Умение владеть собой

Назад
Умение владеть собой
- {{rating.rating | number}} +

Что такое регуляторные функции, и зачем их развивать у малыша.

Регуляторные функции (Executive functions) – это «главный штаб», который помогает организовать ребенку любую деятельность: познание, обучение, поведение, эмоции.

«Регуляция» означает целый набор достаточно сложных навыков:

  • постановка цели: что именно я хочу сделать
  • планирование последовательности действий: как я хочу достичь цели
  • контроль за выполнением текущей задачи: правильно ли я всё делаю
  • умение переключаться с одной задачи на другую, от одного способа действия к другому
  • концентрация внимания, способность не забывать о цели в течение длительного времени
  • способность не отвлекаться от главного на посторонние «шумы».

Скорее всего, вы можете мысленно представить поведение детей, у которых регуляторные функции развиты недостаточно. Они невнимательны, импульсивны и нетерпеливы. Таким детям сложно долго сосредотачиваться на чем-то одном, они часто отвлекаются, бросают дело незаконченным. Они чрезмерно подвижны. Не всегда могут вести себя в рамках приличий, нарушая правила поведения и личные границы других людей. Очень часто недостаточное развитие регуляторных функций сочетается с повышенной утомляемостью, и за гиперактивностью таких детей скрывается усталость.

В школе дети c неразвитыми регуляторными функциями сталкиваются с большим количеством трудностей. Им сложно просидеть за партой целый урок, удержаться и не выкрикнуть с места, сразу включиться в выполнение задания, проверить, насколько правильно они выполнили поставленную задачу. При письме, к примеру, ребенку с дефицитом регуляторных функций сложно переключиться при написании сходных элементов букв; при использовании знаков препинания, запятых и точек, он совершает много орфографических ошибок, хотя знает правила. Как правило, попытка преодолеть эти трудности «в лоб» многократным переписыванием и зазубриванием правил не помогает.

Работа регуляторных функций в большей степени обеспечивается морфофункциональными структурами лобных долей больших полушарий головного мозга. Также, важны корково-подкорковые взаимодействия. Созревание лобных отделов достаточно продолжительно, полной своей зрелости они достигают лишь к 21 годам. Важно, что созревание происходит скачкообразно, в 7-9 лет, в 16-18 лет дети проходят критические периоды в развитии этих структур. А значит и способность ребенка управлять своим поведением, концентрироваться на задании, умение заставить себя делать то, что не хочется возрастает с каждым таким «скачком». Дети научаются всё лучше контролировать себя.

Нам, как родителям, важно помнить, что наши требования могут просто не соответствовать возрастным возможностям детей. «Лень» и «нежелание учиться» могут оказаться следствием того, что ребенку сложно организовать себя. Уместно вспомнить правило, что разные дети развиваются с разной скоростью, и регуляторных функций это касается в первую очередь. Это особенно важно учитывать, когда вы принимаете решение о времени начала школьного обучения. Возможно через год ваш ребенок с легкостью справиться с интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, которая ложится на его плечи в первом классе. Потому что перестройки, происходящие в функциональных ансамблях мозга позволяют на порядок лучше управлять ему своим поведением и эмоциями. Порой дети становятся заложниками наших «родительских» амбиций. Присмотритесь к вашему ребенку, насколько он уже готов идти в школу? Выдержит ли он нагрузку спецшколы, или пока ему по силам обычная программа? Очередной этап в созревании лобных долей примерно совпадает по времени с «социальной революцией» - началом школьного обучения. Когда физиология чуть отстаёт, ребенку нужно дать чуть больше времени.

Так как мозг – это система, поддающаяся тренировке, то правильно подобрав игры и задания, мы можем наработать те морффункциональные связи, которых еще нет, способствуя созреванию мозговых структур. Внимание и регуляторные функции – крайне тренируемая способность. Максимально эффективны такие занятия в 5-7 лет. Хотя развивать регуляторные функции можно практически в любом возрасте. Классические программы по тайм-менеджменту, ежедневники, списки, планы, mindmap, другие инструменты самоорганизации, как раз являются «взрослыми» помощниками регуляции своего поведения. Давайте сконцентрируемся на старшем дошкольном возрасте, какие занятия способствуют развитию регуляторных функций.

Наиболее естественным занятием для ребенка в этом возрасте является игра. Играя с ребенком вы решаете сразу две задачи. Вместе занимаетесь интересным для него делом, общаетесь, находитесь в эмоциональном контакте. И этого очень не хватает современным детям и их родителям. Вторая задача – развитие необходимых компетенций с помощью правильно подобранных игр.

Для наших целей подходят игры, основным элементом которых является следование определенным правилам. Это могут быть настольные игры, или подвижные игры с правилами.

Начинают с самого простого - соблюдение очередности, все выполняют какое-то действие не по мере желания, а по очереди, и это прекрасно развивает самоконтроль. Например, это могут быть любые «игры-ходилки». Купите такие, которые будут интересны именно вашему ребенку, спасение принцессы для девочек, и про «Остров сокровищ» для мальчиков.

Имейте в арсенале разнообразные игры на внимание:

  • Простые игры на «Съедобное-несъедобное», или «Да и нет не говорите», в которые можно играть даже в машине, стоя в пробке.
  • Подвижные игры с мячом. К примеру, «Путаница», когда вы делаете не то, что говорите, а ребенок должен повторить именно то, что вы делаете, и не обращать внимание на слова.
  • Настольные игры которые требуют длительной концентрации внимания. Сейчас на российском рынке появилось большое количество хороших развивающих интересных красиво сделанных игр. К примеру, в игру «Барабашка» с успехом играют люди от 3 до 60+ лет, и она прекрасно подходит для развития внимания.
  • Для развития коммуникативных навыков, то есть регуляции собственного поведения, важно, чтобы дошкольники играли в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, например, в «школу», «больницу», «поход в горы». К сожалению, дети сейчас, на детских площадках и в детских садах, играют в такие игры все меньше и меньше.
  • Поиск объекта в зашумленном фоне, например на картинке, где много мелких деталей. В настольных играх для большой компании этот принцип реализован в «Pictureka». Это могут быть просто книжки с подходящими иллюстрациями.

Важно, фиксировать, на какое время ребенок может концентрировать внимание и, постепенно, увеличивать его.

Развивающие задания на удержания и переключение внимания достаточно просто превратить в компьютерные игры. Поэтому сейчас существует множество приложений для компьютеров и планшетов, которые можно использовать в качестве обучающих и развивающих программ. Важно договориться, сколько времени в день ваш ребенок будет играть с компьютером. Не исключайте полностью настольные игры и книги с заданиями, которые бесценны тем, что вы проводите время вместе с ребенком. Пусть компьютерные игры более эффективны с точки зрения тренировки навыка, ваша игра с детьми «реальном мире» - отличный шанс повеселиться всем вместе.

Научите ребенка выделять цель в задании или игре. Покажите через какие этапы нужно пройти, чтобы достичь желаемой цели. На чем нужно сфокусироваться, постепенно он усвоит алгоритм действий: постановка целей, выделение задач и этапов достижения целей, самоконтроль.

Проговаривание вслух того, что вы делаете прекрасно помогает справиться со сложной задачей. Не надо бояться того, что ребенок бормочет и сам себе говорит, что он сейчас делает. Речь – это универсальный помощник. Возможно, что когда вам сложно что-то сделать, вы тоже начинаете разговаривать сами с собой. Постепенно громкая речь превратится во «внутреннюю», и станет «внутренним» помощником и регулятором.

Научите ребенка преодолевать сложности включения в задание. Начинайте с легкого или интересного задания, чтобы затем, когда он вовлечется, перейти к более сложным. Вы можете просто помочь организоваться на первом этапе, чтобы потом он самостоятельно закончить задание.

И самое главное, почаще хвалите вашего ребенка. Не просто так, а за реальные, пусть даже очень скромные достижения. Сравнивая ребенка не с другими детьми , а с самим собой в прошлом, показывая, какой путь он уже прошел.

Статья подготовлена научными сотрдниками
Лаборатории исследования трудностей обучения МГППУ.

  • Автор: Ксения Засыпкина, Ольга Егорова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться