Развитие креативности и творческого мышления ребенка

Назад
Развитие креативности и творческого мышления ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Вы видите в дошкольнике большой творческий потенциал? Такие способности детей, как креативность и творческое мышление можно и нужно развивать. Какие детские занятия и развивающие игры в этом помогут, узнаем у психолога Татьяны Гориваловой.

В последнее время все мы (а не только представители творческих профессий) часто слышим или читаем выражение «креативный человек». Подобная лестная характеристика – свидетельство признания. Но что стоит за ней?

Сегодня во всех сферах крайне востребована творческая личность – жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал – найти в себе вожделенный креатив.

Соответственно, для родителей становится важно понять, что такое креативность ребенка, являются ли врожденными или благоприобретенными ее показатели, можно ли стимулировать развитие этой способности?

К сожалению, наша система воспитания и обучения не слишком способствует развитию у детей способности к творчеству (в широком смысле этого слова). Поэтому, если хотите в будущем видеть ребенка человеком состоявшимся, формируйте в нем качества, обогащающие его творческий потенциал, заложенный природой.

В детском характере изначально присутствуют важные составляющие креативности: оригинальнальность мышления и любознательность.

Важные составляющие

Американский психолог Э. Фромм предложил такое определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. Конкретизируем...

  • Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
  • Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать однообразие методов решения, своевременно отказываться от ложной гипотезы.
  • Оригинальность – способность к генерации парадоксальных и неожиданных идей, отличающихся от общепринятых, – связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
  • Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
  • Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
  • Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться «странных» выводов и доводить дело до конца, даже рискуя личным успехом и репутацией.

Любое дело требует творческого подхода и увлеченности, но выбор занятия все-таки должен принадлежать ребенку.


Все дети способны?..

Являются показатели креативности врожденными или они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей, Э. Торренс, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Сам Торренс считал, что творческое мышление обнаруживается после 5 лет, по данным других психологов, ориентирующихся на разные критерии и оценки, эти сроки колеблются от 1,5 до 6 лет.

Творчество – всегда воплощение индивидуальности и форма самореализации личности, а еще – возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему, и они (рано или поздно) непременно проявятся. Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей. И активное формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития ребенка.

Надейтесь только на себя

Не стоит возлагать надежд на детский сад и школу. Детская креативность – это воображение ребенка плюс творческий порыв взрослого. К сожалению, среди воспитателей и педагогов не так много людей творческих. Традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Все зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения в детском саду или школе: задачами «закрытого» типа с единственно правильным ответом, или «открытого», которые предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов. Именно «открытые» задачи формируют оригинальность и самостоятельность мысли. Понятно, что речь не только о математических задачах, а о заданиях в любом разделе знаний и виде творчества.
К сожалению, именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. В дошкольном детстве творчество (устное словесное и изобразительное) было свободным и естественным состоянием ребенка, а школа ставит его в жесткие рамки: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, только в той форме, которая соответствует уроку (труд, рисование, ритмика). Следовательно, маленькому школьнику нужна помощь родителей, чтобы пережить этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации, выражения своего «я».


Творите!

Нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Пробуйте вместе с ребенком «проигрывать» предложенные вами сюжеты и убедитесь в том, что вы сами – человек творческий, нестандартный, увлекающийся (как нет детей без воображения, так и нет взрослых без творческих порывов). В самых разных ситуациях спрашивайте: «А что, если...?» Предлагайте на рассмотрение темы типа: «Что случится, если в детском саду не будет воспитателей?» или «Представь, что ты пишешь сказку «Колобок». Какие изменения ты бы внес в сюжет?». Принимайте и высоко оценивайте любые ответы – от простых и реальных до самых фантастических и завиральных.

В дороге, когда малышу скучно, в очереди к врачу, когда ему тревожно, учите связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия: пусть в его сказке окажутся Буратино, Незнайка и Винни-Пух. Пофантазируйте, как будут развиваться события, подружатся ли герои.
Играйте с ребенком в «плохо/хорошо» (плохо, если идет дождь: лужи, грязь, нельзя гулять и т. д; хорошо, если идет дождь: можно бегать по лужам, трава и деревья ярче зеленеют и пр.). Вместе придумывайте самые разные темы для этой игры: плохо/хорошо, что наш пес не умеет говорить; когда болеешь и т. д.

Исследователи отмечают важность создания для ребенка «творческого поля» и представления ему большой самостоятельности в генерации идей и выборе способа действия.
Одним из главных условий организации дома творческих занятий является атмосфера доброжелательности и доверия, пробуждающая у ребенка потребность в творческом самовыражении. Он должен быть уверен, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и оценены.

  • Учите малыша отказываться от обыденного взгляда на жизнь, доверять догадке и интуиции, рассматривать объект с нескольких точек зрения – создавайте условия для «умственной разминки». Чаще предлагайте ребенку для обсуждения парадоксы; учите замечать противоречия; помогайте видеть аналогии.
  • Тренируйте умение предлагать большое количество идей в рамках заданной темы, давать их оценку, детализировать более удачные и выбирать оригинальное решение.
  • Учите ребенка менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных условий. Пусть он подбирает новые свойства предмету, представляет и объясняет их практическое назначение.
  • Формируйте способность делать фантастические преобразования самого объекта, его свойств, места его нахождения или обитания с помощью приемов, заданных вами или выбранных самим «фантастом».
  • Постарайтесь убедить ребенка, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок, а воспринимая новшества и изменения,
  • не стоит противиться им. Всеми возможными способами развивайте в нем потребность в учении и самообразовании, приучайте быть настойчивым в добывании необходимой информации.


Осторожней с критикой

Многие дети, демонстрируя родителям свои достижения (придуманные истории, стихи, поделки, рисунки, аппликации и т.п.), смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось», «У меня, наверное, все неправильно». Иногда такие оценки соответствуют истине, но часто за ними скрывается совсем другое. Ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но сам снижает впечатление от нее, надеясь, что взрослый все отметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание.

С раннего детства необходимо объяснить ребенку, что к своему труду нужно относиться с уважением. Известно, что у всех людей есть «фильтры», через которые проходит любое творение, собственное и чужое. Эти фильтры могут снижать ценность получаемых результатов: «Мне не удалось хорошо нарисовать ежика», «Я придумал плохую загадку», «Моя сказка никому не понравится». Говорите ребенку, что нельзя занижать ценность своей работы, говоря о ней как о неудавшейся еще до того, как ее «отфильтруют» окружающие. С вашей помощью малыш должен отказаться от подобных формулировок. Можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «ой, у меня не так...» назначается штрафное очко. Штрафы не только останавливают забывчивого, но и служат своего рода предупреждением: люби то, что ты делаешь.

Отношение взрослого к результатам детского творчества – вопрос щекотливый: всегда должно превалировать бережное внимание к тому, что создает ребенок. На первых творческих занятиях стоит полностью отказаться от критики, но когда в процессе совместной деятельности отношения доверия и открытости между вами и ребенком закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной креативной задачей.

Игра должна быть… Какой? Нескончаемой! Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его креативность, всегда была и остается игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей огромное значение имеет сам процесс, эксперимент, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

Дайте волю фантазии

Творческое начало проявляется и в выборе темы игры, и в поиске способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а искренне и непосредственно, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства – используют безграничные ресурсы фантазии.

Воображение (фантазия) – подобно чуткому музыкальному инструменту, овладение которым открывает возможности самовыражения, требуя от ребенка поиска и исполнения собственных замыслов и желаний. Фантазия не знает граний и преград.

Воображение помогает творчески преобразовывать действительность, его образы гибки и подвижны, а их комбинации позволяют получать новые и неожиданные результаты. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях требуются мышлению.

Фантазия позволяет смело «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Полноценное развитие этой важной психической функции является основой для совершенствования творческих способностей ребенка.

  • Автор: Татьяна Горивалова
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

12 комментариев к записи

Мне тут недавно один хороший детский педагог сказал, что убить весь творческий потенциал в ребенке можно обучением чтению с 3-х лет. Теперь даже не знаю что делать. Моим почти 4 года, хотела летом научить их читать...

Прошлым летом возила детеныша своей подруги на занятия рисованием, ей тогда было 2 годика. Я все никак не могла успокоиться на тему: Нарисуй солнышко, а вот здесь травка и облачко! А моя знакомая, всегда говорила мне: Отстань, нужно просто каля-маля, потом все нарисуется само собой! Так и произошло, надо было просто немного подождать и ребенок стал сам рисовать, воображать, фантазировать и т.д. Может не надо пока читать?

а как чтение может загубить фантазию? вот мне наоборот нравилось читать (конечно лет в 8-9 уже, и воображение работает от книг лучше!). если ребенок любит рисовать, то причем тут чтение? научившись читать он что забудет как рисовать? не понимаю.... вот моему 2года. он сам спрашивает на буквы: кто это? я отвечаю. он все схватывает на лету и знает все гласные, хоть мы специально и не занимаемся. но при этом он такой выдумщик, что порой я удивляюсь от куда это он взял? (может от папы? у меня как-то не оч творческая семья. хотя мы с ним постоянно что-то рисуем, лепим и т.д. все хвалят нас, но по сути я сама не креативщик - все беру из нэта. Надеюсь вырастить заинтересованного и умного ребенка с хорошей фантазией! главное,как я думаю, не "бить по рукам" его в его творческих порывах!даже если он,к примеру, строит дом не из кубиков, а из книг или зверей не надо говорить - ты что!кто так делает!надо из кубиков строить! - вот это точно убьет все творчество в ребенке!

Полностью согласна!!! Просто если уже речь идет об обучение таких малышей, оно должно быть в виде игры, без насилия, уроки должны быть короткими... Если не делать занятия напряжными для ребенка, то они не надоедят и не повлияют на желание малыша фантазировать и творить!!! ))

Понимаешь, наша соседка на даче - прекрасный детский учитель начальных классов. И стоит там все очень дешево, а ей нужны деньги. Вот я и думала - мягко, в игровой форме - ходили бы к ней заниматься. В городе так все сложно организовать, а здесь - ну просто идеально. К тому же Степа у меня сам просит - покажи как читать, какие это буквы - и сам показывает.

Вариант действительно очень интересный, может быть наоборот, пускай она к вам приходит просто в гости и заодно будет отвечать просто пока на вопросы ребят и так очень аккуратно расскажет и про буковки и про циферки?! Интерес ребенка надо удовлетворять, не говорить же ему, что ты еще маленький чтобы читать, потом можно что-то подобное услышать, когда время уже придет по теории... А вообще не надо все под общую гребенку, правильно?

Согласна. Мы попробуем, а там посмотрим... Муж же начал читать в 4 года (сам научился!) и на его творческие способности это никак не повлияло. Именно этим и зарабатывает )))

С детками вообще все надо пробовать. Вот у нас ближайший пример, как перенос ванны на утро дал плоды нормального режима просыпания (8 утра, а не 5-6), нормального настроения вечером (раньше были капризы), хотя моя мама считает, что это неправильно и ванна должна быть вечером. Но дочке нравиться и мы рады :) Генетика может быть оказывает влияние? :))))

Конечно, оказывает ))) Дети счастливы, когда родителям хорошо, правда? Какая разница, когда купать. У меня знакомые купают дочку 4 мес в 4-5 утра. И всем хорошо )))

Счастливые родители = счастливые дети! Вот у нас подобная ситуация с 4 мес. и началась приблизительно (может все этим страдают в этом возрасте?), зато ребенок в ночь уходит рано, в районе 5-6 вечера :) тоже удобно.

garm0nika, Счастливые родители = счастливые дети! Согласна! И вся семья счастлива)

Конечно удобно. Весь вечер свободен!