Как подготовить ребенка к школе: советы специалиста

Назад
Как подготовить ребенка к школе: советы специалиста
- {{rating.rating | number}} +

За год до начала учебного года родителям необходимо начать подготовку к поступлению ребенка в школу. О самых важных действиях родителей и навыках ребенка, которые понадобятся первом классе, рассказывает преподаватель начальных классов.

Чтобы учеба не оказалась для ребенка тяжелым испытанием, необходимо, чтобы ребенок был готов к школе – это знают все. Что же именно должно быть готово, и когда необходимо начинать подготовку, рассказывает педагог начальных классов Калаганова Вера Георгиевна.

Социальная готовность

Должна быть сформирована социальная готовность к жизни в коллективе. Для этого родителям хотя бы на один год перед школой ребенку нужно отдавать в детский сад, или какое-то другое дошкольное учреждение. Это даст ребенку возможность адаптироваться в детском коллективе и уверенней себя чувствовать в учебной ситуации. Дети, впервые попавшие в детский коллектив в школе, оказываются в принципиально новой для него ситуации общения - раньше взрослые общались с ними один на один. Поэтому такие дети часто не понимают, что обращение учителя ко всему классу относится и к ним тоже, и ждут, что им подойдут и объяснят, что и как нужно сделать. А педагог этого не делает – и результатом оказываются непонятые и невыполненные задания.

Социальная дезадаптация во многом может затормозить процесс обучения даже у ребенка, который готов к школе по остальным параметрам. Невозможность быстро освоиться в детском коллективе, найти в нем свое место, установить дружеские и «вражеские» связи может стать тормозом и в успеваемости. Ведь даже взрослый человек, который пришел, например, на новую работу, чувствует себя некомфортно, пока не выстроит коллегиальные и приятельские связи. У детей поиск своей комфортной зоны в коллективе происходит намного быстрее в силу их эмоциональности, но будет лучше, если дети научатся этому до школы. Проще, если ребенок приходит в класс – и чувствует себя в детском коллективе как рыба в воде.

Психологическая готовность

Должна быть сформирована психологическая готовность к школе. Хотя у дошкольников и младших школьников ведущая деятельность – игровая, дети уже должны уметь концентрировать внимание, выполнять какую-то рутинную, требующую терпения работу. Родители могут проверить усидчивость ребенка, наблюдая, как он собирает пазлы. Бывает так, что один ребенок садится и собирает картинку до конца, а другой - положил одну картинку – убежал, прибежал, еще два пазла положил, и опять отвлекся на другую игру, на книжку, на игрушки. Невозможность сосредоточиться на выполнении какого-то задания – это тоже сигнал родителям, что ребенка нужно учить доводить дело (пусть даже небольшое) до конца.

Дети к моменту поступления в школу должны уметь удерживать произвольное внимание. Детская психика должна быть готова к тому, что школа не будет калейдоскопом мультфильмов, набором ярких, мелькающих веселых картинок и занятий, когда внимание легко удерживается увлекательным и несложным сюжетом. Конечно, учителя стараются сделать обучение ярким и наглядным: дети учатся считать зайчиков-динозавриков, пишут в красочных прописях, читают книжки с картинками. Но все-таки для успешного выполнения заданий – а значит, и для будущего успеха в обучении ребенку нужны терпение, усидчивость, а их нужно воспитать еще до школы.

Эмоциональная готовность

Важна эмоциональная готовность, т.е. умение находиться в рамках стабильного эмоционального состояния. Ребенок должен уметь спокойно воспринимать ситуацию, когда он чего-то не знает. Это очень важная составляющая подготовки к школе – научить ребенка не впадать в крайние эмоции: ни в истерику в случае неудачи, ни в дикую радость, если все получилось. Бывает, что эмоционально не готовые к учебной ситуации дети начинают рыдать, рвать тетрадки с криком: «А-а-а, я дурак, у меня ничего не получается!». Родители, занимаясь с ребенком, должны делать упор на следующем утверждении: «Да, ты этого пока не знаешь, не умеешь. Но ты идешь в школу, чтобы научиться, и ты обязательно научишься». И эта спокойная мотивация успешности – залог настоящего успеха ребенка в учебе. Если же у ребенка получилось задание, и прыгает от радости, позиция родителей также должна быть оставаться спокойной: «Получилось? Молодец! Хорошо, что получилось, но это – не твой потолок! Надо идти дальше, учиться тому, что еще не умеешь».

Знания ребенка

Хорошо, если у ребенка есть базовые знания: сформированы основные математические понятия, развит фонематический слух. Учитель ведь не начинает обучение с полного нуля – он ориентируется на то, что большинство детей освоило программу детского сада, в которую входят занятия и по развитию речи, и по математике, и по развитию фонематического слуха. Поэтому родителям имеет смысл проверить, соответствуют ли знания ребенку программе подготовительной группе детского сада. Также хочется посоветовать родителям как можно больше разговаривать с ребенком. Учителя отмечают, что в последнее время в школу приходят дети, по которым видно, что с ним дома практически не разговаривают. Такие дети общаются в основном с компьютером, и у них вырабатывается привычка общаться с людьми так же, как с машиной - глаголами повелительного наклонения. Часто у таких детей очень скудный словарь, они не слышат различия в падежных формах, не понимают различий в грамматической структуре высказывания.

Например, учитель предлагает ребенку две картинки: на одной изображено одно яблоко, на другой – три яблока, и спрашивает: «Где яблоки?» Ребенок показывает на обе картинки. Учитель подсказывает: «Сколько на первой картинке яблок?» – «Одно». – «А на второй?» – «Три». – «Так где же яблоки?» И ребенок снова показывает на обе картинки – он не дифференцирует окончания единственного и множественного числа. Часто такие дети не могут выполнить простейшие вещи, которые относятся к программе детского сада – не могут назвать детенышей животных, образовать прилагательные от существительных. А все это показатель того, что у ребенка было катастрофически мало языковой практики, и поэтому у него не развита устная, разговорная речь во всем ее богатстве и многообразии. Конечно, ребенок с неразвитым фонематическим слухом будет допускать много ошибок при обучении письму, чтению. Поэтому родителям заранее, не перед 1 сентября, а хотя бы за год стоит прислушаться – как говорит ребенок? Как он рассказывает? Ведь для подготовки не всегда нужны специальные знания - достаточно ребенку читать книги, показывать картинки и обсуждать их, и просто много разговаривать обо всем на свете.

Если, конечно, родители не справляются в этой ситуации сами, то стоит заранее, как минимум, за год обратиться к специалистам – логопеду, дефектологу.

Разумеется, если ребенок ходит в детский сад, то проблемы, связанные с готовностью ребенка к школе, заметят специалисты – воспитатели, психологи. Если же ребенок не посещает дошкольные учреждения, то родители могут сами позаниматься с ним – сейчас существует множество пособий.

Выбор школы

Заранее, не позже, чем за год, нужно подобрать школу. Начинать можно со списка школ, которые находятся в вашем районе, и поиска отзывов о них. Возможно, какие-то школы отсеются сразу.

Нашли подходящую школу? Во-первых, нужно узнать, по какой программе работает начальная школа, и понять, будет ли она соответствовать вашему ребенку. И если вы планируете отдать ребенка в класс, который будет учиться по сложной программе, то стоит честно спросить себя – готовы ли вы сидеть и делать с ним домашние задания? Во-вторых, надо приглядеться к самой школе – понравится она вам или нет? Если просто зайти в школу и немного понаблюдать за школьниками, то можно понять, какая атмосфера царит в школе, что превалирует: жесткий порядок, творческое дружелюбие или всеобщий пофигизм?

Выбор учителя

Хорошо, если в школе есть подготовительное или дошкольное отделение: в этом случае родители могут лучше узнать правила школы, и, возможно, познакомиться с учителем. Потому что контакт с учителем определяет на 50 процентов успешность ребенка в начальной школе.

Посмотрите на учителя – он вам нравится? Вам устраивает, как он разговаривает, как себя ведет? Вы сможете доверить ему своего ребенка? Как показывает практика, лучше всего опираться на свои ощущения – никто не знает ребенка лучше вас. И отзывы посторонних, как ни странно, часто могут быть бесполезны, потому что у каждого человека свои представления о норме, о том, что такое хороший учитель. Одним важно, что учитель строгий и громко говорит – «будет порядок», другим необходимо, чтобы он был творческой личностью (и неважно, что у него будет нечесаная голова и грязные туфли), третьи считают, что учитель должен быть ходячей моделью благопристойности. Что нужно вам и вашему ребенку – решаете только вы сами.

Эмоциональный контакт между ребенком и учителем начальной школы, как ни странно, во многом определяет дальнейшую успешность ребенка в учебе, и в средней школе, и в высшей. Поэтому, если вы нашли «своего» учителя – смело отдавайте ребенка к нему, даже если сама школа вам по каким-то параметрам не очень нравится. Потом, когда встанет вопрос об обучении в средней школе, вы найдете ту школу, которая вам понравится больше.

Ребенок с особенностями развития

Выбор учителя особенно важен, если ваш ребенок – «особый». Часто бывает так, что опытные преподаватели прекрасно дают материал, но психологически не готовы к работе с «особым» ребенком. А у молодых преподавателей, только что закончивших вуз, как правило, этого стереотипа нет. Возможно, в таком случае комфортную обстановку для ребенка стоит предпочесть отработанным методикам и заслуженным учителям. В конце концов, знания можно приобрести и потом – в средней школе, на специальных курсах. Если у ребенка будет желание, если не пропадет тяга к получению новых знаний, он всегда найдет возможность их получить.

Начальная школа – это фундамент. Если фундамент хороший, то ни переводы в другую школу, ни смена учителей и другие неурядицы не поколеблют доброжелательного и заинтересованного отношения ребенка к учебе. А если нет – то никакая распрекрасная средняя школа, увы, не восполнит потерю эмоциональной устойчивости и психологического комфорта, которые должны быть у детей именно в начальной школе. Только ситуация успеха, созданная в начальной школе, может стать залогом уверенности ребенка в своих силах, а значит, и успешности в дальнейшей жизни.

  • Автор: Наталия Ферапонтова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

Для меня до сих пор загадка, как можно выбрать школу, если мест в хороших школах на всех не хватает, по прописке то не все попадают. Все за деньги?