6 основных идей Фрейда о развитии ребенка, которые стоит знать всем родителям

Назад
6 основных идей Фрейда о развитии ребенка, которые стоит знать всем родителям
- {{rating.rating | number}} +

6 мая – день рождения Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа. Этот австрийский врач-психиатр был первым, кто решился вслух высказать революционные идеи о развитии ребенка и о природе нашей сексуальности. Какие его идеи могут быть актуальны и для сегодняшних родителей?

Зигмунду Фрейду принадлежит теория психосексуального развития личности. В свое время венский психиатр шокировал общество идеей, что у грудных младенцев есть сексуальность. Но стоит иметь в виду, что фрейдовская трактовка сексуальности – чрезвычайно широкая. Сюда входит все, что приятно ребенку, все, что доставляет телесное удовольствие. Для самого маленького это ласки, нежные прикосновения, удовольствие от телесной близости с мамой, от сосания и дефекации.

Психосексуальное развитие ребенка Фрейд разбил на 5 фаз – в соответствии с тем, как меняются главные эрогенные зоны в теле ребенка.

  • Оральная фаза развития длится с рождения до конца первого года жизни. «Оральный» – значит связанный со ртом. Рот – первый орган, которым беспомощный новорожденный младенец может управлять. Именно с помощью рта малыш получает первый опыт взаимодействия с внешним миром и опыт удовольствия. Его интересует не только пища, ведь не случайно кроха готов сосать не только грудь или бутылочку с молоком, но и соску-пустышку, и свои пальчики, и любую игрушку. Когда малыш сосет, он успокаивается. В этот период мамина грудь и мамины прикосновения заменяют ребенку целый мир. Очень важно, чтобы на этом раннем этапе он получил от мамы ощущение, что мир – это спокойное, надежное и безопасное место, что миру можно доверять.
  • Вторая стадия развития – анальная. Она длится с 1 года до 3 лет. Здесь главным органом становится анус, прямая кишка. Малыш учится контролировать свои «туалетные дела» и снова испытывает удовольствие от самой своей способности к контролю («могу покакать, а могу и потерпеть»). Физическое удовольствие доставляют процессы удержания и выталкивания. Именно в этот период малышей приучают к горшку. Это правильный возраст для решения этой важной задачи, но ошибки родителей  на пути приучения, чрезмерное форсирование (например, мама слишком упорствует в приучении к горшку и ругает за «оплошности») иногда приводят к тому, что кроха упрямится и начинает получать удовольствие от того, чтобы делать назло взрослым – не ходить на горшок, а пачкать штанишки. То, что «туалетные дела» так важны для родителей, порой провоцирует ребенка на манипуляции. Поэтому на анальной стадии развития родителям важно не быть слишком суровыми, приучать к чистоте и опрятности мягко, чтобы не вызвать у малыша протест.
  • С 3 до 5-6 лет длится третья, фаллическая фаза детского психосексуального развития. Тут-то и начинается все самое интересное: дети начинают интересоваться половыми органами (своими и противоположного пола), замечают различия полов, играют в игры с раздеванием и подглядыванием, задают неизбежный вопрос «Откуда я взялся?». Фрейд считал, что внимание и мальчиков, и девочек в это время приковано именно к пенису (поэтому стадия и называется фаллической), а девочкам кажется, будто им этой важной части тела не хватает (как в известном анекдоте: «Оторвала? Потеряла? – Так и было!»). Впрочем, с фаллоцентризмом Фрейда и с его идеей о «зависти к пенису», которую якобы испытывают все девочки и женщины, спорили десятки последователей и последовательниц основателя психоанализа. Что важно на этой стадии – это не ругать ребенка за его интерес, не наказывать, если вы вдруг застукаете малышей за «игрой в доктора», чтобы не нанести психологическую травму, не заставить ребенка думать, будто секс и половые органы – это что-то плохое, грязное. На вопросы отвечайте внятно и спокойно, но без смакования подробностей. Форсировать интерес ко всему «такому» тоже не нужно – если взрослые сами будут говорить с ребенком о сексе слишком подробно, отвечать на вопросы, которых им не задавали, то это тоже может травмировать детей, спровоцировать определенный перекос в развитии.
  • Именно к фаллической стадии относится знаменитый Эдипов комплекс. Мальчик «влюблен» в свою маму, он хочет жениться на маме и считает своим соперником отца. Девочка, наоборот, мечтает выйти замуж за папу и хочет избавиться от матери как от соперницы. Эдипов комплекс – это не расстройство и не нарушение развития, это нормальный этап, который ребенок спокойно перерастает. Но из-за неправильного поведения родителей на этом этапе часто происходит сбой. Например, у мамы что-то разладилось с папой, а с сыном отношения очень нежные и ласковые; папу отселяют на диванчик в коридоре, мама спит со своим нежным мальчиком… Маленький Эдип победил и торжествует. Он ощущает папу поверженным, а себя – настоящим мужем своей мамы. Но оказаться таким победившим Эдипом – это не нормально и не полезно для маленького мальчика. Наоборот, такая победа мешает ему развиваться. Мальчику необходимо видеть отца сильным, уверенным и непобедимым, потому что отец – это тот пример, на который он сам ориентируется. Не говоря уж о том, что мальчики, «женатые» на своих мамах, потом во взрослом возрасте имеют большие проблемы с построением нормальных отношений с женщинами (ведь с любимой мамочкой никто не сравнится!). И сын, и дочь, должны четко знать: родители – это пара, и ребенок не может разрушить их отношения. Пара – незыблема, родители могут ссориться, но им хорошо вместе, и часть времени они проводят без детей, потому что у них есть свои взрослые занятия. Если малыш спал с вами в одной постели, в этот период уж точно пора его отселить (хотя лучше сделать это до фаллической фазы, то есть до 3 лет).
  • Четвертая фаза развития сексуальности называется латентная (то есть скрытая). Она длится с 5-6 до 12 лет, то есть до начала полового созревания. Как ни странно, после буйства фаллической фазы интерес к сексуальности на несколько лет ослабевает. В это время вся душевная энергия ребенка (именно ее Фрейд и назвал «либидо») переносится на познание мира и творчество, на дружбу и игры с детьми своего пола, на учебу, интеллектуальное развитие. Но эта фаза – затишье перед бурей, ведь впереди – пубертат!
  • И, наконец, приходит подростковый возраст и вместе с ним – генитальная фаза. Возвращаются более ранние сексуальные стремления, подросток ищет сексуального соединения с противоположным полом. Собственно, генитальная фаза длится всю жизнь. Если не происходит никаких сбоев программы и нарушений (в том числе и фиксаций, застревания на предыдущих фазах), то к концу подросткового возраста у юноши или девушки формируется нормальная зрелая генитальная сексуальность.
  • Автор: Дарья Рыбина

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Статья очень интересная!
Мы сейчас конкретно застряли в "анальной" фазе...Прочла и понимаю, что я всё правильно делаю, что не заставляю Алису через силу садиться на горшок. (а то она не хочет почему-то...)