Как настроить ребенка на учебу после выходных: 7 советов

Назад
Как настроить ребенка на учебу после выходных: 7 советов
- {{rating.rating | number}} +

Понедельник - день тяжелый не только для родителей, но и для детей. После прогулок, отдыха, общения с друзьями или праздного времяпрепровождения нужно снова собирать учебники и идти в школу, внимательно слушать на уроке и выполнять задания учителя. Предлагаем несколько советов, как настроить ребенка на позитивное начало рабочей недели.

Вечер пятницы – настоящее воскресенье, психологически самое раскрепощенное и расслабленное время: впереди целых два дня свободы, целых два дня без дресс-кода, без режима, без занятий, без строгого оглядывания на каждый свой поступок,  без обязательных дел… И эти чувства хорошо знакомы как и взрослым, так и детям. Как правильно провести выходные и как настроить ребенка на учебу, которая начинается так скоро – уже в понедельник?

Обычно первоклассники ходят  в школу с удовольствием. Обычно им нравится то, что они уже большие, что у них есть новый статус, серьезное дело, рюкзак, форма и новое место с новыми интересными занятиями. Но постепенно дети привыкают к школе, первоначальный восторг уходит, и на первый план выступают школьные будни – с уроками и обязательными занятиями. Чем дальше движется учебный год, тем больше  накапливается усталость. Часто у детей появляются сложности и в общении, и в учебе. Поэтому очень важна перезагрузка – то, как ребенок проводит выходные, и то, как он из выходных снова ныряет в учебу.

Даже если у ребенка  нет особых проблем в обучении или в общении с одноклассниками,  ему не всегда бывает легко перестроиться с отдыха на школьные занятия. Какие небольшие, семейные, привычные ритуалы, которые, как правило, сопровождают вечер воскресенья, могут помочь детям (и взрослым) войти в рабочий ритм?

Мы опросили разных мам, как они обычно проводят с детьми вечер воскресенья, и попросили прокомментировать их уже знакомую нам Веру Георгиевну Калаганову, преподавателя начальных классов.
 
Чтобы настроиться на учебу, надо хорошенько о ней забыть


Мама № 1: У нас практикуется отсутствие режима все два с половиной дня, прогулки, музей, театр, валяние на диване. Что угодно, только не привычный режим и не занятия. А вечером воскресенья, начинаем мобилизацию и собираемся в школу: готовим с вечера школьный костюм, собираем рюкзак. Утро понедельника – бодрая музыка, вкусный завтрак, и марш-марш вперед, труба зовет.

Комментарий эксперта. Все это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для одного именно сбой режима дает полное ощущение того, что он отдохнул. Другому ребенку трудно переключаться с одного режима на другой, ему требуется время на адаптацию к новому распорядку. Поэтому может быть так, что за выходные ребенок настолько расслабился, что ощущение  «снова понедельник» становится для него настоящим стрессом. Ребенок не может снова настроиться на другой распорядок, на другие дела. В таких случаях организм соматически отреагирует рвотой, поносом, температурой. Единого рецепта правильных выходных и правильного настроя быть не может, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, которые, кстати, могут не совпадать с особенностями родителей. Насколько ребенку трудно удерживаться в рамках режима, как легко он может переключаться? Если переходы от состояния «все по звонку» к свободному плаванию происходят спокойно, то, пожалуйста, можно жить и без режима, Бывают дети, которым настолько трудно удержать себя в рамках в течение недели, и именно такой вариант отдыха для него становится настоящей отдушиной. Тогда вечером в воскресенье он может себе сказать – «вот, я хорошо отдохнул, расслабился, а теперь можно и поработать». И если ребенок сам себе это скажет, то ему будет легко, и в дальнейшем он сам сможет понять необходимость распределения времени. С другой стороны, возникает вопрос: если ребенку так трудно дается режим во время недели, то что это за режим? Слишком жесткая позиция родителей и неинтересный процесс обучения отбивают интерес к учебе. Если познавательный интерес не угас, и школа оправдывает детские ожидания – то ребенок идет в школу с интересом, и режим – процесс ненасильственный.  

Мама № 2. Наша семья старается на выходные выезжать на природу:  например, в теплое время года мы едем на дачу, когда ложится снег – едем кататься на лыжах, сноубордах. Главное -  подальше от города, чтобы чистый воздух и физические и спортивные упражнения держали организм в тонусе, помогали быть здоровыми.  Приезжаем мы в воскресенье вечером, а иногда и утром в понедельник – не вижу трагедии в таком варианте, если выспался ребенок и уроки сделаны. Поэтому в школу ребенок собирается еще в пятницу – готовит уроки, складывает портфель. Специальной подготовки к началу школьной недели  у нас нет, но сама ситуация приезда, время в дороге помогает психологически перестроиться с отдыха на учебу.

Комментарий эксперта. Хороший вариант: выходные проходят с пользой, причем в состоянии переключения с интеллектуальной работы на спортивную деятельность. И для ребенка это хороший вариант, а с медицинской точки зрения, пожалуй, самый лучший. Единственное, о чем стоит подумать: если ребенок сова, а планируются ранний подъемы, чтобы вовремя приехать в понедельник на занятия, наверное, ему будет сложно просыпаться к первому уроку?

Мама № 3. Мне кажется, что для полноценного отдыха хороша любая активность, не относящаяся к школе: кружки, интересные детские мероприятия, театры, музеи, экскурсионные программы. Чтобы была полная смена обстановки, чтобы можно было стряхнуть унылость и усталость, чтобы было весело, и познавательно, и интересно. А готовиться к новой учебной неделе можно, ориентируясь на расписание – допустим, у нас в субботу театр и прогулка – значит, уроки делаем в воскресенье. В воскресенье на мастер-класс? Значит, готовимся в субботу. На субботу-воскресенье запланирована поездка по Золотому кольцу? Тогда ничего не попишешь, уроки готовим в пятницу вечером. А настрой у нас на школу самый простой: вечером в воскресенье мы обсуждаем, как прошли выходные, что понравилось, что будем делать в следующие, и что расскажем друзьям в школе!

Комментарий эксперта. Тоже очень хороший вариант настроя – обсуждение того, что расскажем друзьям! Абсолютно согласна с тем, что на выходных не должно быть скучно и  уныло, чтобы у детей от отдыха были только положительные эмоции. Но я часто видела детей, которые не чувствуют себя отдохнувшими, если они в субботу или воскресенье делают уроки, идут на занятия. У ребенка, если присутствует момент обязаловки,  выпадает ощущение этого дня как выходного, даже если он занимался не больше часа. И, конечно, очень бы хотелось, чтобы детей не нагружали заданиями на выходные, потому что ребенок должен обязательно ощущать отдых – иначе он будет не справляться с нагрузками, и организм может отреагировать болезнью.

Отдыхать, но не расслабляться

Мама № 4. Я стараюсь не забывать, что ломка режима не дает отдыха, наоборот, приносит усталость. Поэтому мы стараемся придерживаться  обычного расписания сна, только подъем в выходные на час позже, тех же часов обедов и ужинов, прогулок, как в обычные дни. Уроки стараемся сделать в субботу или в воскресенье, в зависимости от планов семьи. Гуляем побольше, общаемся, но ничего, отнимающего много энергии, не планируем – все большие выезды оставляем на каникулы, иначе можно не отдохнуть и набраться сил, а банально устать. Вечерние выходы в гости, театры или вечерние прогулки у нас бывают, но это скорее исключение из правил. Ничто не должно выбить из колеи, отсутствие режима отбирает силы – вот мое мнение. Наоборот, перед новой школьной неделей надо отдохнуть, поиграть, полежать в ванне с пеной, пораньше лечь спать.

Комментарий эксперта. В данном случае я согласна с тем, что большие выезды стоит отложить на каникулы. Бывают, что родители на выходные вывозят детей отдыхать, например, в другую страну, на пляж – в Египет, Турцию. К сожалению, такие вылеты на выходные не приносят особой пользы. Родительское желание немного продлить лето понятно, но ведь приходится возвращаться. Во-первых, ребенок перемещается в другую климатическую зону, и акклиматизация не у всех проходит легко и быстро.  Во-вторых, дети в таких поездках обычно испытывают эмоциональный подъем – там ему хорошо, другая страна, тепло, море. Возвращение может быть эмоциональным ударом, ведь там был праздник, солнце и море, а здесь – серое небо, слякоть, будни. Часто ребенок долго может не перестроиться с ярких картинок на рабочий ритм, просто потому, что эмоционально он еще не вернулся, ему в этот момент не до учебы. Говоря об этой маме, хочу сказать, что, возможно, она строит режим, зная, что для ребенка лучше  - отдохнуть, валяясь на диване, или хотя на занятия. И это очень хорошая мама, потому что отталкивается от потребностей ребенка, от его особенностей.

Мама № 5. У нас выходные проходят по одному и тому же плану всегда – вечером в субботу мы идем на вечернюю службу, утром в воскресенье – на Литургию. Все остальные развлечения подстраиваются под этот ритм. Например, после того, как ребенок причастился, мы стараемся устроить маленький праздник – идем гулять, в кафе, покупаем ему какие-нибудь вкусности или приятные мелочи. Выходные у нас по умолчанию свободные от любой работы дни, когда мы гуляем, ходим в гости, едем на экскурсии, или просто отдыхаем дома. Поэтому мы все дела делаем заранее, на неделе. Разумеется, ни о каких уроках ни в субботу, ни в воскресенье речь не идет – все готовится в пятницу. А вечер воскресенья уже ощущается, как начало забот. С вечера достаем форму, чтобы утром не искать, проверяем рюкзак – вот и весь настрой на школу, ребенок это очень хорошо чувствует.

Комментарий эксперта. Здесь все просто – люди живут в ритме соблюдения определенных канонов. Если ребенок заранее знает об этом распорядке, если он привык, то для него в этом нет никакого стресса, никакой проблемы. И то, что все вместе идут в храм – это естественно, в этом нет для него стресса, поскольку к этому режиму он привык с младенчества. И если ребенок знает, что впереди выходные и надо все приготовить заранее – это хорошо, так как уклад семьи сформирован  заранее, и это не является проблемой ни для кого. Когда в семье традиции – это очень хорошо, и ребенок воспринимает это как естественную часть жизни.

Мама № 6. Возможно, в других семьях выходной – это такой день отдыха, но у нас это практически обычный день. Мы работаем всю неделю, и выходные – это такое время для домашних дел, для походов в магазины, на рынок. Конечно, бытовая техника помогает, но к ней же надо приложить руки! И для ребенка никто никакую специальную развлекательную программу не готовит, он же видит сам,  что родители заняты. Наоборот, мы стараемся, чтобы он нам помогал по возможности – помочь в уборке, с покупками. Поэтому вечер воскресенья у нас обычно самый простой: мы вместе ужинаем, смотрим кино, и обсуждаем, какие у нас планы на следующую неделю. Это помогает переключиться ему на школу, нам -  на работу.

Комментарий эксперта. В данном случае мне кажется, что умение среди повседневных забот найти возможность и устроить себе маленький праздник – это хорошая возможность порадовать себя и своих близких. Важно не то, в какое время мама занимается готовкой, или уборкой – все зависит от того, как это воспринимают взрослые. Если тяжело, – то и жизнь безрадостна. Если как нечто само собой разумеющееся, то, к чему относятся легко, спокойно, без напряжения – то и особой проблемы в таком распорядке нет.  Не важно, насколько интенсивно работает человек, важно, как он к этому относиться. И этот настрой передается ребенку: всю неделю ждешь пятницы, весь год – отпуска, всю жизнь – чего? Важно уметь «вовремя уйти с кухни». Если родители считают, что жизнь наполнена тяжелыми повинностями, то и ребенок будет воспринимать жизнь так же, и это будет естественным укладом жизни. Но бывает ведь и иначе – людям нравится заниматься домом, семьей, встречами с родственниками, готовить семейные обеды, облагораживать пространство. Важно понимать, что ребенок перенимает модель семьи, и жить он будет в дальнейшим именно так.

Выпускник школы (и института). Я  в детстве не видел особой разницы между буднями и выходными. Все время было одинаково, на выходных также надо было делать уроки. По сути, свободным временем распоряжаются родители, а не ребенок, и навязанные ему хоть уроки, хоть развлечения все равно воспринимаются как дела. Поэтому, если не заморачиваться досугом ребенка в промышленных масштабах, он в особых тонких настройках на учебный процесс и не нуждается.

Комментарий эксперта. Я согласна, что поначалу свободным временем распоряжаются родители. Именно они закладывают понятия «свободное время», «несвободное время», «рабочее время», и наполняют эти понятия. Есть люди, которые в принципе не делят свою жизнь на рабочее и нерабочее время. Как заложено в семье, так ребенок и будет воспринимать. Но если родители не обращают на это внимание, то ребенок сам себе продумывает, что у него будет свободным временем: время после урока, выходные, каникулы. Эта схема сложится сама по себе. Если родители хотят, чтобы ребенок перенял их модель – им надо об этом позаботиться. Но, какая бы модель ни была, неправомочна ситуация насилия над ребенком – если родители видят, что модель ребенку не подходит, то не стоит на этом настаивать. Дети – не наши клоны, они самостоятельны, и в модели отдыха в том числе. Как только ребенок испытывает психологический дискомфорт, тело может отреагировать психосоматическими заболеваниями. И если родители будут внимательны к ребенку, они обязательно найдут подходящий для ребенка вариант, главное, чтобы этот вариант был действительно подходящим и приносил радость.

А как вы настраиваете ребенка на учебную неделю?

  • Автор: Наталия Ферапонтова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться