Самые важные идеи Жана Пиаже о психологии детей

Назад
Самые важные идеи Жана Пиаже о психологии детей
- {{rating.rating | number}} +

16 сентября 1980 года скончался великий ученый Жан Пиаже, сделавший немало открытий в области психологии детей и развития познавательной сферы. Мы выбрали самые интересные идеи психолога Пиаже, которые будут полезны современным родителям.

Выдающийся психолог ХХ века, Жан Пиаже – один из тех редких ученых, кому удалось построить обширную теорию о закономерностях развития интеллекта. Пиаже изучал, как у ребенка формируются фундаментальные понятия: пространство, время, предмет, причинно-следственные связи. Психолога Жана Пиаже интересовало, как работает детская логика и каковы механизмы детской познавательной деятельности. Для этого Пиаже разработал особый метод исследования – метод клинической беседы. Благодаря этому методу изучались не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению. По сути это даже не метод, а искусство задавать вопросы. Некоторые выводы Жана Пиаже будут интересны родителям и помогут им лучше понять своего ребенка.

Ребенок развивается, взаимодействуя с предметами

Источник познания для ребенка – взаимодействие с предметами. Ученый Жан Пиаже подчеркивал, что ребенок сначала не разделяет себя и объект. Лишь посредством взаимодействия с ним он начинает понимать, каковы свойства предмета и где проходит граница между ним и объектом. На практике это означает, что у ребенка должно быть много предметов для взаимодействия, играя с которыми он начинает понимать, как он объективно влияет на действительность и каковы свойства окружающих его предметов. Ребенок обретает новый опыт, играя с предметами: переворачивая их, следя за ними, перетаскивая и ощупывая, покусывая их.

Речь и логика ребенка эгоцентричны

Жан Пиаже считал, что эгоцентризм – главная особенность детского мышления, основная умственная позиция ребенка. Детская логика, речь, представления об окружающем мире имеют специфику, связанную с этой эгоцентрической умственной позицией. Ребенок на ранних стадиях своего развития считает, что предметы именно такие, какими он их воспринимает. Например, ребенок считает, что луна следует за ним во время его движения и останавливается, когда ребенок стоит на месте. Свое восприятие малыш считает истинным и не отделяет свое Я от окружающего мира и мира вещей.

Дети не различают субъективный и внешний миры

Исследователь Пиаже обнаружил, что ребенок не учитывает внутренние намерения поступков и судит о поступках только по внешнему эффекту, по результату. Так, например, ребенок может считать, что ветви деревьев создают ветер.

Для ребенка вещь и мысль о ней едины

Для детей знак существует наряду с самой вещью, а не являются ее частью. Лишь постепенно, благодаря развитию интеллекта, ребенок начинает понимать, каким образом реальность отражается в его внутреннем, субъективном представлении об окружающей действительности. Так постепенно ребенок начинает осознавать свой внутренний мир. Ребенок рассуждает со своей точки зрения, полагая, что она абсолютна и не имеет альтернативы. До определенного возраста ребенок не может поставить себя на место другого человека или рассматривать совокупность точек зрения.

Дети считают свою позицию единственно верной

Ребенок отходит от эгоцентризма, осознавая субъективность своей позиции. Общаясь с другими людьми, ребенок начинает понимать, что его точка зрения не единственная. Соотнося свою позицию с позицией окружающих, ребенок отталкивается от эгоцентризма и учится искать объективные свойства предметов. Кооперируясь с другими людьми, ребенок приспосабливается к обмену мнением. Так происходит социализация ребенка.

  • Автор: Татьяна Гамаюнова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Детки бывает говорят и правда очень своеобразные вещи, разобраться в этом непросто.

Зато как здорово читать детские неумелые фразы - обхохочешься!

Интересненько, как это вообще можно исследовать :)