Как помочь ребенку справиться с трудностями

Назад
Как помочь ребенку справиться с трудностями
- {{rating.rating | number}} +

Как бы взрослые ни окружали ребенка любовью и заботой, наступит момент, когда он столкнется с проблемами – сначала своими, детскими, а потом и вполне взрослыми. Чем мы можем помочь своим детям, чему стоит их научить?

Повзрослев, каждый из нас выбирает свою собственную стратегию поведения в любых ситуациях, которая связана и с темпераментом, и с уникальным жизненным опытом. Но все же основы отношения к затруднениям и препятствиям, как и многое другое, формируются в детстве.

Итак, что же взрослые могут сделать, чтобы ребенок не пасовал перед трудностями и мог справляться с ними? Понятно, что в некотором смысле «научить справляться с проблемами» означает едва ли не «научить жизни», и это, с одной стороны, очень масштабно, с другой – совершенно необходимо. Попробуем выделить некоторые умения, навыки, знания, которые могут помочь малышу в этом.

Вселяем уверенность

Неуверенность не только мешает малышу при столкновении с любой проблемой, но и в целом не способствует его гармоничному развитию. Что нужно делать, чтобы ребенок был уверен в себе? Базовая уверенность прежде всего проистекает из общего ощущения стабильности и безопасности мира и положительного отношения к себе.

Вот некоторые способы формирования у ребенка таких ощущений:

✽ Отношение безоценочного (безусловного) принятия Это не равнодушие или похвалы всему подряд. Безусловное принятие подразумевает, что ваша любовь к ребенку не обусловлена ничем, кроме факта его существования – ни его достижениями, ни чертами характера и пр.

✽ Постоянный контакт и общение с ребенком Для формирования чувства базового доверия, защищенности важен контакт малыша с мамой, особенно на протяжении первого года жизни. Пока ребенок еще не разговаривает, главную роль играют тактильные ощущения, возможность чувствовать маму рядом, слышать ее голос.

В более старшем возрасте не менее важно не потерять это ощущение общности – разговаривать с ребенком, выслушивать его фантазии, читать ему, вместе играть.

✽ Чувство принадлежности к чему-то большему – очень важный фактор формирования уверенности в себе. Естественно, что в детстве этим бОльшим является прежде всего семья. Частично формированию этого ощущения способствует совместное времяпровождение, о чем мы говорили выше.

Однако вы можете специально укреплять это чувство и другими способами, особенно, если сами испытываете интерес к истории своей семьи: говорите об этом с ребенком, объясняйте, кто из родственников кому и кем приходится, где жили ваши предки, покажите старые фотографии.

✽ Внимание к потребностям и желаниям ребенка Будьте внимательны к бытовым пожеланиям и предпочтениям малыша. Это даст ему ощущение собственной значимости, уверенность в том, что он является полноценным членом семьи и в любых ситуациях может рассчитывать на поддержку взрослых.

✽ Поддержка, похвала, комплименты Это необходимо для формирования адекватной самооценки ребенка. Боитесь перехвалить? Не обязательно засыпать похвалами, просто дайте маленькому человеку понять, что он все сделал правильно.

Обозначьте вместе с ребенком определенные «участки ответственности», так будет легче и ему, и вам. Их можно определить следующим образом:

✽ сам малыш и его пространство: физическое состояние (гигиена, здоровье), одежда, вещи, игрушки;

✽ его слова и поступки;

✽ близкие люди, члены семьи: помощь и забота о них;

✽ особые поручения или объекты заботы (домашнее растение или животное), хозяйственные обязанности.

Учим ответственности

Трудно представить себе малыша, способного бороться с трудностями, но не готового к ответственности. С уверенностью говорить о формировании ответственного поведения ребенка можно, начиная с достижения им трехлетнего возраста, а точнее, после преодоления им кризиса трехлетия. В результате этого преодоления будут сделаны первые шаги к формированию «Я» и отделению себя от окружающего мира, а значит, и установлению определенных отношений с этим миром.

Ответственность прежде всего подразумевает, что малыш овладевает понятием причинно-следственной связи. Здесь взрослым стоит быть внимательными и последовательными, установив для ребенка определенные правила, которые в первую очередь направлены на то, чтобы помочь ему понять, что можно, а что нельзя. Но это лишь первый, подготовительный этап формирования ответственности.

Кроме правил, у ребенка также должна быть возможность делать выбор. Оставьте ему эту возможность там, где это действительно реально, даже если вам этот выбор кажется неудачным. Конечно, не стоит обрушивать на ребенка сразу все дела, но исподволь, постепенно его необходимо знакомить с обязанностями по каждому «участку ответственности», корректируя их в зависимости от индивидуальных возможностей и склонностей.

Важным моментом в формировании ответственного поведения является необходимость соблюдения установленных правил. За невыполнение обязанностей должны следовать соответствующие меры – порицание или наказание. Разумеется, и скупиться на похвалу не стоит.

И не надо забывать, что количество возложенных на ребенка обязанностей должно быть ему по силам, но в то же время возрастать и усложняться со временем.

Общие правила и личные интересы

Итак, некоторые личностные качества помогут малышу справляться с трудностями. Но что же это за трудности? Выделим общие механизмы проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек, вступающий во взаимодействие с внешним миром. Один из основных подобных механизмов - это конфликт между собственными интересами и обстоятельствами. Взрослея, ребенок будет постоянно сталкиваться с тем, что его желания могут не совпадать с желаниями других людей или вообще не быть удовлетворены в принципе. Чтобы снизить вероятность травмы от несовпадения, стоит познакомить малыша с принятыми в обществе правилами, которым люди договорились следовать, чтобы облегчить собственную жизнь. Некоторые из этих правил возникли сами по себе или существуют давным-давно, другие придуманы совсем недавно. Объединяет их то, что им нужно следовать, находясь в определенных условиях, – для того они и созданы!

Поступая таким образом, вы сможете и ненавязчиво познакомить ребенка с принципами этикета, и пояснить ему необходимость вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях. Например, люди договариваются не шуметь и не бегать там, где есть больные, – это мешает им выздоравливать. Есть определенные правила игр или поведения в магазине и т. п.

В то же время ребенок должен знать, что у него есть неотъемлемые права и границы, которые окружающие должны уважать так же, как он – общепринятые правила.

Конкретная реакция малыша в момент неприятного события сильно зависит от того, как на подобное принято реаги- ровать в семье. Если взрослые переживают неприятности бурно, то подобное эмоциональное реагирование будет воспроизводиться и ребенком. В качестве же общей стратегии можно предложить переключение детского внимания на позитивные аспекты произошедшего.

Как взрослые могут формировать и укреплять личные границы ребенка?

✽ Прежде всего речь идет о непосредственных, физических границах – о нашем теле. К тому, что тело «говорит» нам приятными или неприятными ощущениями, необходимо прислушиваться. Посторонние люди ни в коем случае не должны прикасаться к малышу.

✽ Ребенок должен уметь говорить о своих потребностях и желаниях. Целенаправленно развивайте его словарный запас в области обозначения чувств и переживаний. Поощряйте его откровенность в разговорах об этом, учите определять и различать эмоции.

✽ Когда это приемлемо, позвольте ребенку самому делать выбор – вещей, пищи, занятий и пр.

✽ Желательно, чтобы у ребенка было небольшое пространство (уголок, полка, игрушечный домик), где все было бы организовано так, как хочет именно он, по понятным ему одному принципам. Мама не должна вмешиваться и наводить там «порядок».

Имея сформировавшиеся представления, с одной стороны, о своих границах и правах, с другой – о принятых нормах поведения, малыш будет подготовлен и сможет более успешно разрешать конфликты, возникающие при их несовпадении.

Постоянное и внезапное

Еще одним источником травмирующих переживаний зачастую становятся неприятные и, главное, неожиданные события. Оградить ребенка от них маловероятно, но помочь ему научиться уверенно встречать неприятности вполне возможно.

Главное, чего стоит избегать – это запугивания малыша как абстрактными, так и реальными страхами и драматизации их последствий. Доверчивый и впечатлительный кроха может принять их слишком близко к сердцу, стать нервным, тревожным, замкнутым. Итак, что же делать?

Своеобразную защиту от внезапных неприятностей можно найти в представлениях об общей упорядоченности и стабильности жизни. Если у малыша будет понимание того, что произошедшее – не катастрофа, а лишь эпизод, который, возможно, и не будет иметь серьезных последствий, то происходящее не вызовет излишних негативных переживаний и не окажется травмирующим.

Как сформировать такие представления у ребенка?

✽ Нужно, чтобы малыш видел повторяющиеся события и сам принимал в них участие. Подобные события вы можете создать сами – например, ими могут стать семейные привычки, ритуалы, праздники. Важно лишь, чтобы они происходили и повторялись вне зависимости от каких-то внешних факторов.

✽ И, конечно, обращайте внимание малыша на естественные «ритуалы», которые предлагает нам сама природа: смену дня и ночи, времен года и происходящие при этом последовательные, но всегда одинаковые изменения.
Следуя этим советам, вы создадите основу для ощущения ребенком стабильности мира.

  • Автор: Анна Битько, психолог
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться