Как понять первоклассника: 13 советов

Назад
Как понять первоклассника: 13 советов
- {{rating.rating | number}} +

1 сентября - день, когда у ребенка появляется масса новых обязанностей. Ходить в школу, делать уроки, делать домашнее задание. Как понять ребенка, даже если он не рассказывает о своих проблемах в школе, чем ему помочь в начале учебного года? Профессиональный педагог дает рекомендации, как наладить контакт с ребенком и помочь ему сориентироваться в новой для него обстановке.

Начало учебного года, первый класс, торжественная линейка и новый рюкзак… родители украдкой смахивают скупую слезу платочком, ведь у ребенка начинается новая жизнь. Тревоги родителей понятны: все желают своему малышу хороших отметок, легких и интересных уроков, много новых друзей. На деле же часто случается, что ребенок, попадая в отличный от привычного мир школы, не сразу может в нем сориентироваться. Как вовремя среагировать на тревожные «звоночки» и что предпринять родителям, рассказывает педагог Алина Сергеевна Бикеева, автор книг и мама двух взрослых дочерей.

Как понять, нравится ли ребенку в школе и все ли там хорошо

Дети очень часто своим поведением, своим лексиконом, своими эмоциями и реакциями передают миру какие-то скрытые сообщения. Скрытые, потому что явно они нам ничего не сообщают, вербально эти сообщения не оформляют, а иногда и вовсе не имеют такого намерения что-то кому-то сообщить, передать, поведать. Но, родители должны быть первыми психологами собственного ребенка и уловить своим шестым родительским чувством, увидеть третьим глазом, прочитать между строк, почувствовать своей родительской интуицией, поймать неуловимое, когда ребенок посылает, вольно или невольно, скрытные сообщения миру и всем окружающим.

Кем вам придется быть – психологом, детективом, экстрасенсом, следователем по особо важным делам (а все дела, связанные с детьми, должны быть особо важными для их родителей!) или целителем – это уж у кого как получится. Лишь бы вы, уважаемые родители, не пропустили, вовремя уловили, почувствовали, почуяли и расшифровали скрытые сообщения, посылаемые миру вашим ребенком, и сразу же начали действовать, принимая адекватные меры. А как именно все это почувствовать, учуять и расшифровать – вам подскажет ваша родительское сердце. Главное, слушайте своего ребенка, наблюдайте за ним, общайтесь с ним и будьте в курсе всех его дел.

Внимание, мудрый взрослый! Будьте первым и главным психологом в жизни своего ребенка! Психологом или кем-то еще. Будьте ПЕРВЫМ и ГЛАВНЫМ в жизни своего ребенка.

Пожелания родителям первоклассников

Старайтесь ПОНЯТЬ своего ребенка. Что ребенок чувствует, как себя ощущает в новой роли, в роли школьника. К примеру, чтобы понять, как это – учиться писать – возьмите, уважаемые родители, ручку в левую руку (если вы правша) и поучитесь красиво писать. Для самых отважных родителей экперимент можно усложнить. Возьмите ручку … в правую ногу (зажмите ручку между двумя пальцами ноги) и попробуйте писать. Чтобы понять, что ребенок ощущает, когда читает букварь или учебник, вы, уважаемые взрослые, возьмите учебник химии за выпускной класс школы и прочитайте один параграф.

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

«Не хочу учиться!
А хочу… сам не знаю, что!»

Если ребенок не хочет учиться, то во-первых, родителям важно понять, почему именно. Все причины укладываются в три основные категории:

  • не хочет (почему?)
  • не может (например, в силу возраста, или ему не подходит методика преподнесения учебного материала)
  • не умеет (взрослые не научили, не натренировали, не привили навыки умственного труда).

Разобравшись с причинами, можно начинать действовать по их устранению.

Просто мысль: Дети не могут и не должны хотеть и любить учиться и при этом научиться чему-то сами по себе. Хотя такое изредка случается, но в целом, в этом деле могут и просто обязаны им помогать взрослые. Мудрые взрослые.

Почти философская рассуждалка: Если ребенок плохо учится, в этом виноваты взрослые. Они не смогли или не захотели понять его стиля учения и организовать ребенку такую учебу, чтобы он мог хорошо учиться и действительно чему-то научиться. Плохая учеба ребенка любого возраста требует безотлагательного вмешательства взрослых и их полной вовлеченности в многотрудный процесс коррекции ситуации.

Методики, позволяющие наладить контакт с ребенком

Ролевые игры у вас дома

Ребенок ничего не рассказывает, или толком объяснить про школьные проблемы ничего не может? Поиграйте с ним! Поиграйте … в школу. Станьте учеником, а его назначьте учителем. Учеников в вашей ролевой игре может быть несколько – по количеству вовлеченный в игру родственников. Играйте искренне, вовлеченно и самозабвенно. Увлекшись игрой, ребенок многое вам поведает. Не прерывайте игры, не приставайте с допросами – что и как – просто наблюдайте и подыгрывайте.

Общайтесь с ребенком, а не только обменивайтесь информацией в режиме «вопрос –  ответ»

Если у вас получится наладить настоящее общение, а не просто обмен информацией, вы будете лучше понимать ребенка, находясь в курсе его дел и проблем в том числе. Начиная с ребенком разговор, подберите для этого подходящее время и место, создайте доверительную и доброжелательную атмосферу. Не начинайте свой разговор фразой: «А ну-ка подойди-ка ко мне, я хочу с тобой серьезно поговорить!». Начинайте разговор непринужденно, расслабленно и с юмором, возможно, вспоминая что-то забавное из своего детства и школьных лет.

Рисовальная терапия

Не получается разговор, не заладилась игра? Начните с ребенком … рисовать. Для начала расскажите ему о своих школьных учителях и одноклассниках, а потом нарисуйте забавные рожицы, их отображающие. Спросите, сможет ли ребенок нарисовать своих одноклассников и учителей. Устройте соревнование, кто из вас изобразит людей забавнее. Чем нелепее будут ваши рисунки, тем в больший восторг придет ребенок – ведь ему не нужны профессиональные художники, а нужны профессиональные мама и папа, его понимающие. Показывая ребенку свои рисунки, расскажите коротко, почему именно так вы изобразили там этих людей. Попросите ребенка объяснить его рисунки.
Предупреждение родителям. Чтобы заняться с ребенком рисовальной терапией строго воспрещается быть профессиональным художником и вообще уметь рисовать. Но очень даже разрешается быть любящим и мудрым взрослым с чувством юмора и такта.

Организовывайте внешкольный досуг ребенка

Разумеется, дети устают от школы, об учебы, от каждодневной рутины. Организовывайте жизнь ребенка так, чтобы в ней было много всего интересного ВНЕ школы и учебы. В жизни подрастающего человека не может быть одна только учеба. У него в жизни должно быть много самых разных дел, интересов и увлечений. А вовлечь ребенка в разные интересные занятия, привить ему разные увлечения могут и должны взрослые, находящиеся рядом. Чувствуете ребенок сильно устал? Переключите его внимание на что-то другое, не связанное со школой и учебой.

Фокус внимания

Не акцентируйте внимание на ошибках, неуспехах и оплошностях ребенка. Но всегда отмечайте его достижения и празднуйте его успехи. К сожалению, в нашей педагогике мы, как правило, зорко следим за ошибками, исправляя их красными чернилами и, увы!, не замечаем успехов.

Разговаривая с ребенком об успеваемости, мы говорим: «У тебя 4 ошибки в диктанте. Это – плохо». А ведь можно было бы сказать: «Диктант состоял из 50 слов. Ты 4 слова написал с ошибками, но 46 слов им написаны абсолютно верно. 46 безошибочно написанных слов – это очень хорошо!».

Или мы говорим ребенку так: «В пересказе текста ты сделал 5 ошибок. Это никуда не годится!». А можно было бы сказать так: «При пересказе текста ты произнес 40 предложений. 35 из них построены верно. Это – успех! 35 правильно построенных предложений! И мне так интересно было слушать твой рассказ!». Или можно было бы сказать так: «В прошлом учебном при пересказе текста ты говорил всего 20 предложений, делая при этом в среднем 5 ошибок. В этом году ты говоришь уже 40 предложений. Прогресс очевиден, а количество ошибок не увеличилось».

А мы говорим так: «Ты не решил 3 задачи в последней контрольной работе. Это – плохо». А можно было бы сказать по-другому: «Последняя контрольная работа была очень сложной. Она состояла из 8 задач, причем по разным темам. Тебе удалось решить 5 задач. 3 задачи не получились, их решения оказались ошибочными. Но мне понравилось, что ты боролся до конца. Даже после звонка ты продолжал сидеть за партой и искать решение этих трудных задач. Ты исписал целый лист черновика, пытаясь решить задачи сам, и не стал списывать готовых решений у товарищей. Ответы в трех задачах оказались неверны, но ты не сдал тетрадь с пустой страницей. Ты написал свои решения этих задач. Ты – молодец!»

Деликатность в общении с ребенком

Никогда не ругайте ребенка за какие-то его неуспехи в учебе в присутствии других детей и родственников. Возьмите за правило – обсуждение всех школьных сложностей и проблем только наедине. Если все же надо ребенка за что-то отчитать, не делайте этого несколько раз за одно и тоже дело, не припоминайте ребенку о его оплошности или ошибке.

Устраивайте ребенку праздники

И устраивайте домашние праздники. Праздник первой книжки, прочитанной самостоятельно. Праздник Букваря, когда тот успешно закончен. Праздник в честь первого школьного урока иностранного языка. И проч. Праздником можно сделать и первый день очередных школьных каникул, а также первый день зимы и вообще, что угодно. Придумывайте и празднуйте.

Помогите ребенку найти в школе друзей

Приглашайте к себе в дом одноклассников ребенка, подружитесь с их родителями. Устраивайте общие дела и праздники. Организуйте «Клуб первоклассных мам», в смысле мам первоклассников. Или бабушек. Или любых других любящих родственников.

Работайте зеркалом

Не отрицайте отрицательных эмоций ребенка. Человеку свойственно испытывать целую палитру самых разных чувств и эмоций. Да, среди них будут и негативные. Не надо за это детей ругать, одергивать или им это запрещать. Ребенок может и должен иногда плакать, расстраиваться и грустить. Не отрицайте негативные эмоции ребенка. Отразите любую такую эмоцию, как зеркало: «Слушай, как я тебя понимаю! Я тоже так нервничал, когда писал эти прописи. Помню, учительница меня часто ругала и исправляла все в тетрадке красными чернилами. Учиться трудно». Если разговор не получается, оставьте ребенка одного … попереживать, порасстраиваться, а, возможно, и поплакать. Пусть он останется наедине со своими эмоциями, испытав их сполна и успокоившись.

Поймите, какой стиль учения у вашего ребенка и какой у него психотип

  • Ученик может быть визуальным (лучше всего учится с текстовой опорой), аудиторным (лучше всего учится, слушая) или кинестетическим (лучше всего учится, делая).
  • Ученики бывают детальниками (изучают все подробно, в деталях) и глобальниками (воспринимают все в общем и целом).
  • Ученики и дети вообще могут быть шустрики (очень быстрые) и мямлики (замедленные).
  • Ученики бывают бегуны (учатся быстро, схватывая все на лету), пешеходы (учатся медленно, не спеша) и прыгуны (казалось бы засиживаются на старте, но потом рывками догоняют и перегоняют остальных).
  • У каждого человека какое-то из полушарий мозга является ведущим. Соответственно и ученики бывают правополушарными (правое полушарие мозга ведущее) и левополушарными (левое полушарие мозга ведущее). Для каждого характерны свои особенности.
  • Люди бывают экстравертами и интровертами.

Поймите психотип вашего ребенка и сильные стороны его учения. Всегда опирайтесь на сильные стороны личности.

О стилях учения и разных особенностях разных учеников подробно написано в моей книге А.С. Бикеева «Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь» в главе «Стили учения и детей и стили мучения взрослых».

Вопросы автору можно задать в блоге «Воспитание в картинках» на Кроха.ру.

С новым учебном вас годом, уважаемые родители!
С новым этапом жизни растущей рядом с вами личности!
Успехов!

 

  • Автор: Алина Бикеева под ред. Татьяны Гамаюновой

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

5 комментариев к записи

Нравится подход этого автора к детям!

Отличные методики!

Хороший материал для мам и пап первоклассников!

Интересно еще будет что-то почитать от Алины Бикеевой :)

Уважаемые родители, спасибо за ваши отзывы о моём материале. Я ещё рисую любительские (т.к. я их очень люблю! :D ) картинки. Почитать что-то ещё из моего и посмотреть авторские «говорящие картинки» можно в моём блоге ВОСПИТАНИЕ В КАРТИНКАХ вот здесь:

http://www.krokha.ru/blogs/vospitanie-v-kartinkah

Там же есть информация о моих книгах для родителей.

А недавно на сайте «Кроха» вышла моя статья
СЕМЬЯ, ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ПРО РОДИТЕЛЕЙ НЕВРОТИЧЕСКИХ, ОБЫЧНЫХ И ФЕНОМЕНАЛЬНЫХ

http://www.krokha.ru/psikhologiya/vospitanie-detey/semya-deti-i-roditeli-osobogo-naznacheniya