Детский сад: адаптация, здоровье детей, режим дня

Назад
Детский сад: адаптация, здоровье детей, режим дня
- {{rating.rating | number}} +

Ребенку пора в детский сад. Родители задаются вопросами: сколько продлится адаптация в детском саду? Как приучить ребенка к новому режиму дня? Почему в саду так часто дети болеют и каким детям подойдет альтернативный детский сад? На эти и другие вопросы ответит педагог Ася Штейн.

 

Необходимый этап или вынужденная необходимость?

В большинстве своем трехлетки легко осваиваются в новых условиях и, после недолгого периода адаптации, с удовольствием ходят в садик. Но в каждой группе обязательно найдутся два–три горемыки, которые так и не впишутся в детсадовскую жизнь: один постоянно болеет и в группе проводит совсем мало времени; другой и через месяц, и через год со слезами расстается утром с мамой, а потом часами стоит возле окна или забора, ожидая, когда его заберут; третий наотрез отказывается участвовать в утренниках и общих играх… Промучившись с неудачливым детсадовцем какое-то время, родители приходят к выводу: похоже, малыш так никогда и не адаптируется к детскому саду.
Для начала попробуем разобраться: а обязательно ли детям вообще ходить в детский сад? На этот счет существуют диаметрально противоположные мнения, причем в дискуссиях участвуют не только родители, но и психологи.

Мнение «за»

Сторонники детсадовского воспитания убеждены, что все дети начиная с трех лет должны ходить в детский сад, это необходимый этап взросления маленького человечка:

  • в детском саду ребенок имеет полноценное общение со сверстниками;
  • сад приучает к порядку и дисциплине;
  • только в детском саду ребенок может научиться взаимодействовать с чужими взрослыми;
  • детский сад обеспечивает ребенку полноценное, последовательное и всестороннее развитие, готовит его к школе;
  • организм малыша закаляется в борьбе с детскими болезнями, тренируется его иммунитет.

Мнение «против»

Противники детского сада считают, что полноценное воспитание ребенок может получить только в семье, а детский сад – вынужденная мера, если у родителей нет возможности сидеть с ним до школы или пригласить няню:

  • в садике дети недополучают родительского тепла и любви;
  • в саду дети часто болеют;
  • ни один детский сад не в состоянии обеспечить ребенку индивидуальный подход, здесь всех «стригут под одну гребенку»;
  • детсадовские занятия не могут в полной мере развить таланты малыша и качественно подготовить его к школе.

Само собой разумеется, сторонники первой точки зрения будут изо всех сил стремиться преодолеть сопротивление крохи и всеми правдами и неправдами заставить его ходить в детский сад. Приверженцы второй, если и попытаются устроить малыша в садик, при первой же неудаче зачислят его в число «несадовских» и с облегчением вернутся к более приемлемому для них домашнему воспитанию.

Истина – посередине!

Истина, как водится, лежит посередине. Конечно же, детский сад – не панацея и далеко не единственный способ социализировать ребенка и подготовить его к школе: есть немало детей, которые никогда не ходили в садик и при этом не испытывали никаких проблем при адаптации к школе. С другой стороны, не стоит отрицать и того, что хороший детский сад может дать ребенку социальный опыт, обеспечить который в семье довольно сложно.
Поэтому, если у малыша есть проблемы, которые могут помешать его адаптации к детскому саду, стоит трезво взвесить в каждом конкретном случае все «за» и «против» и продумать:

  • можно ли компенсировать эти проблемы с тем, чтобы все-таки отдать кроху в детский сад через год-другой;
  • каким образом восполнить недостаток детсадовского опыта, если все-таки выяснится, что малыш не сможет туда ходить.

Здоровье важнее!

Если у ребенка есть какие-то серьезные хронические заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной или пищеварительной системы, почек, тяжелые аллергические (нейродермит, бронхиальная астма) либо аутоиммунные (ревматизм, системная красная волчанка) заболевания, необходимо сначала добиться устойчивой ремиссии (не менее года) и только потом обсудить вместе с лечащим врачом возможность посещения детского садика.
Не стоит торопиться с детским садом и ослабленным, часто болеющим детям. В этом случае потратьте ближайший год на то, чтобы укрепить здоровье крохи при помощи обливания, бассейна, длительных прогулок, физиотерапии, климатического лечения.

Важно! В некоторых случаях малышу, наоборот, необходимо как можно раньше начать посещать профильный лечебный детский сад:

  • при нарушении зрения;
  • при логопедических проблемах;
  • при задержке нервно- психического развития;
  • при заболеваниях позвоночника и опорно-двигательного аппарата.

Обратите внимание

Считается, что период адаптации к детскому саду, когда большинство детей часто болеет ОРВИ, продолжается два, максимум три месяца. Если и после этого малыш продолжает болеть не реже раза в месяц, его стоит хотя бы на время забрать из детского сада.

Наш совет Выбирая детский сад для ослабленного ребенка, выясните в детской поликлинике, в каком саду вашего района дети болеют реже всего.

От мамы – ни на шаг!

Это вы знаете, что обязательно вернетесь за малышом вечером или даже после обеда. Но трехлетний ребенок живет здесь и сейчас, и для него понятия «потом» пока просто не существует.
Спокойный, уравновешенный, уверенный в себе ребенок довольно быстро переключается на новые впечатления, которыми так богата детсадовская жизнь, и через несколько дней, убедившись, что мама всегда за ним возвращается, перестает беспокоиться. Но для пугливого, эмоционально зависимого от мамы малыша первый опыт самостоятельной жизни может стать настоящей травмой.

Такая обостренная зависимость может быть вызвана многими причинами:

  • трудные роды, после которых кроху надолго разлучили с мамой;
  • тяжелая болезнь, во время которой малыш лежал в больнице один;
  • развод родителей или смерть кого-то из близких (если вдруг исчезли папа или бабушка, где гарантия, что не исчезнет и мама?);
  • появление еще одного ребенка в семье: малыш может решить, что родителям он больше не нужен и от него решили избавиться, отдав его в это малоприятное место.

 

Наш совет

Если вы ждете появления малыша и планируете отдавать старшего ребенка в детский сад, постарайтесь сделать это как минимум за несколько месяцев до родов или, если не получается, подождите до следующего года.

Обратите внимание

Тревожного, зависимого малыша лучше приучать к самостоятельности постепенно:

  • оставляйте малыша ненадолго (сначала – буквально на десять-пятнадцать минут) дома или на детской площадке с кем-то из хорошо знакомых, но посторонних взрослых: с няней, подругой, дальней родственницей. Затем попробуйте оставлять его уже на их территории;
  • посещайте с малышом группу раннего развития, где обстановка максимально приближена к детскому саду, но где родителям разрешается присутствовать на занятиях, хотя бы в первое время.

После того, как малыш убедится, что вы всегда за ним возвращаетесь, и перестанет бояться вас отпускать, можно уже подумать о группе краткосрочного пребывания, где дети проводят всего два–три часа, и лишь затем, если все пойдет благополучно, – о полноценном детском садике.

«Тайфуны» и «тормозы»

И гиперактивные шустрики, и медлительные копуши чувствуют себя в детском саду одинаково неуютно. Не вписываясь в ритм жизни детсадовской группы, нарушая привычный распорядок дня, они раздражают воспитателей, у которых попросту нет времени ждать, пока гиперактивный Вася вылезет из-под стола, а медлительная Кира доест кашу и можно будет, наконец, начать общее занятие. При этом и «тайфунчики», и «копуши», как правило, не слишком аккуратны, медленнее других детей овладевают навыками самообслуживания, эмоционально нестабильны, словом, являются типичными нарушителями детсадовского спокойствия.
Сюда же стоит отнести и детей, у которых нет серьезных проблем с произвольной регуляцией, но они живут по собственному внутреннему ритму, который плохо согласуется с детсадовским режимом:

  • с трудом встают по утрам;
  • отказываются спать днем;
  • не вписываются в общепринятый режим питания (не могут съесть за один прием положенную порцию, имеют стойко выраженные пищевые предпочтения);
  • отказываются участвовать в групповых мероприятиях (играх, праздниках, занятиях).

Строго говоря, индивидуальный ритм есть у каждого ребенка, но одни дети способны без особого труда подгонять его под общие требования, а для других – это настоящая трагедия, чреватая серьезными проблемами, начиная от энуреза и кончая устойчивыми неврозами и аутистическими реакциями.

Если малыш испытывает в детском саду стойкий дискомфорт и, к тому же, раздражает воспитателей, его, несомненно, стоит забрать из садика. Идеальный вариант для таких деток – альтернативный детский сад с гибким режимом.
К сожалению, таких детских садов немного и, как правило, они достаточно дороги. В этом случае малышу подойдет группа временного пребывания, где нет таких жестких режимных требований.

Обратите внимание

И гиперактивным, и медлительным детям в дошкольном возрасте необходимы коррекционные занятия с психологом, иначе им будет очень сложно адаптироваться к школе.

Маленькие гении

Не по годам развитому, одаренному ребенку, который к четырем годам играючи выучился читать, а на досуге сочиняет стихи или пишет картины маслом, в детском саду откровенно скучно: детсадовскую программу он давно перерос, а общаться с существенно менее развитыми сверстниками ему неинтересно.
С другой стороны, давно известно, что у маленьких детей сверходаренность в одной сфере, как правило, сочетается с некоторой задержкой в других. Маленький скрипач с абсолютным слухом может не уметь надевать колготки, а юный Ньютон, сутки напролет размышляющий об устройстве Вселенной, с трудом осваивает двухколесный велосипед.
И почти все одаренные дети испытывают те или иные трудности в общении. Поэтому ограничиваться домашним воспитанием, всецело сосредоточившись на раскрытии талантов маленького гения, не стоит. Гораздо полезнее найти детский сад с интенсивной программой, где малыш будет чувствовать себя среди равных.

Это детские сады, работающие:

  • по программе Л.А. Венгра «Развитие»;
  • по программе М.А. Васильевой;
  • по системе Монтессори;
  • при крупных гимназиях.

Наш совет

Если по тем или иным причинам вы не можете или не хотите устраивать одаренного ребенка в садик, следите, чтобы его развитие было разносторонним, заботьтесь, чтобы он хотя бы несколько раз в неделю мог играть с другими детьми.

Несадовские родители

Нередко проблема коренится вовсе не в малыше, а в его родителях, которые на самом деле вовсе не хотят отдавать малыша в детский сад, но вынуждены сделать это в силу обстоятельств или под давлением близких. В этом случае, сознательно или бессознательно, они хотят вовсе не адаптировать малыша к садику, а наоборот, доказать себе и окружающим, что ему там будет плохо.

Собственный негативный опыт

Маме (реже – папе) было плохо в детском саду, они с ужасом вспоминают эти годы и убеждены, что детский сад – это всегда кромешный ужас. Оправдание ухода из социума Мама по тем или иным причинам не хочет возвращаться на работу или в институт, но принять такое решение она боится, поскольку оно кажется ей социально неприемлемым, и в качестве оправдания моделирует – чаще всего бессознательно – ситуацию, при которой она имеет моральное право не выходить на работу.

Эмоциональная зависимость

Мама психологически не готова к разлуке с малышом, ей страшно или просто некомфортно отпускать его от себя. Прежде всего нужно разобраться в собственных чувствах.

  • Подумайте, что именно мешает вам отпустить малыша от себя.
  • Сформулируйте, честно и беспристрастно, в чем заключаются ваши страхи, и попробуйте докопаться до их причины.
  • Решите, каким бы мог быть идеальный детский сад, куда бы вы были готовы отдать своего кроху.
  • Найдите дело, которое в ваших глазах оправдало бы разлуку с малышом (высокооплачиваемая работа, второе высшее образование, рождение еще одного ребенка и т. д.).
  • Обратитесь за помощью к психологу, если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно.

И помните: даже ребенок имеет право на собственную жизнь, в той мере, в которой он к ней готов.

Альтернатива детскому саду

Если ребенок категорически не вписывается в формат классического детского сада, можно попытаться устроить его в альтернативный садик.

  • Дети, испытывающие проблемы с произвольной регуляцией (медлительные, гиперактивные, эмоционально неустойчивые) и вообще те, кто с трудом адаптируется к жестким режимным требованиям, будут чувствовать себя комфортнее в вальдорфском детском саду.
  • Тревожные, ранимые, эмоционально зависимые дети, не готовые к «большому плаванию» в группе из 20–30 сверстников, возможно, легче адаптируются в так называемом семейном детском саду, где пять-шесть мамочек, скооперировавшись, сами по очереди присматривают за малышами.
  • Интеллектуально одаренный ребенок, склонный к уединенным играм и размышлениям и быстро устающий от групповых занятий, лучше адаптируется в детском саду Монтессори, где основной упор делается на индивидуальную работу.

Нужно, однако, понимать, что таким образом вы не решите проблем крохи, а лишь отложите их решение на неопределенное время: гиперактивный так и не научится контролировать свое поведение, одиночка – работать в группе, а тревожный – уверенно чувствовать себя среди незнакомых людей. Поэтому нужно обязательно постараться к моменту поступления в школу скорректировать проблемы малыша, обратившись за помощью к психологу или коррекционному педагогу. 

  • Автор: Ася Штейн
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

7 комментариев к записи

для того, чтобы период адаптации ребенка прошел безболезненно необходимо объяснить ему, что такое детский сад и зачем туда ходят дети. нужно простыми словами создать положительный образ садика) не критикуйте детский сад в присутствии ребенка... не нервничайте и не переживайте по поводу расставания с ребенком - дети очень чутко реагируют на расставание с родителями!

Как же! Обясниш крохе 2-х лет, а то и меньше, что такое детский сад и что там делать! Все дети индивидуальны! Каждому свой подход. Действительно родители сами, в первую очередь, должны подготовиться к первому этапу взросления своего чада. Не критиковать воспитателей в его присутствии, и не давить на ребенка фразами: "надо и никуда не денешся". Иногда полезно поменяться местами, чтобы папа водил в сад , вместо мамы, или наобарот. Для меня важно, чтобы не болел!

Когда мы ходим в магазин, который находится около детского садика, дочка смотрит за забор с интересом, разглядывает там шарики, качели и просит меня отвести ее в садик. Думаю, это хорошо, что у нее формируется такой притягательный образ сада, получается, мы как бы непроизвольно к нему готовимся))

Я считаю, что малышу можно и нужно объяснять, что такое детский сад, что там делают ребятки, почему они туда ходят и пр. Ему обязательно нужно знать, что в садике не страшно, а весело и интересно! А что 2-хлетки этого не поймут, позвольте с вами, Надежда, не согласиться! Моему крохе 9 месяцев, так он уже прекрасно понимает элементарный набор слов и действий, таких как: молочко, собачка, птичка, зайка, кушать, гулять, ходить, играть, нельзя (при этом, если "нельзя" относится, например, к "не ползи к собачке", останавливается, хитро улыбается, резко разворачивается и и с визгом ползет дальше терроризировать собаку)... да таких примеров я могу привести множество! Ребенок к 2-ум годам имеет очень большой пассивный словарный запас, и если он еще не может связно говорить, это абсолютно не означает, что он вас не поймет!

Анастасия. моей дочери 19 мес и хоть словарный запас и большой. да и активный подрастает. объяснить что садик круто не реально! вот в 2,5-3 уже реальнее. т.к. ребенок делает только то что хочет....пример - нам нужно бросить соску. я ей говорю - ты большая соса для малышей давай ее отдадим...ну и т.д. реакция: да! и несет ее кукле или малышу на улице....все отлично. но как сама захочет соску идет и орет "мам мммм(сосательные движения) и плевать ей уже на мои слова что ты же ее отдала. Так вот если 2 летки не понравится в саду а скорее всего если вы уйдете когда приведете ему сразу это не понравится - фразы мама придет уже не подействуют!

Опять же и да и нет... Относительно соски, отучать нужно более изобретательными способами! ;)) Зайдите на форум сайта, там есть пара реально здоровских примеров! :)) А вот насчет сада, дело может прежде всего в том, что малыш просто еще очень сильно привязан к маме, но создавать некую идеальную картинку этого места заранее, объяснять, что там будет происходить и что там он будет в такой же безопасности как и с мамой, что там будет много игрушек и новых друзей, даже в таком мелком возрасте, нужно, если мама понимает, что малыша придется отдать в сад раньше 3-х лет... А дальше начать походы в садик постепенно, по часу в день. 2-3 раза в неделю и т.д. постепенно увеличивая интервал. Конечно, резкое изменение обстановки и целый день без мамы вызовет у ребенка дикий протест, причем не важно год ему, полтора или все три!

Статья интересная, а вот выводы в ней заключительные меня вообще не порадовали, я совершенно не согласна с ними.