«Не хочу учиться!», или Как облегчить ребенку адаптацию к школе

Назад
«Не хочу учиться!», или Как облегчить ребенку адаптацию к школе
- {{rating.rating | number}} +

Еще недавно, празднуя Первое сентября, все тебя поздравляли, чествовали как новоиспеченного первоклассника, и жизнь казалась чудесной. Но уже на другой день начались строгости, запреты, домашние задания – и отметки, не всегда радующие родителей. И все чаще в голову приходит мысль: а может, ну ее, эту школу?

Пробуждаем интерес

Любой здоровый ребенок от природы обладает мощной познавательной активностью – ему все интересно. И вроде бы школа отчасти для того и существует, чтобы этот интерес удовлетворять. Но часто бывает наоборот: знания, которые ты обязан получать, начинают казаться тускловатыми. Чтобы доказать ребенку, что узнавать новое – это не скучно, нужно внести в учебу элемент праздника. Удивляйтесь, «узнавая» вместе с ним, что Земля вращается вокруг Солнца, а «жи» и «ши» пишется с «и». Ахайте и восторгайтесь самому простому: это для вас оно простое, а малыш только что об этом узнал. Не обязательно сообщать ему своим постным видом, что все, о чем говорится в его учебниках, вам абсолютно не ново и не интересно. Кстати, это наверняка не так: некоторые современные учебники для начальной школы вполне способны привести родителей в изумление – хотя бы формой подачи материала.

Не ругаем за отметки

Нет, «тройка» в тетради – это, конечно, не повод для счастья: такого ли вы ждали от своего ребенка? Но если вы хотите эффекта, гораздо правильнее радоваться хорошим отметкам, чем картинно ужасаться плохим. Даже если ребенок принес за неделю всего одну четверку, это повод сделать из отметки целое событие («Ура! Ты становишься хорошистом!»), а не снисходительно фыркать («Ну наконец-то берешься за ум, троечник!»). Ребенок в этом возрасте еще умеет верить родителям. Если ему говорят, что он молодец, – он послушно ощущает себя молодцом. Говорят, что он оболтус и бестолочь, – он и в это верит. Мучается, но верит. И постепенно начинает приносить в портфеле не только «тройки», но и «двойки».

Особенно губительно родительское порицание за отметки для мальчиков. Хотя бы потому, что им объективно труднее в начальной школе, чем девочкам. Все эти крючки, письменные буквы, «отступи нужное количество клеточек» и «пиши без помарок» – всё это требует немалой усидчивости; а мальчишки и созревают медленнее (не зря в Германии, например, у них минимальный возраст поступления в школу выше, чем у девочек), и более подвижны от природы, и резкие слова их сильнее ранят. То, что у вашего сорванца «огород в тетрадке», честное слово, не значит, что он глупый или недоразвитый.

Держим руку на пульсе

Даже если вы зверски устали после рабочего дня, приготовления еды на всю семью и мытья целой горы посуды, найдите хотя бы десять минут, чтобы поговорить с ребенком о том, что было сегодня в школе. С кем он подружился, ладит ли с соседом по парте, что ему сказала учительница. Пусть он понимает, что его школьная жизнь вам интересна, что вы не считаете его детские радости и горести пустяком, не заслуживающим внимания. И не забывайте время от времени подходить к учительнице и выслушивать все, что накопилось у нее на душе. В конце концов, учителя – тоже люди, им нравится, когда их внимательно слушают и при этом уважительно кивают.

В учебном году есть несколько критических периодов; для первоклассников первый из них наступает сразу после Дня знаний – это 4–6 недель после начала учебного года. Следующий – конец второй четверти; может быть трудновато сразу после зимних каникул и в середине третьей четверти. В эти периоды нужно быть очень внимательными к состоянию ребенка, особенно тщательно следить, чтобы он соблюдал режим дня, хорошо завтракал и как следует высыпался.

  • Автор: Анна Бойко

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться