ему процессах.

Отметить удачное завершение «продуктовой эпопеи» можно чаепитием с только что купленным печеньем или каким-то иным образом. Главное, чтобы у вас и у ребенка от походов в магазины оставалось ощущение не скуки и рутины, а приятного и полезного совместного действия, в котором всегда есть место творчеству.

Школа общения

Если магазин не является магазином самообслуживания, вы можете использовать этот визит для развития социальных навыков ребенка: предложите ему обратиться к продавцу и назвать нужный продукт. Научите его формулам вежливости: «Будьте добры…», «Будьте любезны…» – или хотя бы обыкновенному «пожалуйста». Конечно, вы должны быть рядом, и в случае необходимости помочь малышу (не все продавцы, занятые делом или собственными мыслями, готовы уделить внимание маленькому покупателю), повторив громче или отчетливее его заказ. Впрочем, если ребенок стесняется незнакомых людей, настаивать не стоит.
Но успешные опыты помогут ему уверенно чувствовать себя в дальнейшем, когда он подрастет для того, чтобы суметь осуществить самостоятельные покупки.

  • Автор: Ольга Тарасова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться