Курс молодого детсадовца: воспитатель рассказывает, что делает ваш ребенок, пока вы на работе

Назад
Чем занимается ребенок в детском саду, чего ждать от адаптации и как превратить каждый поход в садик в праздник
- {{rating.rating | number}} +

Гид для родителей, впервые отдающих ребенка в коллектив

 

Начало сентября – «время икс» для родителей, чьи дети впервые отправляются в детский сад. Как подготовить ребенка к первому дню в группе в частности и к жизни в коллективе вообще? Все волнующие вопросы мы задали Галине Фоминой - воспитателю с 30-летним стажем. 

 

Как устроен сад и что там делают с детьми

В разных садах распорядок дня может различаться, расскажу про наш. Открывается сад в 7 утра. Кто-то ведет ребенка уже к семи, кто-то чуть ли не до половины девятого. Летом принимаем детей на улице, в зимний период – в группе.

Постепенно дети подтягиваются. Пока мы общаемся с родителями, они идут играть. Потом занимаемся зарядкой. Моем руки, садимся завтракать, а в 9 начинается образовательная деятельность (другими словами, занятия).

По сути, занятия – это маленькие уроки, которые проводятся в игровой форме, в зависимости от группы они могут длиться 10, 15, 20 или 25 минут.

Примеры занятий – лепка, аппликация, развитие речи, обучение грамоте, математика, ознакомление с окружающим, ручной труд, физкультурные и музыкальные занятия. Между ними обязательно устраиваем перерыв.

После занятий дети немного играют, и мы уходим на прогулку. Стараемся гулять в любую погоду (конечно, если за окном не 30-градусные морозы), но все зависит от возраста детей. В СанПиНе прописано, что старшая группа не выходит гулять, если на улице -20° Цельсия или холоднее, а младшие – при -15°.

После прогулки возвращаемся в группу, моем руки, едим. Дальше – тихий час. До трех часов дня дети спят. Проснулись – встали, сделали бодрящую гимнастику, оделись, помыли руки, полдник.

Иногда после полдника тоже может быть какое-нибудь занятие – например, музыкальное. Это касается старших групп – там нагрузка больше, поэтому количество занятий больше. Если ребенку 3-4 года, у него будет только два занятия в день. Обычно же после полдника начинаются развлечения – театрализованные представления, игры, чтение, самостоятельная деятельность.

Работать детские сады могут до разного времени. Какие-то до 17.30, какие-то до 19.00, некоторые закрываются позже – узнать, по какому графику работает выбранный вами сад, стоит заранее.


 

Секреты успешной адаптации

 

  • Научите ребенка элементарным навыкам

При приеме в сад на самом деле нет обширных строгих требований к умениям ребенка, главное, чтобы он мог хотя бы минимально обслуживать себя. Обычно мы рассчитываем, что новички в состоянии ходить в туалет, снимать или надевать обувь, держать ложку.

Конечно, в группе могут и покормить, и попу вытереть, но когда много маленьких детей, задача сильно усложняется. Поэтому, родители, постарайтесь дать ребенку хоть какие-то навыки самообслуживания.

 

  • Заранее привыкните к новому расписанию

Нельзя в один прекрасный день просто сказать ребенку: «Привет, через два дня ты пойдешь в сад». К этому событию нужно начинать готовиться заранее. Сначала родителям необходимо узнать распорядок дня в садике и начать формировать у ребенка похожий режим. Делается это хотя бы за месяц или недели за три до поступления в детский сад.

Пример из жизни. В нашем саду в 12.30 мы едим, а после этого ложимся спать до трех пополудни. И вот к нам привели девочку, которая дома в три часа только ложилась. Разумеется, весь тихий час она не спала, а за 5-10 минут до пробуждения засыпала. Потом вставала очень тяжело, не высыпалась.

Иногда родители приводят утром ребенка и говорят: «Мы вчера легли спать в 12 часов». Конечно, весь следующий день ребенок будет невыспавшимся и усталым. Что вообще можно делать дома, чтобы трехлетний ребенок не спал до полуночи? В моей группе был один мальчик – он приходил, садился за стол, клал голову на стол и просто засыпал. Мы играли, читали – он спал. Один раз я даже не смогла его разбудить на утреннюю прогулку – он так и остался спать.

 

  • Создавайте положительный образ сада

Родители должны прививать ребенку желание ходить в детский сад. Для этого нужно рассказывать о садике только хорошее – что там будет много друзей, много игрушек, туда приезжает театр и бывают утренники.

Хорошо рассказать, как вы сами в детстве ходили в сад (а также как это делали старшие братья, сестры, бабушки и дедушки ребенка), как вам там нравилось и как много друзей вы нашли. 


 

Первый день на новом месте

 

  • Захватите сменку, носовой платок и частичку дома

Когда ребенок идет в детский сад, у него должна быть с собой сменная обувь, запасные трусики, маечка, дополнительный комплект одежды для помещения (ребенок может и облиться, и описаться, и обкакаться, даже если «уже давно» этого не делал), иногда требуется спортивная форма. Обязательно возьмите носовой платочек, он тоже пригодится. Некоторым детям, которые не приучены к туалету, родители оставляют подгузники.

А еще, когда ребенок в садике первый день, желательно, чтобы у него было с собой что-нибудь из дома, потому что это – свое, родное, это друг. Ребенок не так тяжело переживает, когда у него с собой что-то «домашнее».

Одна девочка в моей группе очень долго не расставалась с пледом. Когда мы играли, она просто носила свернутый плед с собой, а когда ложились спать, то обнимала его и прижимала к себе. Причем она им не накрывалась – просто засыпала вместе с ним.

 

  • Не забудьте любимую игрушку

В первое время желательно, чтобы ребенок приходил в сад со своими игрушками, тем более что дети часто меняются в садике и так ему будет проще со всеми подружиться. Но игрушки должны быть не мягкие и не мелкие (чтобы их нельзя было засунуть в нос или ухо), а такие, чтобы их было легко промыть – например, машинки или что-то резиновое. Можно взять свою книжку – каждый день мы читаем вслух.

Из еды дети могут принести печенье или конфеты, но обычно продукты из дома никто не берет. Когда у ребенка день рождения, он обычно приносит конфеты, печенье, соки, маленькие шоколадки и угощает друзей. В гигиенических целях лучше приносить порционные угощения.

 

  • Первый раз оставьте ребенка на чуть-чуть

В первый день желательно оставлять ребенка не больше чем на полтора-два часа, а с каждым разом постепенно увеличивать время пребывания в детском саду, иначе адаптация будет проходить трудно. Вообще, процесс освоения в новой обстановке всегда должен быть плавным. Если оставить ребенка в саду «резко», на следующий день он может не захотеть даже подходить к саду, будет капризничать и плакать, у него может подняться температура, даже если ребенок абсолютно здоров.

Одна девочка очень долго привыкала к садику. Дома у нее все было нормально, но как только она подходила к нашему зданию или заходила внутрь, у нее начиналась рвота. Маме приходилось забирать ее обратно домой. То ли это был страх, то ли нежелание оставаться, но у нее появился своеобразный рефлекс: вошла в садик – вырвало.

Через какое-то время все прекратилось, но сначала мы боялись, что она так и не привыкнет.

Часто случается такое, что ребенок пошел в сад и через несколько дней заболел. Обычно говорят, что это он в саду что-то подхватил или воспитатели недоглядели, но нет, дело в адаптации.

Есть дети с крепким иммунитетом, а есть те, кто походил 4 дня – и заболел. Ушел на больничный на две недели, выздоровел, вышел на несколько дней и снова заболел. Такое тоже не редкость.

 

  • Не обманывайте ребенка

Родителям необходимо выполнять свои обещания. Например, мама привела ребенка и обещает: «Заберу тебя домой до сна». Вот она обязательно должна забрать его до того, как дети лягут! Иначе ребенок не будет спать, будет ждать ее и постоянно подходить к воспитателю и спрашивать: «А когда мама меня заберет?».


 

К чему морально готовиться родителям

 

  • Знайте, что дома может наступить «разрядка»

Будьте готовы к тому, что после дня, проведенного в саду, у ребенка дома может наступать разрядка – капризы, слезы, крики. Напряжение копится, а в саду новичок не всегда может сбросить его – там другая обстановка, другие дети. Поэтому пока ребенок привыкает к детскому саду, постарайтесь создать в семье спокойную обстановку. Поменьше зовите к себе гостей и пореже ходите по гостям сами, ложитесь спать пораньше. Телевизора и видеоигр в жизни ребенка тоже должно быть поменьше.

Помните, что адаптация рано или поздно закончится – просто наберитесь терпения и транслируйте ребенку уверенность и хорошее настроение. Можно сказать: «Все люди ходят на работу. У папы своя работа, у мамы своя, а ходить в садик – это твоя работа».

Иногда разрядка бывает «отложенной», когда сначала детям интересно, но потом эффект новизны стирается и они понимают, что ходить сюда надо каждый день.

 

  • Уходя – уходите. Не рыдайте и не заглядывайте в группу по двадцать раз

Нередко дети начинают плакать, когда их приводят в сад. Конечно, в таких случаях родителю лучше обнять малыша, поцеловать, успокоить. Но с прощаниями лучше не затягивать – иногда ребенок уже пришел в себя, а мама все стоит рядом с ним и никак не уходит.

Хуже всего, когда мама и сама начинает плакать. Ребенку кажется: если мама плачет, значит, ей самой не хочется тут оставаться – и ей, и мне тут точно будет плохо. Поэтому даже если вы находитесь на грани истерики, успокойтесь – ребенок не должен почувствовать ваше волнение.

И помните: чем дольше мама стоит с сыном или дочкой, уговаривая и успокаивая, тем дольше и сильнее у ребенка будет истерика. Обычно когда родители уходят, проходит буквально минут 5-10 и дети успокаиваются. Они идут в группу, к ребятам, и сразу переключаются на что-то, начинают играть.

Еще одна распространенная ошибка родителей: после того, как ребенок зашел в группу, заглянуть в дверь – все ли у него хорошо. Вот не надо так делать, потому что ребенок сразу видит, что мама здесь, все бросает и бежит к ней. Конечно, потом ему будет сложнее вернуться в группу к ребятам.


 

Ошибки родителей. Читаем – и не повторяем

 

  • Не пугайте садом

Я знаю одну маму, которая говорила своему ребенку, когда тот баловался дома: «Сейчас отведу тебя в сад и оставлю там – будешь знать!». Ну как ребенок захочет идти в сад, если его так настраивают? Конечно, он боялся туда ходить.

 

  • Не давайте вредные советы, вы же не Григорий Остер (или?..)

Нельзя, чтобы ребенок слышал, что родители говорят что-то плохое о саде, воспитателях или других детях. Для ребенка мама – это авторитет, и все, что она говорит – правда. Поэтому нельзя навязывать неправильное поведение.

Иногда мама или папа настраивают ребенка: «Если тебя кто-то обижает – ты бей в ответ». Но если что-то не так и у ребенка возникли какие-то трудности, пусть лучше он подойдет к воспитателю – тот со всем разберется. Не должно быть такого, что кто-то ходит и постоянно всех колотит, потому что мама или папа велели ему так делать.

 

  • Забудьте слова «Лучше я»

Часто родители подавляют активность ребенка, не дают ему развиваться и что-то делать самому. Например, он начинает одеваться, а мама говорит: «Да ты будешь долго одеваться, давай лучше я!». Не надо – пусть он продолжает пытаться сам (хотя это и займет больше времени).

 

  • Не гоните коней

Еще одна распространенная ошибка родителей – излишняя спешка: детей слишком быстро начинают оставлять в саду на полный день и те не успевают адаптироваться.

Запаситесь терпением и не торопитесь сразу же выходить на работу.


 

Грязные штанишки, кровь из носа и другие ЧП

В саду может случиться что угодно. В больших садах есть медсестры, которые должны присутствовать каждый день, в садах поменьше медсестра может бывать на месте и 2 дня в неделю. В группах есть аптечки, поэтому если что-то случится, мы всегда можем промыть ребенку ранку, приклеить лейкопластырь, намазать зеленкой.

У ребенка может подняться температура, пойти кровь из носа – такое бывает очень часто. К нам ходил мальчик – у него были слабые сосуды, поэтому частенько шла кровь из носа. Мы знали об этой особенности, поэтому у нас всегда наготове была вата и бутылочка с перекисью водорода. Смочим ватку, вставим ему в нос – он посидит немножко, кровотечение остановится – и идет обратно играть.

Вообще в саду что только не может произойти.

Можно прищемить палец дверью, упасть и удариться обо что-нибудь, чтобы появилась шишка, может ужалить пчела на улице. В конце концов, ребенок может обкакаться (тогда помощник воспитателя (нянечка) помоет и переоденет ребенка).

 

Куда денут ребенка, если родители не успели забрать его до закрытия сада

Конечно, ребенка лучше забирать вовремя. Но если родители где-то задерживаются, обычно воспитатели сидят до победного и ждут, когда за ребенком придут. Оставить кого-то в пустом саду со сторожем или еще кем-то воспитатели не имеют права, поэтому начинаем звонить мамам, папам, бабушкам.

Раньше нам говорили, что в таких случаях надо звонить в детскую комнату милиции, а уже оттуда родители его заберут, но кто отправит ребенка в детскую комнату милиции? В нашем саду такого никогда не было.

Зато несколько раз случалось такое, что воспитатели оставляли записки и забирали ребенка с собой домой – это если уже совсем поздно, а за воспитанником так никто и не пришел.

В основном, конечно, сидим и ждем.

 

И еще два слова об эпик-фейлах

Наш сад так расположен, что во время прогулки видно, кто проходит мимо. И иногда дети видят, как проходят их родители – например, летом идут на речку, с полотенцами и со всеми пляжными атрибутами. Естественно, у детей начинается истерика. Родители стараются побыстрее прошмыгнуть, но дети все понимают и начинают плакать. Мы потом успокаиваем ребенка – «ты ошибся, это были не твои родители», или «они пошли куда-то по делам». Отвлекаем на что-то другое. Но родители не должны допускать таких ситуаций.

 

Из садика не исключают, но перевести хулигана в другое место – можно

При поступлении ребенка в детский сад заключается договор, в котором прописаны обязанности обеих сторон – сада и родителей. Например, сотрудники сада должны обеспечивать здоровье, внимание и уход, проводить занятия, а родители должны своевременно вносить плату, водить ребенка регулярно, а не раз в месяц. Ребенок должен быть чисто и опрятно одет. При несоблюдении каких-то правил, по идее, можно разорвать договор, но я о таких случаях ни разу не слышала.

В то же время бывают дети, которые ведут себя очень плохо – бьют других ребят, кусаются, кричат.

И иногда родители собираются все вместе, идут к заведующей садом и говорят: «Делайте, что хотите, но этот ребенок обижает наших детей, мешает им играть, спать, заниматься. Мы не хотим, чтобы он был в нашей группе».

В таких случаях заведующая может позвать родителей этого ребенка, поговорить с ними и найти какое-то решение – например, перевести его в другую группу или в специализированный сад. То есть детей не исключают, но забирают из группы.

 

«Я сама себя в угол поставила»

Если ребенок очень плохо себя ведет, мешает другим детям и не слушается, его могут наказать.

Лишать ребенка прогулки воспитатель не имеет права, но взять стул и посадить нарушителя спокойствия в сторонке от других детей может. Хулигану при этом скажут: «Сейчас все будут играть, а ты пока посиди и подумай, можно так себя вести или нет».

Конечно, долго дети так не сидят. Если ребенок молчит, можно подойти и спросить, как у него дела, знает ли он, за что его наказали. Обычно ответ удается получить сразу.

Но бывают и обратные ситуации. Была у меня в группе одна девочка – вот бегает-бегает со всеми, а через минуту посмотришь – уже стоит в углу и плачет. Подойдешь к ней: «Настя, почему ты плачешь?». «Я в углу стою». «А кто тебя поставил?» - «Я сама себя поставила». «Почему ты себя в угол поставила?» - «А я себя плохо вела».

 

Напутствие воспитателя всем родителям

Конечно, жизнь ребенка меняется, когда он идет в детский сад (и жизнь родителей тоже). Но настройтесь на то, что все будет хорошо, и передайте это спокойствие своему ребенку. Потому что какими бы дети не были, со всеми их капризами и недостатками, мы их все равно любим. Не думайте, что в саду одни чужие тетки и ваши дети никому там не нужны. За ними следишь, волнуешься – не привели кого-то, думаешь: не заболел ли, не случилось ли чего (хотя родители должны предупреждать о причине отсутствия ребенка, даже если он пропускает всего один день).

Когда дети переходят в другую группу, нам всегда жалко. Когда они уходят из сада в школу, на выпускном мы все плачем. Мы к ним привыкли, отдали частичку своей души – они уже становятся своими, родными. Нам не все равно.

  • Автор: Елена Меньшенина
  • Фото: Shutterstock

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Спасибо за статью!

забавные ролики)):D

надо было наших воспитателей попросить забавные моменты снять)