Зачем малышу нужен нейропсихолог

Назад
Зачем малышу нужен нейропсихолог
- {{rating.rating | number}} +

«Детство – это время множества вопросов, возможностей и последствий...» – писал австрийский психолог Альфред Адлер. Не секрет, что черты характера закладываются именно в детстве, а из задатков малыша проявляются его способности.

Чем нейропсихолог отличается от просто психолога

Нейропсихология – наука, изучающая восприятие, внимание, мышление, речь, память, моторику, эмоциональное реагирование и то, как работают отделы головного мозга, отвечающие за эти процессы.

Детский нейропсихолог – это специалист, который поможет выявить и скорректировать причины отставания или неравномерности развития перечисленных выше процессов.

Детский просто психолог помогает разрешить проблемы в поведении, в эмоциональной сфере, в учебе, в общении, опираясь на результаты психодиагностики. На приеме у детского психолога решаются проблемы неуверенности, тревожности, страха, агрессии, отсутствия друзей, конфликты с родителями и т. п.

Нейропсихолог строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными зонами головного мозга.
 

Психолог работает больше с эмоционально-личностными проблемами. Нейропсихолог использует клинический подход – выводы составляются с опорой на функциональные показатели. То есть нейропсихолог пользуется тестами, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга, и потом подбирает коррекционные упражнения. Можно сказать, что психолог общего профиля смотрит НА ребенка, а нейропсихолог смотрит ВНУТРЬ ребенка.

Когда следует обращаться к нейропсихологу

Если ребенок достиг возраста 4 лет:

✽ не определился с ведущей рукой (манипулирует и рисует правой и левой руками, не отдавая предпочтение конкретной руке; постоянно перекладывает карандаш и предметы из руки в руку, как бы в замешательстве, не определившись, как ему удобнее); а также если ребенок – левша;

✽ ему трудно сосредоточиться на каком-либо задании, будь это устная просьба («Принеси мне, пожалуйста, карандаш», «Помой руки») или работа за столом (выполнение хотя бы одного рисунка или дидактического задания), если он невнимателен и неусидчив, после словесной инcтрукции переспрашивает, просит повторить задание, говорит, что «забыл», смотрит по сторонам, постоянно отвлекается;

✽ у него имеются нарушения моторики и координации (должно настораживать то, что ребенку старше 4 лет трудно рисовать, застегивать пуговицы, молнии, лепить, захватывать карандаш, ложку и мелкие предметы, что движения его рук несогласованны, что ему трудно пройти прямо по скамеечке, попрыгать на одной ноге, что его движения неловкие, неуклюжие);

✽ плохо запоминает (не может воспроизвести фрагменты прошедших событий, прочитанных ему сказок, заучивание стихов дается с трудом или не дается совсем, не помнит местоположение бытовых предметов и собственных вещей);

✽ слишком медлительный (чересчур медленно одевается, ест, выполняет задания) – часто это качество наблюдается у ребенка вместе с рассеянностью;

✽ быстро утомляется (спит больше нормы, часто жалуется на усталость, утомляется после короткого задания, может высидеть лишь часть детского спектакля);

✽ чрезмерно активен и импульсивен (у него, кажется, нескончаемый запас энергии, он практически всегда пребывает в движении, часто возмущается и спорит, громко обижается, может бросить какую-либо вещь в порыве эмоций);

✽ психологом и невропатологом ему поставлен диагноз «задержка психического развития» (нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста), то есть ребенок знает и умеет заметно меньше своих сверстников, соображает медленнее, его речь сильно хуже, а навыков меньше.

Если ребенку уже 6 лет, то, кроме вышепе- речисленного, может насторожить, что:

✽ у малыша нарушена схема тела (не может определить правую и левую стороны своего тела, его переднюю и заднюю часть, рисуя человеческую фигуру, искажает размеры
и формы);

✽ у ребенка есть трудности со счетом, письмом, чтением, а занятия с логопедом и педагогами не дают видимых улучшений.

Консультация унейропсихолога поможет также    развеять    многие    сомнения    и страхи родителей. Стоит обратиться:

✽ если у ребенка была черепно-мозговая травма, энцефалит, менингит и пр. проблемы, которые могли повлиять на состояние высших психических функций, и вы хотите понять, как это могло отразиться на ра боте головного мозга ребенка;

✽ когда вы затрудняетесь определить, в каком возрасте лучше отдать ребенка в школу, не уверены, что ребенок готов к школьному обучению, вам не понятно, какая мотивация у ребенка преобладает в настоящий момент – игровая или учебная;

✽ если вы волнуетесь, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам;

✽ если вы хотите больше узнать об индивидуальных особенностях развития вашего крохи (какая стратегия обучения и воспитания ему больше подходит, как он запоминает и усваивает информацию, как организовано его восприятие, внимание, мышление, память и др. психические процессы).

Что такое нейропсихологическая диагностика

Первый этап – разговорный. По-научному – сбор анамнестических данных.

✽ Врач расспросит вас, как протекали беременность и роды, какие проблемы были у ребенка на первом году жизни – срыгивания, аллергии, проблемы со сном, мышечный тонус; есть ли в семье заболевания, передающиеся по наследству, когда и чем болел ребенок, были ли у крохи инфекционные заболевания, какие-либо травмы, судороги на фоне высокой температуры, стрессовые ситуации – развод родителей, смерть близких, переезд и т.п.

✽ Постарайтесь вспомнить заранее или найти свои записи о важных двигательных достижениях крохи (сколько месяцев было малышу, когда он сел, пополз, встал, пошел, побежал и т. д.)

✽ Если ребенок состоял/состоит на учете у невропатолога, психоневролога, у него были черепно-мозговые травмы, бл госпитализирован - хорошо было бы взять с собой выписки из медицинских документов.

если проводились какие-либо диагностические обследования (например, электроэнцефалограмма головного мозга, УЗИ, нейросонография, томограмма и т. п.), неплохо было бы иметь на руках ксерокопии этих документов.

Второй этап – тестовый. Врач будет обра- щаться непосредственно кребенку.

Проводится такое обследование обычно в течение 1–1,5 часов в присутствии родителей. Иногда этого времени бывает недостаточно, тогда диагностику делят на несколько этапов, учитывая индивидуальные особенности малыша.

Врач проверит:

✽ как малыш воспринимает информацию визуально, на слух, на ощупь,

✽ его фонематический слух (способность узнавать и различать звуки – необходимая основа для понимания и осознания сказанного),

✽ пространственные представления ребенка, то есть его представления о величине, форме, расположении предмета,

✽ моторику рук,

✽ координацию движений,

✽ память – слухоречевую (как запоминает на слух) и зрительную,

✽ интеллектуальное развитие (психические познавательные процессы – ощущение, восприятие, воображение, мышление, внимание, память и речь),

✽ соматогнозис (восприятие собственного тела).

Для полноценного представления о процедуре нейропсихологической диагностики я приведу некоторые простые задания, выполнение которых вы можете предложить своему ребенку дома.

✽ Восприятие. Глаза ребенка закрыты. Вы вкладываете по очереди три предмета в каждую его руку. Ребенок должен на ощупь узнать их. Используются хорошо знакомые предметы, например расческа, кубик, ложечка. (с 4 лет)

✽ Предложите ребенку скопировать фигуру Тейлора (рис. 1). Обратите внимание, как он копирует: нет ли искажений, поворота изображения на 90, 180 градусов и т. п. (с 6 лет)

✽ Реципрокная координация. Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, разжимая одну и сжимая другую. (с 5 лет)

✽ Слухомоторные координации. Вы стучите по столу, ребенку предлагается определить, сколько раз вы стукнули или сколько ударов содержится в каждом заходе. Если он не умеет считать, предложите повторить за вами. Одиночные заходы (тук-тук). Серии заходов (тук-тук, тук-тук, тук-тук). (с 4 лет)

✽ Моторная функция речи. Ребенка просят повторить звуки: «у, б, л, н, д, т». Ребенка просят повторить слоги: «ба-па, да-та, би-ба-бо». Ребенка просят повторить слова: «дочка, точка, кадр, кораблекрушение». Ребенка просят повторить фразу: «В саду за высоким забором росли яблони». (с 4,5 лет)

✽ Слухоречевая память. Ребенку предъявляются слова: «дом, кот, лес, ночь, звон», которые он должен воспроизвести в заданном порядке. При неудаче задание повторяется, но не более 5 раз. (с 4,5 лет)

✽ Локализация прикосновений. Ребенок кладет руки на стол ладонями вниз и закрывает глаза. Дотрагиваясь до какой-либо точки на тыльной стороне правой или левой кисти руки ребенка, вы просите его указать пальцем другой руки место прикосновения. Глаза ребенка остаются закрытыми в течение всего времени выполнения задания. Если ребенку меньше 6,5 лет, он может открывать глаза при ответе. Ошибкой считается промах более 1–2 см. (с 4,5 лет)

✽ Графические пробы, соблюдение строки, зрительно-моторные координации. Ребенку предлагается рисовать заданный узор (рис. 2) в течение 20 секунд, не отрывая руку от листа бумаги. (с 6 лет)

Какие методы использует нейропсихолог в своей работе

Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает специальные коррекционные двигательные и познавательные упражнения с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей. Эти упражнения позволяют развивать отстающую сферу головного мозга. Двигательные упражнения могут быть похожи на зарядку или веселую гимнастику; это может быть хождение по тонкой ленточке, разложенной на полу, упражнения с массажными мячиками или наклоны вправо с одновременным поворотом головы влево. Познавательные упражнения выглядят как развивающие занятия – малышу могут быть предложены картинки для выяснения путаницы в сюжете, задания на выполнение положения предмета (на столе, под ним, слева, справа, за, впереди и т. п.), различные изобразительные задания. Нейропсихолог диагностирует и корректирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребенка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения нейропсихолог может помочь в преодолении школьной неуспеваемости, если она зависит от рассеянности и отвлекаемости, неусидчивости и невнимательности ребенка.

Мифы о нейропсихологах

✽ «Нейропсихолог работает только с исклю- чительно «ненормальными» детьми. Пото- му что здоровых детей к нему не водят. Ведь между нейропсихологом, психиатром и не- вропатологом нет никакой разницы!»

Это неверно. Нейропсихолог – это вовсе не врач, а специальный психолог, специалист в области клинической или нейропсихологии, который может выявить и помочь устранить или сгладить какие-либо нарушения психических процессов у ребенка, а также спрогнозировать возможные трудности в дальнейшем школьном обучении.

✽ «Нейропсихолог, «копаясь» в голове крохи, воздействует на ребенка посредством вну- шения, он может загипнотизировать малы- ша, это очень опасно!»

Это не так. Нейропсихолог не занимается гипнозом и внушением. А «копание» в голове происходит с помощью безобидных тестовых заданий, с которыми родителям обязательно будет предложено ознакомиться. При нейропсихологическом обследовании родители находятся рядом с ребенком, видят и слышат абсолютно все, что происходит. А вот правильно подобранные коррекционные мероприятия могут воистину творить чудеса!

✽ «Психолог, который работает с детьми, может решить любую проблему моего ре- бенка. Достаточно обратиться к любому спе- циалисту, ведь каждый из них наверняка зна- ет и про нейропсихологическую диагностику, он же – психолог!»

Это неверное рассуждение. Далеко не каждый психолог является нейропсихологом. Чтобы им стать, нужно, помимо высшего психологического, получить дополнительное образование в области клинической или специальной психологии. Помните, грамотный психолог никогда не возьмется за работу с вашим ребенком, если это не в его компетенции и, возможно, порекомендует подходящего вам специалиста.

  • Автор: Алиса Колесова, клинический психолог
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться