Чему важно научить ребенка до школы

Назад
Чему важно научить ребенка до школы
- {{rating.rating | number}} +

Попробуем разобраться, действительно ли так важно начинать учить ребенка с рождения, и чему нужно уделить основное внимание.

Развивающими занятиями с детьми сейчас начинают заниматься очень рано. Английский с пеленок, писать раньше, чем читать, выучить иностранный язык до школы – всё это популярные темы, обсуждаемые в любом сообществе мам. Попробуем разобраться, действительно ли так важно начинать учить ребенка с рождения, и чему нужно уделить основное внимание.

Согласитесь, что за первые 6-7 лет жизни ребенок проходит грандиозный путь, он учится ходить, говорить, воспринимать, запоминать, размышлять, общаться. С точки зрения возрастной психологии ребенок в дошкольном возрасте проходит большинство сензитивных периодов. В это время природа предоставляет нам уникальный шанс с наименьшими усилиями развить те или иные психические функции, к примеру, речь, двигательную сферу, социальные навыки.

С точки зрения нейронаук в первые годы жизни идет интенсивное созревание структур головного мозга, установление обширных функциональных связей между различными областями. В какой-то момент пластичность мозга падает, обучающие и развивающие занятия становятся не столь эффективны.

Национальное бюро экономических исследований США провело исследование (E. Knudsen, J.J. Heckman, J. Cameron, J. Shonkoff, 2006), о том, как можно повысить экономическую эффективность и качество жизни работающего населения. В работе подразумевалось, что максимально востребованы высоко образованные работники, способные осваивать новые навыки. Фактически в этом исследовании были показаны финансовые обоснования раннего обучения и коррекционно-развивающей работы. Развитие познавательной сферы в раннем возрасте обеспечивает в будущем как высокие когнитивные способности, так и в целом, большую эмоциональную зрелость, гибкость и адаптивность в поведении.

Мне бы хотелось привести здесь одну из закономерностей, показанных в этом исследовании. Она показывает степень возврата инвестиций в коррекционное обучение в зависимости от возраста человека, в котором обучение происходит. На графике хорошо видно насколько падает эффективность инвестиций. Есть возраст, после которого финансовые вложения в развитие и обучение становятся невыгодны, человек в будущем «принесет пользы» на меньшую сумму.

С утверждением о том, что «чем раньше начинать учиться, тем лучше» согласны многие. Остаётся ответить на вопрос, чем именно и насколько интенсивно.

Как нейропсихолог я бы выделила три основных направления работы в когнитивном развитии детей.

1. Развитие внимательности и произвольности. Это касается регуляторных функций, то есть умения управлять своим поведением, сосредоточиться на главном, внимательно следовать цели и контролировать, что все идет по плану.

2. Развитие «блока приема и переработки информации», то есть зрительное, зрительно-пространственное и слуховое восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-моторная координация, «схема тела» и двигательная сфера, различные виды мышления.

3. Игра, особенно сюжетно-ролевая игра, в которой у детей есть прекрасная возможность наработать социальный и эмоциональный интеллект. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, и игра - большой наш помощник. Эти возможности исчезают со временем, в младшем школьном возрасте основным занятием становится учеба, и все становится слишком серьезно.

Как вы заметили, я предлагаю сконцентрироваться именно на развитии познавательных инструментов, а не на формировании комплексных навыков. Конечно, современная школа требует, чтобы ребенок умел считать, читать и писать, при поступлении в первый класс. С нейропсихологической точки зрения, это сложные навыки, которые задействуют различные участки мозга и требуют их слаженной работы. В дошкольном возрасте необходимо сделать упор на компоненты этих навыков. Именно это позволит избежать трудностей обучения в дальнейшем. Внимание, восприятие, память – это базовые психические функции, фундамент, на который будут опираться более сложные навыки.

Конкретные рекомендации на развитие тех или иных функций я планирую дать в следующих статьях. Здесь я бы хотела напомнить, что простые привычные «детские» занятия имеют очень мощный потенциал для развития при правильном их проведении. Лепка из пластилина и мозаика, для развития тонкой моторики, аудиосказки и прослушивание песенок для слухового внимания, разучивание песенок и коротких стишков для развития памяти, рисование для развития зрительного восприятия, зрительно-пространственных функций, воображения. Главное, чтобы это были для малышей приятные занятия, они воспринимали их как игру, а не как необходимость и сложную учебу за столом.

Для дошкольника достаточно сложно еще долго сидеть за столом и концентрировать внимание на чем-то одном. Поэтому как только мы просим дошкольников в течение даже 40 минут усердно заниматься за столом, фактически мы заставляем их решать сразу три сложные задачи – сидеть на одном месте, концентрировать внимание на одном предмете не отвлекаясь, и при этом еще учиться делать что–то новое. Главное, чтобы занятия были регулярны. Занятия по 10 минут в день направленные на развитие внимания крайне эффективны, если заниматься каждый день пару месяцев. Если вы решили заняться чем-то конкретным, например, развитием слухоречевой памяти, постарайтесь уделять этим занятиям внимание каждый день, сформулировать цели, поставить сроки. Наблюдайте за динамикой – фиксируйте каждую неделю, насколько вы продвинулись в развитии навыка, обсуждайте это вместе с ребенком.

В заключении мне бы хотелось подчеркнуть роль заботливых, внимательных, искренних эмоционально теплых отношений со значимыми близкими, родителями или воспитателями. Они как воздух необходимы детям в том числе и для когнитивного развития. В дошкольном возрасте дети еще не готовы к формальным отношениям «учитель-ученик». Строгие наставники, дисциплина и высокие требования скорее разрушают желание учиться, чем способствуют интеллектуальному развитию. Наша задача, как родителей, развить интерес к познанию нового, хорошо провести время вместе с ребенком, заразить его собственным любопытством, «напитать» любовью и вниманием. И лишь на основе таких взаимоотношений заниматься развитием интеллекта и освоением конкретных навыков.

Статья подготовлена научными сотрдниками
Лаборатории исследования трудностей обучения МГППУ.

  • Автор: Ксения Засыпкина, Ольга Егорова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться