Детские занятия: лепка

Назад
Детские занятия: лепка
- {{rating.rating | number}} +

Поспособствовать развитию способностей у малыша можно по-разному. Например, можно заинтересовать кроху лепкой. Это полезное занятие не только развивает воображение, но ещё и помогает ребенку проявить свою индивидуальность. Об этом виде детского творчества рассказывает психолог Екатерина Мосина.

Ребенок берет в свои еще не очень ловкие руки пластилин, глину или соленое тесто, и – о, чудо! – бесформенный кусочек прямо на глазах превращается в причудливую фигурку. Малыш создает образы, созвучные своему мироощущению. И эти работы могут многое рассказать наблюдательному взрослому о личности творца.

Модель мира и «я» творца

Лепка – прекрасное занятие для любого ребенка, она развивает:

  • тонкую моторику пальцев рук и, соответственно, речь и интеллект;
  • художественное и эстетическое восприятие мира;
  • фантазию и пространственное мышление;
  • усидчивость, самоконтроль, умение планировать свою деятельность и доводить начатое до конца и пр.

И все это очень важно для становления гармоничной личности. Но вот вопрос – что и как лепит ребенок, если вы не руководите его действиями? Понятно, что самых маленьких (сегодня лепкой предлагают заниматься уже c полуторагодовалыми детьми) нужно учить пользоваться любыми материалами, будь то пластилин или краски, а вот детки постарше – дошкольники – уже способны проявить в творчестве свою индивидуальность.

Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, поэтому когда он лепит, он на самом деле пытается осмыслить действительность и свои взаимоотношения с нею. Малыш не подчиняет свою деятельность законам логики и не воспринимает ее отдельно от своего самочувствия.

Давайте понаблюдаем за процессом лепки и проанализируем творения маленького скульптора. Уже по первому впечатлению от поделки мы вполне можем судить о том, с каким настроением малыш работал.

Цвет материала, который выбирает ребенок для поделки, в первую очередь определяет то, что он переживает в данный момент. Например, красный, желтый, зеленый, синий чаще всего свидетельствуют об эмоциональном благополучии. (Но даже эти цвета в своем преобладании одного над другим могут сигнализировать о внутриличностных конфликтах.) Если же преобладают черный, коричневый, серый, ребенок может иметь скрытые неврозы.

Форма Сама поделка – проекция внутреннего «я». Если ребенок лепит хищников, старательно приделывая им множество защитных элементов (колючек, когтей, зубов и т. д.) – это может указывать на переживание скрытой агрессии, чаще защитного характера. Непропорциональность фигуры, широко раскинутые руки, общий сумбур и торопливость можно увидеть у гиперактивных детей.

Отношение к своей работе – это отношение к самому себе, самооценка. Важно, насколько внимательно ребенок слушает инструкцию взрослого, прорабатывает отдельные детали, старателен ли он. Много информации содержится в комментариях малыша по ходу лепки. Дети, которые первоначально получили негативную оценку взрослых, долго не могут вернуться к этому занятию, говорят, что им не хочется, что они не умеют и т. д. За такими отказами скрывается неуверенность ребенка в своих возможностях создать что-либо достойное внимания.

Девочка и черный волк (Таня, 7 лет)
В процессе консультации выяснилось, что вся семья девочки (мама, папа, старший брат) ранее находилась в секте. Там было много различных запретов и манипуляция сознанием, к чему активно привлечена была и девочка. Таня производила впечатление замкнутого, немногословного ребенка. Характерная поза – опущенные плечи, глаза в пол. Несколько занятий заняло установление контакта с ребенком: невозможно было выяснить, что ей нравится, что она любит и т. д. Таня отказывалась от любой предложенной психологом деятельности, но к пластилину проявила интерес. В результате был вылеплен черный волк, который сидел в тесном ярко-оранжевом частоколе. Зверю не хватало пространства даже для того, чтобы просто дышать, не то что повернуться. Только через две недели Таня захотела изменить свою работу, расширив пространство в клетке, и долепила козырек, который мог защитить несчастного волчонка от дождя. Чуть позже в вольере появилась дверка в «большой мир». В целом самочувствие девочки стало улучшаться: она уже свободно говорила о своих желаниях, которые слишком долго находились в «тесной клетке».


Чтобы увлечь ребенка лепкой...

  • Никогда не занимайтесь с ребенком «на бегу»: для детей от 3 лет рекомендуется 15 минут занятий, а для шестилеток – 35-45 минут.
  • Чаще хвалите ребенка – это создаст теплый эмоциональный фон и укрепит доверие между вами.
  • Старайтесь относиться к работе малыша серьезно, тогда он будет делиться с вами своими переживаниями и рассказывать о новых замыслах.
  • Учитывайте, что пока еще не все удается малышу. В процессе лепки можете немного поправить работу, но только с разрешения автора. Более серьезные исправления отложите до следующего занятия. Улучшенная работа доставит ребенку радость.
  • Ребенок часто повторяет то, что получается у него лучше всего. Чтобы избежать стереотипности в работах, подскажите малышу, как можно по-новому украсить фигурку, как включить ее в общий сюжет.
  • Приобретите пособия, которые в доступной форме рассказывают о самых простых приемах и техниках лепки, а также описывают каждый этап в изготовлении поделки.

Лепка как психотерапия

Итак, любая поделка ребенка расскажет о его внутреннем состоянии, и достаточно часто это состояние требует коррекции, которую может осуществить только специалист. Без лекарств и уколов, без заумных разговоров он поможет малышу обре сти себя и прийти в норму. Психотерапевтический эффект достигается за счет тесного и доверительного контакта ребенка со взрослым. Специалист умеет погружаться в мир ребенка, следовать за его мыслями и желаниями. Ребенок и взрослый вместе думают, как изменить получившегося героя, чтобы ему стало лучше, комфортнее в «жизни».
Теперь разберемся с вопросом о том, в каких случаях психологической коррекции детей используется лепка.

  • Самые сложные случаи – это глубокие неврозы или психологические травмы. На занятиях ребенок может выплеснуть наружу свои негативные эмоции и переживания в социально приемлемой форме (агрессия, гнев, тревога, страх). Психолог помогает ему осознать свои чувства.
  • Лепка снимает внутреннее напряжение, за счет трансформации созданных образов ребенок получает возможность изменить к лучшему свое состояние.
  • Красивые работы, которые хвалят значимые для ребенка люди, повышают его самооценку. Таким образом, лепка лечит многие болезни.

Восьмилетний Данила очень тяжело переживал развод родителей, и его маме пришлось обратиться в консультацию. В процессе работы я предложила ему слепить что-нибудь по своему желанию. Он делал много попыток начать лепить, но снова и снова незаконченная работа превращалась в комок. В конце концов, мы стали учиться лепить птицу. Пока я показывала первый элемент, он слепил свою птицу до конца. Когда я закончила показ всего изделия, Даня слепил уже целый выводок куриц и петухов и никак не мог остановиться. Ребенок не слышал взрослых и их речь, обращенную к нему, потому что дома уже давно никто не разговаривал с ним по душам и шла настоящая война между родителями за перетягивание ребенка на свою сторону. Родителям потребовалась семейная психотерапия для решения конфликтов, а мальчику – помощь в том, чтобы принять уход папы из семьи. Качество работ Данилы постепенно улучшалось, как улучшалось и его эмоциональное состояние. Он стал лепить меньше фигурок, но они становились все лучше и лучше. Через полгода мальчик жил уже только с мамой, а папа навещал его каждый выходной.


Полезные упражнения

«Настроение в мазках» - это упражнение позволяет улучшить эмоциональное состояние. Понадобится лист белого картона и яркий пластилин. Пластилин используют как масляные краски, пальцами нанося на картон мазки разной толщины и длины. Можно использовать и стеки для более крупных мазков. Не просите ребенка создать какой-либо определенный рисунок, ориентируйтесь только на его желания. Процессом руководить не нужно, так как такая работа – это свободный полет фантазии малыша. По окончании лепки постарайтесь обсудить, с какими эмоциями связаны использованные в композиции цвета, какие цвета нужно добавить, чтобы обогатить цветовую гамму и улучшить настроение работы. Возможно, ребенок увидит в абстракции какой-то конкретный образ. С поделкой можно поиграть, добавить новые элементы. Узнайте, что чувствует ребенок в связи с этими изменениями.

«Закончи начатое мною» - это упражнение объединяет семью, учит ребенка прислушиваться к чужому мнению, уважать чувства другого человека. Кто-то из вас (это может быть как взрослый, так и ребенок) начинает лепить фигурку. Слепив свой элемент, он передает фигурку другому. Заранее решать, что именно вы получите на выходе, не нужно. Задача – научиться договариваться в процессе совместной работы, не ссориться. Постарайтесь не «давить» на ребенка своим авторитетом. После окончания работы обсудите с ребенком возникавшие в процессе лепки чувства, проанализируйте, почему возникли те или иные разногласия, есть ли момент подавления чьего-либо мнения, как решались вами спорные моменты.

Полезные адреса

Москва
Психологический центр «Игра»
ул. Тверская, 12, стр. 8, под. 17, офис 12

Психологический центр «Тет-а-тет»
Банный пер., 8

Санкт-Петербург
Клуб для детей и родителей Wonder Lang
Комендантский пр-т, 4, вход № 5, 3-й этаж

Ярославль
Центр психологической и медико-социальной помощи детям
ул. Александра Невского, 7А

Екатеринбург
Психологический центр «Альбатрос»
ул. Ленина, 5, корп. 3,

Психологический центр «Обыкновенное чудо»
Самоцветный бул., 5, офис 15

Воронеж
Центр развития ребенка «АБВГДейка»
ул. Антокольского, 2

  • Автор: Екатерина Мосина (психолог)
  • Фото: Glow Images

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Полезные упражнения я с этим согласна, как по больше будем обязательно займёмся, а пока мой сынуля (1,2 мес.) только отрывает кусочек от теста и в рот :)))

Отлично написано, очень полезно!:D Мы с дочкой обожаем лепить!:)

Интересная статья, спасибо))