Как понять, о чем «говорит» малыш до 2 лет

Назад
Как понять, о чем «говорит» малыш до 2 лет
- {{rating.rating | number}} +

Период с рождения до года принято называть доречевым, так как в это время способность разговаривать и общаться только формируется, артикуляционный аппарат – ротовая полость, язык, зубы, гортань, глотка – только развивается. Но желание быть услышанным, «рассказать» о своем состоянии, установить контакт с мамой есть даже у новорожденных. Главное – слушать своего малыша и помогать ему от звука переходить к слогу, от слога – к слову. Ведь он так старается!

0-3 месяца

Период младенческих криков

Крики выражают различные функциональные состояния, прежде всего – дискомфортные. В них преобладают звуки: а, о, у, уа, иа (не такие отчетливые, как у взрослых, с носовым оттенком, поэтому они называются гласноподобными). Бывает несколько видов криков: боли, удовольствия, голода, желания спать и т. д. Дети пользуются криком очень долго, даже когда появляются первые слова.

Общение с ребенком

Если малыш кричит, значит, он испытывает дискомфорт. Присмотритесь к малышу, вы заметите: сначала он кричит некоторое время, а потом ждет: придет мама или не придет? Потом он кричит еще громче и снова ждет. Когда его потребности удовлетворяются, у него формируется определенный стереотип поведения. Так ребенок учится общаться с помощью крика.

Занятия

❥ Для начала важно научиться слушать малыша. К 3му месяцу жизни, а иногда и раньше, мама уже может различать
«интонацию» криков. Даже находясь в другой комнате, она может определить, хочет ли малыш есть, спать, или ему просто скучно. Внимательная мама всегда отличит «опасные» крики (когда срочно надо бежать на помощь) от «не опасных» (когда ребенок просто чем-то недоволен).

❥ Важно, чтобы малыша окружали пастельные тона, мягкие звуки, и вместе с тем окружающая его среда должна быть разнообразной. Ведь именно через органы зрения, слуха, осязания в мозг ребенка поступает информация об окружающем мире, а когда она усваивается, у ребенка появляется желание говорить.

❥ Эмоциональноречевое развитие заключается в проговаривании мамой тех звуков, которые малыш уже умеет произносить. Произносите гласные с различной интонацией, с добрым и ласковым выражением лица, чтобы малыш хорошо видел при этом ваш рот. С полутора месяцев добавляйте звуки гуления (гу, гы, агу, агы).

Особенности развития

❥ К концу первого месяца жизни малыш уже способен реагировать на обращение: перестает плакать, оживляется, сосредотачивает свое внимание на взрослом, произносит гласноподобные звуки.

❥ Появляется первая улыбка.

❥ Если ребенок слишком тихий, не требует к себе внимания – это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд. В этом случае обязательно проконсультируйтесь с врачом.

3-6 месяцев

Период гуления

Этот период называют «гуление», «гуканье», «воркование». Гласные больше всего напоминают звук а. Среди согласных чаще всего употребляются г, к, н, то есть получаются звуки типа агу, гы, агы, гэ, кхы. Любопытно, что малыши разных национальностей гулят одинаково.

Общение с ребенком

Появляются новые способы коммуникации. Это и направление взгляда, и выражение лица, и улыбка. Малыш уже не просто гулит, он ждет ответной реакции, то есть пытается построить диалог! И этот диалог надо поддерживать, так как ребенок учится координировать голос и взгляд.

Занятия

❥ Выговаривайте звуки, которые ребенок уже умеет произносить, и начинайте проговаривать простые слоги (ма, па и т. д.), так вы подготовите малыша к следующему этапу его развития – периоду лепета.

❥ Малыш пытается «почувствовать» речь. Для него крайне важны ритмика, интонация, артикуляция различных звуков. Позвольте малышу потрогать ваши губы, когда вы будете ему что-нибудь говорить.

❥ В 3 месяца активно развивается хватательная функция рук. Это очень важный момент. Учите ребенка брать игрушки левой и правой рукой, перекладывать из одной руки в другую, бросать и поднимать их. Эти движения подготавливают руки к развитию мелкой моторики.

❥ Не отказывайтесь от старой традиции петь перед сном колыбельные. Голос мамы способствует более быстрому развитию навыков речи.

❥ Не забывайте также про детские стишки и пестушки. При их каждодневном повторении у ребенка развивается не только речь, но и память. Через некоторое время малыш будет сам поднимать ручки или хлопать в ладоши в нужных местах, а позднее и повторять за вами.

Особенности развития

❥ В 3 месяца при «разговоре» со взрослым малыш оживляется и «гукает». Это является признаком перехода от рефлекторных звуков к коммуникации.

❥ Когда ребенок «поет» свои младенческие песни, он, как правило, смотрит в глаза взрослым. Он ждет общения.

❥ Малыш узнает знакомые голоса и пугается чужих громких голосов.

6-10 месяцев

Период раннего лепета

Ребенок начал бессознательно воспринимать сочетания согласных и гласных звуков еще в период гуления, теперь же они становятся предметом его специальных усилий. Лепечущий ребенок может нагромождать любые звуки, иногда даже не свойственные данному языку. В начале данного периода ребенок произносит одни гласные звуки, близкие к а. Несколько позже появляются другие гласные – о, е, у, и. Еще позже перед гласными появляются согласные звуки – получаются отдельные слоги (ба, ма, та). Сначала слоги слышатся редко, малыш произносит их как будто случайно. Постепенно они встречаются в его речи все чаще, затем начинают повторяться в виде цепочек (ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма). Отличительная особенность лепета – нестабильность высоты и громкости звуков. Такие слоги пока рано считать настоящими словами, так как малыш произносит их для тренировки голосового аппарата и не соотносит с реальными предметами или людьми.

Общение с ребенком

Первые лепетные слоги приобретают смысл благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова. Например, ребенок может произносить слоги ма-ма, не наполняя их смыслом, однако по реакции матери он начинает понимать, что с помощью этих слогов он может позвать маму. И тогда они становятся полноценным словом.

Малыш пытается подражать матери и использует для этого доступные ему звуки и слоги. Появляется «диалог» с мамой.

Занятия

❥ Отвечайте ребенку на его же языке: произносите слоги (га-га, ба-ба, ка-ка), слова, подражающие голосам животных (ме, бе, ко-ко, пи-пи). Постепенно цепочки станут длиннее.

❥ Попросите ребенка повторять за вами отдельные простые слова или слоги, даже если он пока не осознает их смысла. Это отличный способ тренировки артикуляционного аппарата и подготовки к речи.

❥ Называйте членов семьи одними и теми же словами: маму – мамой, папу – папой, ребенка – по имени. Так малыш быстрее разберется в ситуации. Другие слова можно называть «упрощенно» (например, «киса» вместо «кошка», «ляля» вместо «кукла»); с помощью коротких слов малышу будет легче войти в мир взрослых вещей.

❥ Как можно чаще показывайте ребенку те предметы, о которых вы говорите, объясняйте, для чего они нужны, описывайте их. Обычная игрушка «неваляшка» может надолго увлечь ребенка. А мама должна рассказывать, что вот «ляля» спит, а вот «ляля» встает.

❥ Малыши обожают исследовать лица, волосы, одежду взрослых. Терпеливо объясняйте и показывайте ребенку, где нос, глаза, уши, а через некоторое время он сам будет показывать части тела по вашей просьбе.

❥ Старайтесь подкреплять свои слова различными жестами. Например, «дай» – протянуть руку вперед; «до свидания» или «пока» – помахать рукой; «привет» – кивнуть головой. Ребенок будет учиться сначала воспроизводить какойлибо жест, а затем уже повторять слово. Можно обыграть «Игрушки» Агнии Барто: показать, как «бычок качается», как «Таня горько плачет», как мы «полетели над лесами» на самолете.

❥ Развивайте мелкую моторику. Предложите ребенку порисовать пальчиком на запотевшем стекле, в пальчиковом бассейне (т. е. в емкости, наполненной горохом или фасолью).

Особенности развития

❥ В 5–6 месяцев ребенок способен усваивать интонацию. Он «поет», меняя интонацию голоса.

❥ К 6 месяцам у многих детей появляется первый слог ба или ма.

❥ После 8 месяцев у детей появляется указательный жест. Не стыдите его («неприлично показывать пальцем»), а наоборот, всячески поощряйте. Это очень важный момент в развитии, предшествующий появлению первых слов. Ведь перед тем, как называть предметы, надо научиться их показывать.

❥ В возрасте 9–10 месяцев малыш уже знает свое имя и с удовольствием откликается на него. Он также может знать названия многих бытовых предметов, таких как горшок, фартук, кружка, и когда мама называет их, начинает искать их глазами.

10-14 месяцев

Период лепетных псевдослов

❥ В 10–12 месяцев в речи ребенка появляются цепи из слогов с различными согласными (ва-ля, ма-ля, да-ля; па-на, па-па-на, а-ма-на, ба-ба-на и т. п.). Такие цепи иногда называют «рифмованным вздором». Отдельные слоги могут быть выделены по сравнению с другими в одной цепи. Это означает, что ребенок усваивает ударение, характерное для русского языка.

Общение с ребенком

❥ Бытовое общение попрежнему играет большую роль в развитии ребенка. Поощряйте общение малыша с другими членами семьи. Он должен не только слышать мамину речь, но и наблюдать за взаимоотношениями в семье – это пригодится ему в период взросления. Темы для разговора могут быть самыми разными. В этом возрасте дети уже способны поддерживать беседу, если речь идет о знакомых людях и предметах, то есть общение с ними представляет собой диалог в полном смысле этого слова.

Занятия

❥ Именно в этот период слова для ребенка начинают обретать смысл. Называйте все вещи своими именами: не «положим это вот туда», а «положим чашечку в шкаф».

❥ Тренируйте мышцы губ и щек. Купите себе беруши, а малышу – различные игрушечные духовые инструменты (свистульки, губные гармошки, флейты, дудочки). Надувайте мыльные пузыри, только при постоянном контроле взрослых.

❥ Корчить забавные рожицы – тоже очень полезно для тренировки лицевых мышц. Не стесняйтесь гримасничать – высовывать язык, изображать различные эмоции (страх, радость, удивление), подражать животным. Полезно строить гримасы перед зеркалом – так ребенок быстрее научится контролировать движения мышц лица.

❥ Первые слова звукоподражательные. Не бойтесь «младенческих» слов. Малышу намного проще пользоваться такими словами, которые напоминают сам предмет или это действие, хотя бы отдаленно (ав-ав/гав-гав, биби/бибика, бух/бум и т. д.).

❥ Читайте стихи «по ролям»:

Взрослый: Гусигуси.

Малыш: Гагага.

Взрослый: Есть хотите?

Малыш: Дадада.

❥ Для совместного чтения старайтесь выбирать книжки с яркими реалистичными картинками. Так ребенку будет проще познавать окружающий мир и соотносить картинки с предметами (например, глазки у тети на картинке с глазками у мамы). Старайтесь подробно описывать картинки. Например, обсуждая картинку с «кисой», расскажите, что «киска» любит пить молочко и умываться.

Особенности развития

❥ В 10 месяцев малыш уже использует 1–2 «лепетных слова» (слова, напоминающие лепет, но уже имеющие значение, например: «ляля» – кукла, «баба» – бабушка).

❥ Очень важный момент – появление так называемых социальных жестов (например, «до свидания»).

❥ Около года ребенок уже понимает и выполняет простые инструкции («нельзя», «поцелуй маму», «помаши ручкой»).

14-20 месяцев

Период позднего мелодического лепета

Лепет ребенка полутора-двух лет, когда он во время игры подражает поведению и речи взрослых, иногда называют jargon babying («лепетный жаргон»). Со стороны кажется, что ребенок разговаривает, хотя на самом деле он лишь воспроизводит характерные для взрослых интонации, эмоции, ритм.

Занятия

❥ Продолжайте развивать мелкую моторику рук. Можно разложить перед ребенком различные мелкие предметы (игрушки, камушки, фасоль, пуговицы) и поставить перед ним задачу: сложить все в бутылку с узким горлышком. Естественно, во время таких игр вы должны постоянно находиться рядом с малышом и не сводить с него глаз, чтобы он не проглотил или не засунул себе в нос какой-нибудь мелкий предмет.

❥ Лепка и рисование также хорошо развивают мелкую моторику. Учите ребенка мять пластилин, отщипывать от него кусочки, катать шарики и колбаски. Для первых художественных «шедевров» прекрасно подходят пальчиковые краски. В годовалом возрасте достаточно того, чтобы ребенок освоил текстуру красок и бумаги; не требуйте от него сложных сюжетных композиций. Полезно также рвать газету, помогать маме лепить пирожки из теста, перекладывать ложки и т. д.

❥ Многие малыши обожают игры с водой. Предложите ребенку помочь вам «постирать» его вещи. Пока он будет тереть ткань, ему будет обеспечен отличный массаж пальчиков.

❥ Если у малыша есть желание, пусть он застегивает все застежки и липучки на своей одежде сам. Не жалейте на это времени! Сначала, конечно, у него будет получаться далеко не все, зато пальчики станут более ловкими и гибкими.

Особенности развития

❥ После года ребенок способен усваивать звуковой состав слова.

❥ В 1 год ребенок употребляет 3–7 «лепетных» слов (как правило, первые слова состоят из двух одинаковых слогов: ка-ка, ам-ам, ням-ням, би-би, или из одного слога: кх – кошка или все мягкое и пушистое, зя – нельзя, ди – иди, уйди, да – дай/отдай, бах, па – упал и т. д.), способен понимать отдельные слова и соотносить их с конкретными предметами.

❥ Лепет и речь – два совершенно разных периода развития. Когда ребенок переходит к употреблению слов, он начинает как бы с нуля – с очень ограниченного набора звуков. Теперь звуки приобретают функцию, для которой они предназначены в человеческом языке. Поэтому иногда может показаться, что раньше ребенок активно разговаривал (лепетал), а потом перестал говорить вообще.

Заключение

Развитие каждого ребенка индивидуально. Деление на периоды, предложенное здесь, весьма условно. Советуем обращать внимание именно на достижения ребенка, характерные для каждого периода. А неудачи в развитии речи – явление временное. Главное – не опускать руки.

  • Автор: Юлия Петрова
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться