Самые интересные рассказы Бориса Житкова для детей

Назад
Самые интересные рассказы Бориса Житкова для детей
- {{rating.rating | number}} +

11 сентября 1882 года родился талантливый детский писатель Борис Житков. Многие его рассказы остаются актуальными и интересными для современных детей. Предлагаем вспомнить некоторые из его произведений и познакомить с ними детей.

Многие родители предпочитают читать своим детям проверенную временем классику, поэтому, не вполне доверяя новым авторам, составляют детскую библиотеку из тех книг, которые им самим читали в детстве. В круг чтения современного ребенка непременно входят произведения XIX и XX вв., при этом нередко родители пытаются найти книжку с теми же самыми картинками, какие были в их собственных детских изданиях. Особенно популярными по сей день остаются сказки А.С.Пушкина, детские стихотворения С.Маршака, К.Чуковского и А.Барто, рассказы о животных В.Бианки и Н.Сладкова. К той же плеяде любимых писателей первой половины прошлого века относится и Борис Житков, сочинивший около 200 рассказов, историй и публицистических очерков. Многие его рассказы остаются актуальными и интересными для современных детей. Предлагаем вспомнить некоторые из его произведений и познакомить с ними малышей.

Про Обезьянку (1931). В этом рассказе речь идет о маленькой обезьянке Яшке, которую 12-летний гимназист подарил своему однокласснику. Несколько месяцев прожила обезьянка дома у одноклассника, все это время она без конца удивляла своих новых хозяев и озорничала. История кажется особенно ценной потому, что обезьяна в ней не очеловечивается, не наделяется искусственно мыслями и чертами поведения, ей не свойственными. Маленькому читателю будет интересно понаблюдать за обезьянкой вместе с ее хозяевами и узнавать, что характерно для этих животных. Рассказ поможет обсудить проблему личной ответственности хозяев перед животными, которых они заводят у себя дома.

Про слона (1923). Рассказ о том, как моряки, приехавшие в Индию, наблюдают за работой слонов. Оказывается, слоны были задействованы на лесозаготовках, во время работы эти животные активно взаимодействовали, помогали друг другу и могли даже обидеться, чем немало затрудняли работу людям. Оказывается, слоны очень умные, автор показывает это так убедительно, что читатель сопереживает слонам так же, как людям. Может для того и нужны книги о животных – для воспитания человечности и доброты?

Пудя (1927). Психологически тонкий и точный рассказ о детях. Пудя – это имя игрушечного песика, даже и не настоящего песика, а кусочка меха, который дети случайно, тайком оторвали от чужой шубы. Сначала малышам было страшно, а потом кусочек меха превратился в любимую игрушку. Кто же знал, что позже наступят такие неприятности и из-за них пострадает невинный? Это история о детях, которые сделали глупость, испортив вещь чужого человека, обратили глупость в игру, а виноватым в их проделке посчитали домашнего пса. Рассказ преподает массу уроков. Первый из них в том, что тайное всегда становится явным. Второй изобличает трусость и предательство. А третий – это навык сопереживания, сочувствия к невинному и слабому существу. Дети в этом рассказе такие живые и настоящие, что кажется, будто это и не литературное произведение вовсе, а просто-напросто история из жизни или семейное предание.

Как я ловил человечков (1934). Это рассказ-воспоминание о детстве. Когда писатель Борис Житков был маленьким мальчиком Борей, его отправили погостить к бабушке, а у бабушки был красивый сувенирный парусник. На кораблик этот можно было только смотреть, но в него не разрешалось играть, и маленький Боря смотрел на него и воображал, будто на кораблике этом живут маленькие человечки. Он решил поймать человечков во что бы то ни стало и… сломал кораблик! В истории нет ни рассказа о том, как бабушки увидела это и расстроилась, ни последующего наказания мальчика. Есть только его эмоции: восторг от увиденного, предвкушение чуда, ожидание события, а после – разочарование, расстройство и страх наказания. Это история о том, что и как может переживать маленький ребенок, а еще рассказ о силе детской фантазии, которая оживляет все вокруг.

Что я видел (1939). Борис Житков долгое время собирался написать энциклопедию для малышей, но не заумную книжку с объяснением того, как все устроено, а такую, которую было бы интересно читать и слушать дошкольнику. И он сочинил цикл рассказов «Что я видел» про пятилетнего мальчика Алешу-Почемучку. Книга состоит из коротких глав, в которых описывается, что мальчик Алеша видит и узнает. Обо всем незнакомом он спрашивает, а персонажи книги ему объясняют окружающие явления: зачем стоп-кран в поезде, что такое тендер и почему Красная площадь так называется. Сюжет построен таким образом, что Алеше удается побывать в разных городах, в деревне, в детском саду, поездить в поезде и полетать на самолете – таким образом малыш-читатель получает полноценную энциклопедию повседневной жизни страны. На сегодняшний день многое из этой книги уже устарело, никого уже не удивишь светофором и редкая мама испугается эскалатора в метро. Но одно в ней остается неизменно актуальным: это очень достоверное описание детского любопытства и того, как ребенок узнает окружающий его мир.

«Энциклопедия для четырехлетних граждан», так называл Б. Житков книгу «Что я видел», стала последним его произведением: книга вышла в 1939 г., через год после смерти писателя.

Книги этого писателя по-прежнему востребованы и любимы, они постоянно переиздаются и являются непременным атрибутом любой детской библиотеки.

  • Автор: Софья Попова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться